Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2016 г. |
дело N А32-22301/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Комоза Э.Д. по доверенности от30.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-Сочи"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2016 по делу N А32-22301/2016,
принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-Сочи"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кормилица-Сочи" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о призвании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) от 09.06.2016, N 07-16/503 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Общество с ограниченной ответственностью "Кормилица-Сочи" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Общество направило декларацию об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поскольку просрочка в направлении указанной декларации не привела к неблагоприятным последствиям, назначение в качестве наказания за совершение правонарушения административного штрафа является чрезмерным. Суд первой инстанции не установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств, позволяющих заменить штраф предупреждением.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Кормилица-Сочи", уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Кормилица-Сочи" (ИНН 2317035260) допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, вследствие чего обществом не представлены в установленный законом срок - до 20.04.2016 года декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 5 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815)(далее - Правила) за 1 квартал 2016 года.
Фактически декларация по форме Приложения N 5 к Правилам за 1 квартал 2016 года представлена Обществом 27.04.2016 года.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Кормилица" дела об административном правонарушении, составления 26.05.2016 в отношении общества протокола об административном правонарушении N 07-16/503, вынесения 09.06.2016 постановления по делу об административном правонарушении N 07-16/503 о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя два самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на искажение информации в названных декларациях, или несоблюдение порядка и срока их подачи.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 (далее - правила) декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 7 правил организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.На основании пункта 16 правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Материалами административного дела подтверждается, что заявитель не исполнил свою обязанность по своевременному представлению декларации по форме N 5 в соответствующем формате, чем были нарушены требования статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пункт 15 Правил N 815.
20.04.2016 обществом по средствам телекоммуникационного канала связи в форме электронного документа, согласно установленного порядка к форме представления деклараций, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 815 от 09.08.2012, в установленный п.15, п.16 срок, была подана декларация об объеме оборота этилового спирта за 1 квартал 2016 года.
Между тем, в принятии декларации было отказано, поскольку обществом были допущены ошибки при заполнении и направлении данной декларации в форме электронного документа.
В силу пункта 1.5.3 Приказа N 231 для организаций (индивидуальных предпринимателей) других государств - членов Таможенного союза, которые являются производителями продукции, а также осуществляют ввоз на таможенную территорию Таможенного союза продукции, приобретшей статус товара Таможенного союза - регистрационные (идентификационные, учетные) номера налогоплательщиков.
Аналогичная обязанность заполнения декларации и представления ее в форме электронного документа закреплена в таблице 3.8.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 (ред. от 22.09.2015) "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Приказ N 198).
Однако, обществом в графе "Сведения о производителе/импортере" - ООО "Авшарский Винный Завод" указало КПП (000000000), что не предусматривает форма при подаче декларации, закупленной у производителя/импортера - не являющегося организацией Российской Федерации.
Представление декларантом соответствующей декларации в ином виде (с нарушением установленного формата), чем это предусмотрено действующим законодательством, или с нарушением установленной формы свидетельствует о неисполнении обязанности по своевременному представлению декларации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что фактически декларация по форме приложения N 5 к правилам за 1 квартал 2016 года представлены обществом 27.04.2016 года, т.е. с нарушением срока ее подачи.
При таких обстоятельствах, вывод управления о наличии в действиях ООО "Кормилица-Сочи" состава вменяемого ему административного правонарушения является обоснованным.
По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле отсутствуют и обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что подаче в установленный законом срок декларации в надлежащем виде препятствовали какие-либо объективные и не зависящие от юридического лица обстоятельства.
Судебная коллегия принимает во внимание, что впервые общество попыталось отправить в электронном виде декларацию в последний день установленного срока, в связи с чем, общество в лице ее законного представителя должно было осознавать, что в случае какой-либо ошибки, соответствующие сроки представления декларации будут нарушены.
ООО "Кормилица-Сочи", обращаясь с апелляционной жалобой, не согласилась с выводами суда первой инстанции о назначении наказания в виде административного штрафа. В связи с тем, что данная мера ответственности не соответствует характеру правонарушения и последствиям его совершения, общество просит изменить санкцию на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общество приступило к исполнению своей обязанности непосредственно в последний день срока, в связи с чем, несет все негативные последствия, связанные с допущенными ошибками, препятствовавшими прохождению декларации в электронной форме и ее регистрации в установленный срок в базах данных административного органа. При этом суду не были представлены доказательства, что первоначально допущенные ошибки, не позволившие электронному документу пройти логический контроль, не зависели от юридического лица, от возможности последнего принять все необходимые и своевременные меры для направления электронного документа в надлежащем виде.
Устранение правонарушения после истечения установленного законом срока представления декларации (после 20.04.2016) не означает надлежащее выполнение обществом обязанностей, предусмотренных требованиями и Законом N 171-ФЗ и правил, не освобождает общество от административной ответственности.
Таким образам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-22301/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22301/2016
Истец: ООО "Кормилица-Сочи"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ао Южному федеральному округу