г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А42-8346/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Андреева Е.А. по доверенности от 11.01.2016 N 17-01;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9323/2016) Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2016 по делу N А42-8346/2015 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск
к Контрольно-счетной палате МО ЗАТО Александровск
о признании недействительным представления
установил:
Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск
(адрес: 184682, Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Флотская, д. 9, ОГРН 1105105000045, далее - заявитель, УМС, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (адрес: 184650, Мурманская область, г.Полярный, ул. Советская, д.8, ОГРН 1125110000322, далее - КСП) N 2-ПР от 07.09.2015.
Решением суда от 16.02.2016 заявленные требования удовлетворены частично, судом признаны недействительными пункты 2, 3 резолютивной части представления КСП N 2-ПР от 07.09.2015, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе КСП, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель КСП, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без ее участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением КСП от 28.05.2015 N 23-р на основании обращения главы ЗАТО Александровск, пункта 4 раздела II Плана работы КСП на 2015 год, назначена проверка по теме "Целевое и эффективное использование средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года. Правомерность и соответствие федеральному законодательству муниципальных правовых актов, регламентирующих установление платы за наем жилых помещений и порядок их применения".
Проверка проводилась в администрации ЗАТО Александровск, УМС, Муниципальном казенном учреждении "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" в период с 03.06.2015 по 18.06.2015.
Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2015 N 4/2, подписанным с разногласиями.
31.08.2015 составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого
07.09.2015 вынесено представление N 2-ПР об устранении нарушений, установленных проверкой целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета за I квартал 2015 года.
В представлении от 07.09.2015 N 2-ПР отражены выявленные проверкой нарушения, в том числе:
1. нарушение Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" - не обеспечено формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск.
2. не представлен специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, который в ЗАТО Александровск отсутствует.
3. нарушение статьи 264.1 БК РФ, пунктов 143, 145 Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н; отсутствие достоверной информацией по количеству, общей площади и балансовой стоимости жилых помещений; несвоевременное списание стоимости приватизированных квартир с реестрового учета муниципального имущества; занижение балансовой стоимости объектов жилищного фонда в части отсутствия в учете 229 квартир, и отсутствие балансовой стоимости 66 жилых домов и 113 жилых помещений жилищного фонда.
4. нарушение пункта 1.5 приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" в ЗАТО Александровск - не проводится инвентаризация муниципальной казны (в части муниципального жилищного фонда), в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие объектов муниципальной собственности, их состояние и стоимость.
5. нарушение статьи 160.1 БК РФ, частей 2, 9 постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 N 15 - отсутствует установленный порядок составления (отражения) в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджета ЗАТО Александровск, определения порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов, отсутствия мониторинга, контроля и анализа поступления соответствующих источников доходов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ, Положением о КСП, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 N 8, КСП ЗАТО Александровск предложила в срок до 07.10.2015:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.
2. Провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск.
3. Сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении
муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального
имущества ЗАТО Александровск. Вести специализированный реестр учета
муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.
4. Осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия главного администратора неналоговых доходов местного бюджета в соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 N 15.
5. Представить в КСП информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
Посчитав пункты 2, 3 и 4 резолютивной части представления не соответствующими требованиям действующего законодательства, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования, правомерно руководствовался следующим.
В представлении от 07.09.2015 N 2-ПР КСП на нарушение заявителем положений статьи 160.1 БК РФ, частей 2, 9 постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 N 15, в связи с отсутствием порядка составления (отражения) в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджета ЗАТО Александровск, определения порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов, отсутствия мониторинга, контроля и анализа поступления соответствующих источников доходов.
Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2014 N 99 "Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" главным администратором неналоговых доходов, в том числе по доходам местного бюджета по коду бюджетной классификации 915 1 11 09044 04 000 120 "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" утверждено УМС.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 6, части 3 статьи 41, статьи 62, части 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), пункта 9 Порядка осуществления органами местного самоуправления ЗАТО Александровск и органами администрации ЗАТО Александровск бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета ЗАТО Александровск, утвержденного постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 19.01.2010 N 15, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами пришел к выводу о том, что выявленное нарушение правомерно установлено КСП, в связи с чем пункт 4 резолютивной части представления не нарушает права заявителя при осуществлении им экономической деятельности. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда. Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Согласно пункту 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктами 2 и 3 резолютивной части оспариваемого представления КСП предложило УМС провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск; сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск; вести специализированный реестр чета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.
Приказом Минстроя России от 02.12.1996 N 17-152 утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда.
С учетом положений названных норм постановлением администрации ЗАТО Александровск от 14.10.2014 N 2540 утверждена Методика расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск (далее - Методика расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений).
В соответствии с Методикой расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений общая площадь муниципального жилого фонда и его балансовая восстановительная стоимость являются исходными данными для расчета платы за наем.
Согласно акту проверки от 18.06.2015 N 4/2, Управление не владеет достоверной информацией о количестве, общей площади и балансовой стоимости жилых помещений; списание стоимости приватизированных квартир с реестрового учета муниципального имущества производится несвоевременно. Также отражены факты занижения балансовой стоимости объектов жилищного фонда: отсутствие в учете 229 квартир, отсутствие балансовой стоимости 66 жилых домов и 113 жилых помещений жилищного фонда.
Искажение и недостоверность в учете жилищного фонда муниципальной казны, по мнению КСП, могли быть устранены путем проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования. В связи с чем, пунктами 2 и 3 резолютивной части оспариваемого представления УМС было предложено провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск; сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск; вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 решения Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 11.03.2010 N 32 "Об утверждении Положения о муниципальной казне ЗАТО Александровск" (далее - Положение о муниципальной казне) от имени ЗАТО Александровск правомочия собственника в отношении объектов муниципальной казны осуществляют уполномоченные органы администрации ЗАТО Александровск.
Согласно пунктам 2.1, 2.3, 2.5 Положения об УМС, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 08.12.2009 N 81, (далее - Положение об УМС) основными задачами УМС являются: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, в порядке, определенном Советом депутатов ЗАТО Александровск; организация работы по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск; осуществление контроля за рациональным, эффективным и целевым использованием объектов муниципальной собственности, полнотой и своевременностью уплаты в местный бюджет (бюджет муниципального образования ЗАТО Александровск) арендных платежей за имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, включая земельные участки.
В соответствии пунктами 3.1 и 4.1. указанного Положения, УМС среди прочих, осуществляет следующие функции: представляет интересы муниципального образования ЗАТО Александровск в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск; оформляет поступление в муниципальную казну муниципального образования ЗАТО Александровск объектов муниципальной собственности и их списание; проводит инвентаризацию муниципальной казны муниципального образования ЗАТО Александровск; несет ответственность за достоверность, полноту и сохранение информационной базы Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 18 Положения о муниципальной казне контроль использования по назначению и сохранности объектов муниципальной казны может осуществляться путем:
проверки фактического наличия и использования по назначению отдельных объектов муниципальной казны, а также соответствия фактических данных об этих объектах сведениям, содержащимся в документах бюджетного учета организаций и в сводном реестре имущества ЗАТО Александровск;
проведения инвентаризации объектов муниципальной казны, в том числе технической инвентаризации. Порядок проведения, периодичность и полнота инвентаризации в зависимости от вида имущества определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 3 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете).
Суд первой инстанции обоснованно сослался на пункт 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации имущества), содержащих перечень оснований проведения инвентаризации.
Как верно указал суд, порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, установленный Методическими указаниями по инвентаризации имущества, не распространяет свое действие на проведение инвентаризации объектов муниципальной казны.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации объектов муниципальной казны органами местного самоуправления ЗАТО Александровск не установлены, что исключает возможность исполнения представления в данной части.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" (далее - Порядок ведения реестра муниципального имущества). Пунктом 2 Порядка ведения реестра муниципального имущества установлено, что объектами учета в реестре является, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защите государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (пункт 3 Порядка ведения реестра муниципального имущества).
Пунктом 2.3 Положения об УМС организация работы по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск возложена на УМС. Перечень сведений, подлежащих включению в реестр, предусмотрен пунктом 4 Порядка ведения реестра муниципального имущества, которым также определено включение в разные разделы сведений о недвижимом имуществе, сведений о движимом имуществе, сведений о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах.
Согласно пункту 6 Порядка ведения реестра муниципального имущества внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.
Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).
В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменение сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведения об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.
Податель жалобы полагает, что реестр муниципального имущества не содержит полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда.
Судом первой инстанции на основании представленной в материалы дела выписки из реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск установлено, что сведения о муниципальном имуществе, включаемом в реестр, разнесены по разделам и представлены в том объеме, который установлен Порядком ведения реестра муниципального имущества.
При этом, наличие неточностей в реестре муниципального имущества обусловлено отсутствием нормативных правовых актов по учету, приему (выбытию), объектов муниципального жилищного фонда, составляющих муниципальную казну ЗАТО Александровск, а также отсутствием регламента взаимодействия между учреждениями по вопросам, связанным с управлением муниципальным жилищным фондом.
В пункте 3 представления КСП предложила заявителю вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск, КСП ссылается на Положение о муниципальной казне, в котором пунктом 3 статьи 15 предусмотрено, что учет объектов муниципальной казны осуществляется путем ведения соответствующих записей в специализированных реестрах по отдельным видам имущества, составляющих муниципальную казну, которые входят в состав сводного реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 N 92, предусмотрено, что уполномоченные органы администрации ЗАТО Александровск, ответственные за ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и сводного реестра имущества ЗАТО Александровск определяются постановлением администрации ЗАТО Александровск. Такое постановление администрацией ЗАТО Александровск не издавалась.
С учетом изложенного, пункты 2 и 3 резолютивной части оспариваемого представления не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, в связи с чем правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьями 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2016 по делу N А42-8346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8346/2015
Истец: Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск
Ответчик: Контрольно-счетная палата МО ЗАТО Александровск