Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2016 г. N Ф05-14177/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А41-70457/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ФГКУ "Войсковая часть 2336" - Паршкова Е. А. (по доверенности от 21.12.2015), Евдокимов П.В. (по доверенности от 12.08.2014),
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - ТУ Росимущества в Московской области - Ремизов В.М. (по доверенности от 17.03.2015 N 81Д-07),
от третьего лица по делу - Федеральная служба безопасности Российской Федерации - Медведев М.А. (по доверенности от 12.08.2014 N 6099-Б, по доверенности от 01.06.2016),
рассмотрев в судебном заседании заявление ФГКУ "Войсковая часть 2336" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, об оспаривании отказов,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Войсковая часть 2336" (далее - заявитель, войсковая часть) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) в государственной регистрации права за N 15/001/2015-9869, N 15/001/2015-9871, N 15/001/2015-9872, N 15/001/2015-9867, N 15/001/2015-9870 от 20.08.2015 незаконными и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности ФГКУ "Войсковая часть 2336" на следующие объекты недвижимости:
- тепловые сети - 679, 83 кв. м,
- наружные сети канализации - 1253, 85 кв. м,
- наружные электросети - 1981,69 кв. м,
- сети водоснабжения - 1187, 58 кв. м,
- жилой дом (общежитие) - 1739, 8 кв. м расположенные по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Новая, вл. 16.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2016 требования удовлетворены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Сделав вывод о наличии оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, суд первой инстанции не выяснил мнение государственного органа, уполномоченного распоряжаться объектами Федеральной собственности, и органа, уполномоченного осуществлять функции собственника в отношении имущества, переданного ФГКУ "Войсковая часть 2336", относительно заявленных учреждением требований.
Апелляционный суд пришел к выводу, что суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Московской области, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, поскольку ТУ Росимущества представлены функции по распоряжению объектами, находящимися в федеральной собственности, а Федеральная служба безопасности Российской Федерации выполняет функции собственника в отношении имущества, переданного ФГКУ "Войсковая часть 2336".
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что данные лица подлежат привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, судом первой инстанции принят судебный акт о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 6.1 статьи 268 Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 19.04.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-70457/15 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 18.05.2015 апелляционным судом принято уточнение заявленных требований, выражающееся в указании на регистрацию права собственности Российской Федерации.
В судебном заседании представители ФГКУ "Войсковая часть 2336", ТУ Росимущества в Московской области, Федеральной службу безопасности Российской Федерации поддержали заявленные требования, в том числе по мотивам, изложенным в отзывах на заявление.
В отзыве на заявление управление просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенного надлежащим образом под расписку в судебном заседании от 18.05.2016.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ФГКУ "Войсковая часть 2336" обратилось в Управление Росреестра по МО с заявлением о государственной регистрации права собственности ФГКУ "Войсковая часть 2336" на следующие объекты недвижимости:
- тепловые сети - 679, 83 кв. м,
- наружные сети канализации - 1253, 85 кв. м,
- наружные электросети - 1981,69 кв. м,
- сети водоснабжения - 1187, 58 кв. м,
- жилой дом (общежитие) - 1739, 8 кв. м расположенные по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Новая, вл. 16.
В соответствии с оспариваемыми сообщениями от 20.08.2015 N 15/001/2015-9869, N 15/001/2015-9871, N 15/001/2015-9872, N 15/001/2015-9867, N 15/001/2015-9870 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права на основании п. 1.2 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ФЗ-122).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 1 и 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. При этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно части 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Причем представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с решением от 02.07.1975 N 769с и распоряжением от 21.08.1975 N 1419-р в постоянное (бессрочное) пользование для размещения войсковой части ФГКУ "Войсковая часть 2336" предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 50:15:050401:18, общей площадью 166802 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, гор. Балашиха, ул. Новая, владение 16. Право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Войсковая часть 2336" на земельный участок с кадастровым номером: 50:15:050401:18 было зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АДМ 618650).
Жилой дом (общежитие) находится на данном земельном участке, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества N 262/1 от 26.03.2015 г., а также кадастровым паспортом на здание от 04.02.2009 г., выданным Балашихинским филиалом ГУЛ МО "МОБТИ".
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений. Федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением, подлежит учету в Реестре федерального имущества. Согласно п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" выписка из реестра федерального имущества является документом, подтверждающим факт учета соответствующего имущества в реестре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" прямо установлено, что внесение в реестр сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется на основании правоустанавливающих документов, о чем в строку "документы-основания" вносятся реквизиты этих документов. Так, согласно выписке из реестра федерального имущества N 262/1 от 26.03.2015 г. основанием возникновения права собственности РФ является устав ФГКУ "Войсковая часть 2336" от 14.07.2011 N 362, которым определено, что имущество войсковой части является федеральной собственностью и передается ФГКУ "Войсковая часть 2336" на праве оперативного управления.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 06.07.2005 г. строительство объекта производилось в соответствии с разрешением на строительство, выданным руководством ФСБ России.
Здание, предназначенное для размещения личного состава воинской части, выполнено в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и введено в действие. По состоянию на 15.12.2008 г. на данное здание составлен технический паспорт.
