г. Москва |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А41-101151/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вестком" - Бондарь О.C., по доверенности от 07 марта 2014 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 10 марта 2016 года по делу N А41-101151/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вестком"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельных участков и обязании осуществить кадастровый учет земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вестком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), в котором просило суд:
- признать незаконным решение отдела кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 о приостановлении и от 25 декабря 2015 года N МО-15/РКФ-465868 об отказе в осуществлении кадастрового учета трех земельных участков, образуемых путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить государственный кадастровый учет трех земельных участков, образуемых путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 в соответствии с заявлением ООО "Вестком" от 15 сентября 2015 года N 35-2641974.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2016 года по делу N А41-101151/15 заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 69-72 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом кадастровая палата обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Дело рассматрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя кадастровой палаты, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, ООО "Вестком" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050525:1087, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 802 662+/-7839 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Новая, д. 38, участок находится примерно в 320 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка (номер регистрации: 50-50-09/032/2014-233) (л.д. 37 т. 2).
05 августа 2015 года единственным участником ООО "Вестком" принято решение о разделе указанного выше земельного участка на три земельных участка с площадями 503 777 кв.м., 220 121 кв.м., 78 764 кв.м., а также об установлении сервитута площадью 3018 кв.м., ширина 4 м, длина 752 м (л.д. 38 т. 2).
ООО "ИнвестПроект-МП" был подготовлен межевой план на выделяемые из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 земельные участки (л.д. 20-42 т. 1).
ООО "Вестком" 15 сентября 2015 года обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 35-2641974.
Кадастровая палата решением от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 приостановила осуществление кадастрового учета по следующим основаниям:
- в нарушение пунктов 72, 73 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэконом развития России от 24 ноября 2008 года N 412 (далее - Требования) выполнен раздел "Схема расположения земельных участков" (далее - Схема). Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков. В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ но образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования и т.п.). На представленной Схеме отсутствует отображение земель общего пользования. Кроме того, представленная Схема выполнена с использованием условных обозначений и масштаба, не позволяющих однозначно определить посредством каких участков обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам;
- в нарушение пункта 52 Требований в таблице реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" сведения о виде разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствуют сведениями государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка;
- в нарушение пункта 50 Требований в таблице реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" сведения об адресе образуемых земельных участков не обоснованы актом органа государственной власти или органа местного самоуправления и не соответствуют сведениям об адресе исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 в результате раздела которого образованы данные земельные участки;
- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (несоответствие в частях образуемых земельных участков и исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087) (л.д. 42-43 т. 2).
22 октября 2015 года общество подало в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области возражения на решение от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920.
Кадастровая палата письмом от 26 ноября 2015 года N исх01-39/3324 сообщила обществу о том, что возражения рассмотрены, принятое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 действующему законодательству не противоречит (л.д. 17-19 т. 1).
Решением кадастровой палаты от 25 декабря 2015 года N МО-15/РКФ-465868 отказано в осуществлении кадастрового учета трех земельных участков, образуемых путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 (л.д. 44 т. 2).
Полагая, что указанные решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 и об отказе в осуществлении кадастрового учета от 25 декабря 2015 года N МО-15/РКФ-465868 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Закона.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ. К таковым документам относятся заявление; межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 (категория земель, к которой отнесен земельный участок) настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона (в порядке межведомственного информационного взаимодействия); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 (разрешенное использование) настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона (в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
В силу части 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктами 72, 73 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэконом развития России от 24 ноября 2008 года N 412, раздел "Схема расположения земельных участков" оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы.
Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования.
Из представленного в материалы дела межевого плана на выделяемые из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 земельные участки следует, что на схеме расположения земельных участков пунктирной линией и подписью "земли общего пользования" обозначены земельные участки общего пользования, что также отображено в условных обозначениях:
- указан способ отображения земель общего пользования в виде пунктирной линии с подписью: "-------------- Обозначение земель общего пользования",
Кроме того, на схеме указана часть: 1087:ЗУ2/чзу6 с подписью "Обозначение части земельного участка образованной для обеспечения доступа от образуемых земельных участков 50:09:0050525:1087:ЗУ1 и 50:09:0050525:1087:ЗУЗ к землям (земельным участкам) общего пользования" (л.д. 41 т. 1)
Пунктом 52 Требований установлено, что вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, исходный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В межевом плане на выделяемые из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 земельные участки при указании сведений об образуемых земельных участках и их частях (лист N 9, 13, 17) также видом разрешенного использования указано: "для сельскохозяйственного производства" (л.д. 28, 32, 36 т. 1).
Согласно пункту 50 Требований сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" при наличии соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам. Копия такого акта включается в состав Приложения.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в соответствующую строку реквизита "4" вносится описание местоположения земельного участка (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС)).
Из свидетельства о государственной регистрации от 27 марта 2014 года следует, что земельному участку с кадастровым номером 50:09:0050525:1087 установлен адрес (местонахождение): Московская обл., Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Новая, д. 38, участок находится примерно в 320 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
В качестве адресов (местонахождения) образуемых земельных участков в межевом плане указано: Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Новая (описание местоположения земельных участков до максимально возможного уровня).
Также в качестве основания для приостановления осуществления кадастрового учета в решении от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 указано на наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (несоответствие в частях образуемых земельных участков и исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:1087).
Как указывает заявитель, Государственный кадастр недвижимости содержит сведения, что на кадастровом учете учтены три части, являющиеся охранными зонами: учетный номер 1-2050 кв. м, учетный номер 2-10937 кв.м., учетный номер 3-10371 кв.м.
При этом часть 2 и часть 3 являются многоконтурными и состоят из двух отдельных частей.
В представленном межевом плане обозначено 6 частей:
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу1 - площадь 2049 кв.м., охранная зона;
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу2 - площадь 283 кв.м., охранная зона;
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу3 - площадь 10654 кв.м., охранная зона;
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу4 - площадь 259 кв.м., охранная зона;
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу5 - площадь 10111 кв.м., охранная зона;
- 50:09:0050525:1087:ЗУ2/чзу6 - площадь 3018 кв.м., доступ к землям общего пользования.
Площадь частей 1 и 3 в КГН отличается от площади, указанной в межевом плане, на 1 кв.м. в связи с определением поворотных точек к нормативной точностью.
В соответствии с пунктом 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из установленных требований к границам установления охранных зон.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемых решений о приостановлении осуществления кадастрового учета от 25 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-350920 и об отказе в осуществлении кадастрового учета от 25 декабря 2015 года N МО-15/РКФ-465868.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2016 года по делу N А41-101151/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-101151/2015
Истец: ООО "Вестком"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в лице ФИЛИАЛА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра"