Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2016 г. |
дело N А32-1729/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Николаева Д.В., Стрекачёва А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Баевой А.П.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик: представитель Татулян С.Б. по доверенности от 30.05.2016.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО санаторий "Прометей"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 по делу N А32-1729/2016
по заявлению ПАО санаторий "Прометей"
к Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
ПАО санаторий "Прометей" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по городу-курорту Геленджик о признании недействительным решения от 12.05.2015 N 21-12-333 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края 21.03.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что налоговый орган пришел к правильному выводу, что обществом корректировка резервов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год произведена за пределами налогового периода, что противоречит требованиям ст. 324.1 НК РФ.
ПАО санаторий "Прометей" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что расходы понесенные налогоплательщиком при формировании резерва, по своей природе являются расходами на оплату труда в форме стимулирующих начислений и страховых взносов. Налоговым органом не оспаривается реальность понесенных расходов. Налоговый кодекс не содержит запрета на формирование резервов в форме единовременного начисления за пределами налогового периода.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ПАО санаторий "Прометей" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 13.01.2015 N 1.
В ходе проверки инспекция установила занижение обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2012 год в размере 2 662 049 руб., в 2013 год в размере 226 079 руб., в связи с неправомерным отнесением на расходы сумм резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за 2012 и 2013 годы соответственно.
Рассмотрев материалы проверки, письменные возражения налогоплательщика, в присутствии представителя общества, инспекция приняла решение от 12.05.2015 N 21-12-333 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен налога прибыль в сумме 577 626 руб.
Не согласившись с решением инспекции, ПАО санаторий "Прометей" подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 12.05.2015 N 21-12-333 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
ПАО санаторий "Прометей" не согласилось с указанными решениями, что явилось основанием его обращения в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со ст. 324.1 НК РФ (п. 24 ст. 255 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений работников, обязан, во-первых, отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, во-вторых, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодных вознаграждений, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату ежегодных вознаграждений к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
На основании пункта 6 ст. 324.1 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль, отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 324.1 Кодекса для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва (п. 3 статьи 324.1). Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Из приведенных норм следует, что по результатам инвентаризации заложенного резерва, с учетом фактического фонда оплаты труда и обязательных отчислений, у налогоплательщика до окончания налогового периода есть право на корректировку расчетов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год. Корректировка заложенного резерва за пределами налогового периода не соответствует требованиям действующего налогового законодательства.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспекция установила занижение обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2012 год в размере 2 662 049 руб., в 2013 год в размере 226 079 руб., в связи с неправомерным отнесением на расходы сумм резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за 2012 и 2013 годы соответственно.
Установлено, что общество в соответствии с учетной политикой на 2012 и 2013 год (приказы от 31.12.2011 N 154-П, от 29.12.2012 N 267-П) и расчетом премии по итогам года по ПАО санаторий "Прометей" создало (сформировало) резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам за 2012 год в размере 842 993,42 руб. и по итогам 2013 года в размере 3 473 552,74 руб.
За пределами налоговых периодов, на основании писем ОАО "Транснефть" (учредителя общества) от 14.01.2013 N 24-03-22/368 и от 13.01.2014 N 24-03-07/335, ПАО санаторий "Прометей" объем резерва на оплату вознаграждения по итогам за 2012 год увеличил на 2 662 049 руб. (с учетом величины страховых взносов - 617 464,52 руб.), по итогам за 2013 год увеличен на 226 079 руб. (с учетом величины страховых взносов - 22 695,04 руб.).
С учетом данного увеличения обществом проведена инвентаризация резервов по состоянию на 31.12.2012 (протокол N 2 без даты) и 31.12.2013 (протокол N 1 без даты) соответственно.
Вместе с тем, на конец налогового периода (31 декабря) инвентаризация с учетом увеличения резервов на основании писем учредителя общества от 14.01.2013 N 24-03-22/368 и от 13.01.2014 N 24-03-07/335 произведена быть не могла, и как следствие, общество не могло исполнить обязанность, установленную п. 3 ст. 324.1 НК РФ с учетом данных сумм. Приказы ПАО санаторий "Прометей" об увеличении резервов на 2012 и 2013 годы не представлены, как в пределах налогового периода, так и после его истечения (с учетом писем учредителя).
С учетом изложенного, налоговый орган пришел к правильному выводу, что обществом корректировка резервов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год произведена за пределами налогового периода, что противоречит требованиям ст. 324.1 НК РФ.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае, налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, обязан отразить в учетной политике принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений в резерв; решение о создании резерва должно быть принято в начале года; уточняется резерв в конце года по результатам инвентаризации, чего обществом не сделано.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение налогового органа о доначисления налога на прибыль в сумме 577 626 руб. законно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым органом не оспаривается реальность понесенных расходов, не может быть принят во внимание, поскольку имеет значение не только реальность и обоснованность расходов, но и отнесение их к соответствующему налоговому периоду. Согласно ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Нарушение вышеуказанного порядка влечет за собой отказ в признании права предприятия учесть указанные суммы в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 по делу N А32-1729/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1729/2016
Истец: ПАО " Прометей", ПАО санаторий "Прометей"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик
Третье лицо: ИФНС ПО ГОРОДУ-КУРОРТУ ГЕЛЕНДЖИКУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