г. Томск |
|
8 июня 2016 г. |
Дело N А27-26120/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Овчинникова Олега Анатольевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.03.2016 по делу N А27-26120/2015 (судья С.Е.Петракова) по заявлению индивидуального предпринимателя Овчинникова Олега Анатольевича (ОГРНИП 307425022800015, ИНН 420527542235), Кемеровская область, Кемеровский район д. Сухово, к Администрации Щегловского сельского поселения (ОГРН 1054250014631, ИНН 4250002449), Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области, г. Кемерово, об оспаривании отказа в предоставлении в собственность арендуемого земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Овчинников Олег Анатольевич, являющийся главой крестьянского фермерского хозяйства (далее - ИП Овчинников О. А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Щегловского сельского поселения (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, изложенного в письме N Исх-27/5645 от 28.10.2015. Предприниматель просил обязать Администрацию Щегловского сельского поселения подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, в течение 14-ти календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ИП Овчинников О. А. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции предприниматель указывает, что им соблюдены все требования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, в том числе представлена информация от уполномоченного органа о надлежащем использовании спорного земельного участка на праве аренды, в связи с чем отказ Администрации является незаконным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ иными лицами, участвующими в деле, не представлены, представители для участия в судебном заседании не направлены.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного и третьих лиц.
В судебном заседании 20.05.2016 представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрение дела было отложено судом на 11-00 час. 01.06.2016.
От Администрации и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, от предпринимателя - объяснения по делу.
В судебное заседание 01.06.2016 лица, участвующие в деле, представителей не направили; дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя предпринимателя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Овчинников Олег Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2007; в ЕГРИП 16.04.2014 внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Овчинников О. А.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (арендодатель) и Овчинниковым Олегом Анатольевичем (арендатор) 27.02.2012 на основании постановления Администрации Кемеровского муниципального района N 384-п от 17.02.2012, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225 (в тексте решения суда ошибочно указано - 24:04:0202001:225), из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 28413 кв.м., с разрешенным видом использования "для размещения животноводческой фермы", местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 м. на юго-восток от улицы Клубная (далее также - спорный земельный участок).
Срок действия договора установлен с 17.02.2012 до 17.02.2014.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (далее также - Управление Росреестра по Кемеровской области) договор аренды зарегистрирован 12.09.2013.
Соглашением к договору от 11.03.2014, зарегистрированным в установленном порядке 28.05.2014, срок действия договора установлен с 17.02.2012 до 17.02.2016.
08.10.2015 предприниматель обратился в Администрацию Щегловского сельского поселения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 28 413 кв.м., с разрешенным видом использования "для размещения животноводческой фермы".
К заявлению приложено, в том числе письмо Управления Росреестра по Кемеровской области от 22.09.2015 N 16/08798, свидетельствующее о том, что по результатам административного обследования земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, нарушений законодательства в сфере рационального использования земель, то есть несоответствия его виду разрешенного использования выявлено не было.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя Администрацией письмом от 28.10.2015 N Исх -27/5645 отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В обоснование вывода, положенного в основу отказа, Администрация указала на то, что предпринимателем не представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения используется в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что отказ Администрации в предоставлении испрашиваемого участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку представленное предпринимателем письмо Управления Росреестра по Кемеровской области от 22.09.2015 N 16/08798 не принял во внимание, посчитав, что заключение, выданное Управлением Росреестра по Кемеровской области о целевом использовании спорного земельного участка, не является тем документом, которым подтверждается надлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (подпункт 4 пункта 1 статьи 39.17), а также цель использования земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, у Администрации обязанность по предоставлению в собственность земельного участка может возникнуть только при условии наличия у заявителя права на приобретение такого участка в собственность и отсутствия установленных законодательством препятствий для его приобретения.
При этом право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий:
1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет;
2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом, что подтверждается представленными заявителем документами;
3) заявление о приобретении земельного участка в собственность подано до дня истечения срока действия договора аренды.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
В пункте 3 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" указано, что заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В пункте 1 названного Приказа предписано утвердить перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 9 приложения к данному Приказу, если основание предоставления земельного участка без торгов - подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, то документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов - это документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Однако конкретный перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, до настоящего времени не утвержден.
Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
В подтверждение целевого использования земельных участков заявитель предоставил в Администрацию письмо Управления Росреестра по Кемеровской области от 22.09.2015 N 16/08798, согласно которому по результатам административного обследования земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, нарушений законодательства в сфере рационального использования земель (несоответствия виду разрешенного использования) не установлено.
Представив такой документ в компетентный орган публичной власти вместе с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, в числе прочих документов, предприниматель правомерно посчитал, что им представлен документ, подтверждающий надлежащее использование такого земельного участка, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ.
Суд первой инстанции, не поддержав позицию заявителя, пришел к выводу о том, что заключение, выданное Управлением Росреестра по Кемеровской области о целевом использовании спорного земельного участка, не является тем документом, которым подтверждается надлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства и осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, которое, в свою очередь, в том числе является обязательным условием для реализации права на выкуп указанных земельных участков.
Суд посчитал, что такой документ вправе был выдать иной орган - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы, которые согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (далее- Положение о государственном земельном надзоре) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (подпункт "в").
Из материалов дела следует, что предприниматель обращался с заявлениями о проведении проверки надлежащего использования (по назначению) спорного земельного участка и выдаче соответствующего документа как в Управление Росреестра по Кемеровской области, так и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции - в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области (далее - Управление Россельхознадзора по Кемеровской области) (л.д. 15 т. 1, л.д. 5 т. 2).
