г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А56-53815/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О. Н. Сидельниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1822/2016) МИФНС N 25 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 по делу N А56-53815/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию"
к 1) МИФНС N 25 по Санкт-Петербургу, 2) УФНС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Гуляев А. В. (доверенность от 14.01.2016); Трофимова С. В. (доверенность от 26.01.2016); Коваль И. А. (доверенность от 14.01.2016)
от ответчика: 1) Назаров Н. П. (доверенность от 14.01.2016); Рыбинцев Д. С. (доверенность от 13.01.2016); 2) Шишканов А. О. (доверенность от 01.03.2016)
установил:
Открытое акционерное общество "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (наименование изменено на акционерное общество "Городское агентство по телевидению и радиовещанию", ОГРН 1057812160240, место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, улица Чапыгина, дом 6, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.01.2015 N 3527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 29.01.2015 N 27 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; о признании недействительными решений Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - управление) от 08.05.2015 N 16-13/20435, от 08.05.2015 N 16-13/20434; обязании инспекции возместить обществу налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 10 561 847 руб. 91 коп. путем возврата указанной суммы на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 02.12.2015 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Инспекция считает, что заявителем к вычету неправомерно приняты суммы налога, относящиеся к самостоятельному виду хозяйственных операций, не являющихся объектом налогообложения по главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), то есть к бесплатному распространению телевизионных программ, затраты на производство и трансляцию которых возмещаются в рамках договоров субсидирования. Расходы на производство и трансляцию социально-значимых программ в полном объеме возмещались обществу посредством выделения Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - комитет) субсидий на основании договоров от 11.06.2014 N 14-ДС-004, от 26.06.2014 NN 14-ДС-005, 14-ДС-006, 14-ДС-007, 14-ДС-008, 14-ДС-009, которые заключены в соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2014 N 476 "О предоставлении в 2014 году субсидий в целях возмещения затрат, предусмотренных Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Сумма НДС в размере 10 561 847 руб. 91 коп. заявлена обществом к вычету необоснованно, поскольку затраты на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС по которым отражены в книге покупок, возмещены обществу комитетом в полном объеме. По мнению инспекции, если налогоплательщик получил компенсацию всех понесенных расходов, связанных с трансляцией социально-значимых программ, посредством выделения ему субсидии с учетом НДС, то получение дополнительно к этому еще и налоговых вычетов необоснованно в той мере, что налогоплательщик не нес никаких расходов, связанных с предъявлением ему сумм налога. Инспекция указывает, что получение субсидий имеет помимо правового, также и доказательственное значение, так как подтверждает то обстоятельство, что заявитель получил возмещение затрат не по всем телепрограммам, а только по социально-значимым, то есть получение субсидии свидетельствует о том, что деятельность по трансляции именно этих социально значимых программ является изначально необлагаемой.
В судебном заседании представители инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель управления просил апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Представители общества просили оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу инспекции и объяснения управления.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 года, по результатам которой составлен акт от 06.11.2014 N 4747 и вынесены решения от 29.01.2015 N 3527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение N 3527) и N 27 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 14 278 583 руб. (далее - решение N 27)
Решением N 3527 установлено завышение обществом НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 2 квартал 2014 года в сумме 14 278 583 руб. Решение N 3527 изменено решением управления от 08.05.2015 года N 16-13/20435, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества. Решением управления N 16-13/20435 подтверждена необоснованность предъявления обществом в вычетам НДС в сумме 10 561 847 руб. 91 коп., в остальной части решение N 3527 отменено.
Решением управления от 08.05.2015 N 16-13/20434 решение N 27 отменено частично, с учетом вывода управления о необоснованном применении обществом налоговых вычетов в сумме 10 561 847 руб. 91 коп.
В оспариваемых обществом решениях инспекции сделан вывод о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ у заявителя отсутствовали правовые основания для применения налоговых вычетов по НДС, предъявленных контрагентами по расходам налогоплательщика на производство, трансляцию социально-значимых программ и операторами связи по оказанию услуг связи для целей телевизионного вещания, поскольку трансляция осуществлялась в рамках договоров о предоставлении субсидий, объектом налогообложения не является и не связана с деятельностью, облагаемой НДС.
Признавая оспариваемые ненормативные правовые акты недействительными, суд обоснованно исходил из того, что заявителем соблюдены требования действующего законодательства для применения спорной суммы налоговых вычетов.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественный прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения по НДС, товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет телевизионное вещание средства массовой информации "Телеканал "Санкт-Петербург" (далее - телеканал) на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензии на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 21466 от 30.07.2012 (далее - лицензия). Приложением N 1 к лицензии определена программная направленность телеканала и установлено, что рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с "Введением" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст, ОКВЭД используется при решении основных задач, связанных с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг). Согласно Приложению А "Описание группировок" к ОКВЭД группировка 92.20 "Деятельность в области радиовещания и телевидения" включает: передачу и распределение радио- и телевизионных программ в замкнутой цепи; производство радио- и телевизионных программ, связанное или не связанное с их трансляцией. Подготовленные и транслируемые программы могут содержать информационную, публицистическую, просветительскую, развлекательную, рекламно-коммерческую и прочие виды аудиовизуальной информации в открытой или кодированной форме. Подготовленные программы записываются на технический носитель информации, который может быть продан, предоставлен на прокат или сохранен для трансляции или повторной трансляции.
Выручка от реализации, полученная обществом в проверяемом периоде, и расходы, осуществленные в данном периоде, относятся к "Деятельности в области радиовещания и телевидения" (ОКВЭД 92.20 по ОК 029-2001), деятельность заявителя направлена на получение дохода от операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
При этом ссылка налогового органа на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 170 и пунктом 2 статьи 171 НК РФ у общества отсутствовали основания для применения налоговых вычетов по НДС, предъявленному контрагентами по расходам на производство и трансляцию социально-значимых программ и операторами связи по оказанию услуг связи для целей телевизионного вещания социально-значимых программ, судом апелляционной инстанции отклонена.
Позиция инспекции не основана на положениях статьи 149 НК РФ, определяющей перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также на положениях пункта 2 статьи 146 НК РФ, определяющих перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения. Доказательств того, что заявитель осуществляет такие операции, инспекцией со ссылкой на положения Кодекса не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявителем соблюдены положения статей 169, 171 и 172 НК РФ для применения спорной суммы налоговых вычетов по НДС.
Судом обоснованно указано на то, что возмещение заявителю комитетом путем предоставления региональных субсидий (грантов) части затрат, понесенных в связи с производством социально-значимых программ, не препятствует обществу заявить к возмещению предъявленные ему суммы НДС по приобретенным им товарам (работам, услугам).
Доводов со ссылкой на положения Кодекса, свидетельствующих об обратном, инспекцией не приведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем соблюдены положения действующего законодательства для применения спорной суммы налоговых вычетов.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе инспекции и объяснениях управления, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 по делу N А56-53815/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53815/2015
Истец: ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N 25 по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной Налоговой службы России по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6750/16
15.09.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6750/16
06.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1822/16
02.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53815/15