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств от 23.09.2015 г. N 44 жилой дом (общежитие) учтен в составе ФГКУ "Войсковая часть 2336" и принят к бухгалтерскому учету.
Таким образом, на регистрацию были представлены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на жилой дом (общежитие).
Сообщениями Управления от 20.08.2015 года N 15/001/2015-9871, от 21.08.2015 года N 15/001/2015-9870, от 20.08.2015 года N 15/001/2015-9869, от 20.08.2015 года N 15/001/2015-9872 заявителю было отказано в регистрации права собственности на следующие объекты недвижимости:
- Тепловые сети - 679,83 кв. м,
- Наружные сети канализации - 1253,85 кв. м,
- Наружные электросети - 1981,69 кв. м,
- Сети водоснабжения - 1187,58 кв. м, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие полномочия ФГКУ "Войсковая часть 2336", на осуществление функций органов технического учета, а также проектно-техническая документация. Помимо этого, невозможно установить момент возникновения прав на данные объекты недвижимости и соответственно основание возникновения права собственности Российской Федерации.
В материалах регистрационных дел отсутствуют сведения о приостановлении государственной регистрации, для предоставления заявителем дополнительных документов.
Все вышеперечисленные объекты недвижимости также расположены на земельном участке общей площадью 166802 кв. м, по адресу: Московская область, Балашихинский район, гор. Балашиха, ул. Новая, владение 16, который находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Войсковая часть 2336" на основании свидетельства о государственной регистрации права N 50-АДЫ 618650 (кадастровый номер: 50:15:050401:18).
В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство. Вместе с тем право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию. Тепловые сети, наружные сети канализации, наружные электросети, сети водоснабжения предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, являются вспомогательными объектами недвижимого имущества.
В качестве документа-основания для возникновения права собственности Российской Федерации в выписках из реестра федерального имущества от 13.10.2014 года N N 634/2, 634/1, 634/3, 634/4, выданных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области указано Постановление Верховного Совета от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества, а также с технической документацией БТИ от 02 декабря 2011 года спорные объекты недвижимого имущества введены в эксплуатацию в 1954 году. Следовательно, право собственности Российской Федерации на вышеназванные объекты недвижимости возникло в результате разграничения государственной собственности на основании Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество являлись действительными на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Помимо вышеизложенного, в отношении данных объектов недвижимости созданы технические, кадастровые паспорта, а согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств от 24.09.2015 г. N N 10000943, 10000946, 10000945, 10000944 тепловые сети, наружные сети канализации, наружные электросети, сети водоснабжения учтены в составе ФГКУ "Войсковая часть 2336" и приняты к бухгалтерскому учету.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что ФГКУ "Войсковая часть 2336" для государственной регистрации представило все необходимые документы, отражающие информацию и содержащие описание недвижимого имущества, право на которое заявлено к регистрации в соответствии со ст. ст. 17, 18, 25 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указанные объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке федерального уровня собственности, использовались по назначению войсковой частью и из ее владения не выбывали, право федеральной собственности на данное недвижимое имущество возникло в силу закона, и правовых оснований для отказа у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области не имелось.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд в порядке ч. 4 ст. 200 АПК РФ проверил оспариваемые действия регистрирующего органа на соответствие Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, установив обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы управления не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о наличии выданных уполномоченными федеральными органами документов о передаче объектов войсковой части, о возникновении права федеральной собственности на объекты в силу закона, о наличии в деле доказательств, свидетельствующих о дате ввода объектов в эксплуатацию.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что несмотря на то, что заявление о регистрации права федеральной собственности предъявлено в суд войсковой частью, уполномоченные органы, 3-и лица по делу, ТУ Росимущества в Московской области, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, поддерживают заявленное требование. Кроме того, согласно объяснениям представителя заявителя и ТУ Росимущества в Московской области сотруднику войсковой части была выдана доверенность N 44/Д-09 от 18.02.2015 (л. д. 128) для выполнения действий по регистрации права федеральной собственности на объекты войсковой части.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ управления нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ФГКУ "Войсковая часть 2336", апелляционный суд обязывает управление произвести государственную регистрацию права собственности (переход права) на следующие объекты недвижимости:
- тепловые сети - 679, 83 кв. м,
- наружные сети канализации - 1253, 85 кв. м,
- наружные электросети - 1981,69 кв. м,
- сети водоснабжения - 1187, 58 кв. м,
- жилой дом (общежитие) - 1739, 8 кв. м расположенные по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Новая, вл. 16.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2016 по делу N А41-70457/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права за N 15/001/2015-9869, N 15/001/2015-9871, N 15/001/2015-9872, N 15/001/2015-9867, N 15/001/2015-9870 от 20.08.2015 незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимости:
- тепловые сети - 679, 83 кв. м,
- наружные сети канализации - 1253, 85 кв. м,
- наружные электросети - 1981,69 кв. м,
- сети водоснабжения - 1187, 58 кв. м,
- жилой дом (общежитие) - 1739, 8 кв. м., расположенные по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Новая, вл. 16.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70457/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2016 г. N Ф05-14177/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГКУ "Войсковая часть 2336"
Ответчик: Балашихинский отдел Управления Росреестра по Московской области
Третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральная служба безопасности РФ, Балашихинский отдел Управления Росреестра по Московской области