Как указано выше, Управление Росреестра по Кемеровской области провело соответствующее административное обследование спорного земельного участка согласно Правилам проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251, и проинформировало об этом, а также о результате обследования письмами от 14.09.2015 N 16/08586 и от 22.09.2015 N 16/08798 (л.д. 16, 17 т. 1).
Управление Россельхознадзора по Кемеровской области представило предпринимателю ответ от 11.02.2016 N 269-34 о том, что в соответствии с перечнем полномочий, указанных в пункте 4 Положения о государственном земельном надзоре, выдача документов о надлежащем или ненадлежащем использовании земельного участка в компетенцию Управления не входит, для получения ответа порекомендовало обратиться в Управление Росреестра по Кемеровской области (л.д. 8 т. 2).
Таким образом, материалами дела не опровергнуты обстоятельства принятия предпринимателем мер по получению документов, подтверждающих надлежащее использование спорного земельного участка уполномоченным органом, и представлению их в Администрацию и в суд.
Учитывая, что Управлением Росреестра по Кемеровской области не установлено ненадлежащее использование земельного участка (письмо от 22.09.2015 N 16/08798), а также то, что конкретный перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - до настоящего времени не утвержден, соответственно, заявитель мог представить любые документы в обоснование факта надлежащего использования спорного земельного участка апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Администрации не имелось оснований для вывода о том, что предпринимателем не представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения используется в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 39.3 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В данном случае, Администрация, посчитав, что к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ, должна была возвратить заявление предпринимателю на основании пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ с указанием причин возврата, а не отказывать в предоставлении в собственность земельного участка, по сути, разрешив вопрос по существу в отсутствие, как она полагает, необходимых документов.
Кроме того, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведены в статье 39.16 ЗК РФ.
Как следует из письма Администрации от 28.10.2015, перечисленных в названной норме обстоятельств, которые могли бы являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателю, Администрацией не установлено.
В заявлении предпринимателя от 08.10.2015 указаны все реквизиты, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность (для гражданина); кадастровый номер и иные сведения об испрашиваемом земельном участке; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок - в собственность; цель использования земельного участка - для размещения животноводческой фермы; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, телефоны для связи с заявителем; иного не следует из отказа Администрации от 28.10.2015.
К заявлению, кроме письма Управления Росреестра по Кемеровской области от 22.09.2015 N 16/08798, приложены: копия договора аренды земельного участка, копия доверенности представителя, копии паспортов заявителя и представителя, нотариально заверенное согласие супруги на приобретение в собственность земельного участка, оригинал отчета ООО "Прайс-сервис" от 03.03.2015 N 204/15 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, оригинал экспертного заключения от 15.05.2015 N 398/05/015 указанного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. В отношении данных документов претензий у Администрации не имелось, иного не следует из отказа Администрации.
Кроме того, соблюдены требования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в части пользования арендатором соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет и заявление о приобретении земельного участка в собственность подано до дня истечения срока действия договора аренды.
Принимая во внимание также, что предпринимателем представлен документ о том, что пользование земельным участком осуществлялось надлежащим образом, апелляционным судом установлено наличие совокупности условий для права арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
При изложенных обстоятельствах, действия Администрации по отказу предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка являются незаконными, противоречащими положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.16, 39.17 ЗК РФ.
Соответственно, выводы суда первой инстанции, поддержавшего позицию Администрации, апелляционный суд признает необоснованными, решение суда, которым предпринимателю отказано в удовлетворении требований - подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Следовательно, апелляционный суд считает, что требования предпринимателя о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, изложенного в письме N Исх-27/5645 от 28.10.2015, следует удовлетворить.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
ИП Овчинников О. А. просил обязать Администрацию Щегловского сельского поселения подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, в течение 14-ти календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
Поскольку в ходе рассмотрения спора апелляционным судом установлено, что предпринимателем в Администрацию, о наличии полномочий которой спора нет, представлено заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, по установленной форме с приложением всех необходимых документов и соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, апелляционный суд считает возможным в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя следует обязать Администрацию Щегловского сельского поселения подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, в течение в течение тридцати календарных дней с момента вынесения данного постановления.
Учитывая результат рассмотрения дела, на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате предпринимателем государственной пошлины в суде первой и апелляционной инстанции в размере 450 руб. подлежат возмещению Администрацией Щегловского сельского поселения, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1350 руб. за подачу апелляционной жалобы подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.03.2016 по делу N А27-26120/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Щегловского сельского поселения в предоставлении индивидуальному предпринимателю Овчинникову Олегу Анатольевичу в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, изложенный в письме N Исх-27/5645 от 28.10.2015.
Обязать Администрацию Щегловского сельского поселения подготовить и направить в адрес индивидуального предпринимателя Овчинникова Олега Анатольевича проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:04:0204001:225, площадью 28 413 кв. м., местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Щегловский, в 300 метрах на юго-восток от улицы Клубная, в течение тридцати календарных дней с момента вынесения данного постановления.
Взыскать с Администрации Щегловского сельского поселения в пользу индивидуального предпринимателя Овчинникова Олега Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела по первой и апелляционной инстанции в размере 450 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Овчинникову Олегу Анатольевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1350 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07.04.2016 N 3.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26120/2015
Истец: Овчинников Олег Анатольевич
Ответчик: Администрация Щегловского сельского поселения
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление по Кемеровской области