г. Самара |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А72-17504/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2016 года делу N А72-17504/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028), Ульяновская область,
к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300516330, ИНН 7304002651), Ульяновская область,
с участием третьих лиц:
Муниципальное автономное учреждение культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, Ульяновская область,
Администрация муниципального образования "Барышский район", Ульяновская область,
Министерство финансов Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - Управление финансами) о признании незаконным бездействие, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника муниципального образовательного учреждения Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 005839136 от 17.08.2015 (л.д.3-4).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Муниципальное автономное учреждение культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, Администрация муниципального образования "Барышский район", Министерство финансов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.03.2016 по делу N А72-17504/2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника муниципального образовательного учреждения Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области незаконным.
Суд обязал Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 005839136 от 17.08.2015 (л.д.61-63).
В апелляционной жалобе Управление финансами просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.68-69).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.04.2015 по делу N А72-3685/2015 заявленные Пенсионным фондом требования удовлетворены (л.д.7-8).
Суд взыскал с Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515186, ИНН 7301002519; юридический адрес: 433750, Ульяновская область, г.Барыш, ул.Красноармейская, дом 34А) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней:
недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 469638 рублей 88 копеек за 2014 год;
недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 114324 рубля 68 копеек за 2014 год;
пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 28320 рублей 90 копеек за период с 27.11.2014 по 26.01.2015;
пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6628 рублей 24 копейки за период с 27.11.2014 по 26.01.2015.
Суд взыскал с Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515186, ИНН 7301002519; юридический адрес: 433750, Ульяновская область, г.Барыш, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 рублей.
Арбитражным судом Ульяновской области в отношении Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области выдан Пенсионному фонду исполнительный лист от 17.08.2015 серия ФС N 005839136 (л.д.9-10).
Указанные исполнительные листы Пенсионным фондом предъявлены к исполнению 25.08.2015.
В связи с неисполнением указанных исполнительных документов, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", часть 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", часть 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
В соответствии с частью 3.2 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В соответствии с указанной нормой при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительный лист выданный 17.08.2015 серия ФС N 005839136 направлен Пенсионным фондом в адрес Управления финансов для исполнения, исполнен не был, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Представитель Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в суде первой инстанции заявленные требования не признал, пояснил, что лицевой счет Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области открыт в Управлении финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных (автономных) учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 242.3 БК РФ на орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Следовательно, формальное обращение в органы государственной власти о необходимости выделения должнику дополнительных бюджетных ассигнований и отказ данного органа в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа не освобождает должника от обязанности исполнения решения суда.
Иные доводы Управления финансов относятся к вопросу о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда и не имеют отношения к существу данного спора.
Из материалов дела видно, что Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 02.12.2015, а уведомлением от 22.12.2015 Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области уведомило должника о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете (л.д.13).
Должник является получателем бюджетных средств, так как у него открыт основной лицевой счет в Управлении финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 2 Порядка учета и хранения органами Федерального казначейства документов по исполнению судебных актов, утвержденному приказом Федерального казначейства от 09.06.2012 N 230, по каждому поступившему исполнительному документу формируется отдельный том в пределах дела по номенклатуре дел (далее - дело) согласно регистрационному номеру, присвоенному ему в ППО.
Регистрационный номер включает в себя порядковый номер поступившего исполнительного документа, код органа Федерального казначейства, буквенный индекс вида взыскания (периодические или единовременные выплаты) и индекс типа учреждения должника (казенное, бюджетное или автономное учреждение).
Согласно пункта 8 указанного Порядка, при поступлении в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника, не имеющего в данном органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета, открытого ему как получателю средств бюджета или соответствующих лицевых счетов бюджетного (автономного) учреждения (далее - лицевой счет), данный исполнительный документ подлежит регистрации в ППО без присвоения номера в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по неисполнению требований исполнительного документа от 17.08.2015 серия ФС N 005839136 является незаконным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал Управление финансов Администрации муниципального образования "Барышский район" после вступления настоящего решения в законную силу приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения культуры "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 17.08.2015 серия ФС N 005839136.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2016 года делу N А72-17504/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17504/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области, Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области
Третье лицо: Администрация МО "Барышский район" Ульяновской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН", МАУК "Межпоселенческий районный центр культуры и досуга" МО "Барышский район" Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