г. Ессентуки |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А61-2806/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.01.2016 по делу N А61-2806/2015 (под председательством судьи Ясиновской Т.Д.),
по иску Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500576426, ИНН 1502008943),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1091516001708, ИНН 1516620419),
третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1041502003674, ИНН 1515900318), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1141513002817, ИНН 1513048754), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500668914, ИНН 1501027140), Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1071516000192, ИНН 1516612591), государственное бюджетное учреждение "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" (ОГРН 1051500514383, ИНН 1516609415), государственное бюджетное учреждение "Центр экологической сертификации ГСМ" (ОГРН 1051500419607, ИНН 1515906969), департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1122651022449, ИНН 2626801466), Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (ОГРН 1071516000720, ИНН 1516613034), акционерное общество "Севосетингеоэкомониторинг" (ОГРН 1081515002568, ИНН 1515916854), Западно-Каспийское Бассейновое Водное Управление по Республики Северная Осетия-Алания агентства водных ресурсов,
о признании права отсутствующим,
при участии в судебном заседании:
от Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания: представитель Хубецова К.А. по доверенности от 26.05.2016,
от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания: представитель Канукова В.А. по доверенности от 05.10.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - Росимущество) о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества (Литеры АА, А2, А, А1) общей площадью 3651,5 кв.м., расположенные по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Иристонская, д. 25), зарегистрированное 25.05.2005 за номером 15-15-01/005/2005-509 отсутствующим.
Определением от 04.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитет лесного хозяйства РСО-Алания, ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования", ГБУ "Центр экологической сертификации ГСМ", Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Отдел геологии и лицензирования по РСО-Алания), Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, АО "Севосетингеоэкомониторинг", Западно-Каспийское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2016 исковые требования удовлетворены. Суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества (Литеры АА, А2, А, А1) общей площадью 3651,5 кв.м. Судебный акт мотивирован тем, что вступившем в законную силу решением от 26.12.2006 по делу N А61-2041/05-8 установлено, что приобретателем спорных объектов являлись исключительно органы власти республиканского уровня, в связи с чем, спорные объекты не могут быть отнесены к федеральной собственности.
Не согласившись с вынесенным решением, Росимущество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 20.01.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Кроме того, у Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РСО-Алании возникло законное основание для приобретения права собственности на часть спорных объектов недвижимости в силу приобретательной давности.
В судебном заседании представители Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания поддержали доводы отзывов по изложенным в них основаниям, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 12.04.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.01.2016 по делу N А61-2806/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что нежилое здание (литеры АА. А2, А, А1) общей площадью 3651, 5 кв.м., расположенное в РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Иристонская, д. 25 - одновременно зарегистрировано на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Республиканский экологический фонд" (запись регистрации N 15.15.01/005/2005-509) и на праве собственности за Российской Федерацией (запись регистрации N 15.15.01/005/2005-509).
Истец полагая, что право собственности Российской Федерации на спорное имущество зарегистрировано за Российской Федерации необоснованно, обратился в суд с требованием о признании права собственности отсутствующим.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица (судебной защите подлежат только те субъективные права и законные интересы заявителя, которые непосредственно претерпевают нарушения со стороны ответчика).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом изложенного и вышеуказанной позиции высших судебных инстанций относительно возможности обращения с требованием о признании права отсутствующим, такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец фактически владеет имуществом, на которое зарегистрировано право другого лица.
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества зарегистрировано 25.05.2005 за N 15-15-01/005/2005-509. Основанием регистрации послужило распоряжение Министерства имущественных отношений РСО-Алании от 24.03.2005 N 81 (том 1, л.д. 143-146). Согласно данному распоряжению Минимущество РСО-Алании передает, а государственное учреждение "Республиканский экологический фонд" принимает в оперативное управление объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Республики РСО-Алания.
Следовательно, государственная регистрация права собственности за Российской Федерацией произведена в отсутствие правоустанавливающих документов. Данный факт подтвержден регистрирующим органом в отзыве (том 1, л.д. 141-142).
Вступившем в законную силу решением Арбитражного суда РСО-Алания от 26.12.2006 по делу N А61-2041/05-8 о признании недействительным распоряжения Минимущества РСО-Алания от 24.03.2005 N81 установлено, что основное здание - корпус (литер А), расположенное по адресу: г. Владикавказ, Иристонская, 25, приобретено в 1990 Государственным комитетом по охране природы СОАССР у Территориально-производственного объединения "Севосетиавтотранс" и передано Госкомприроды СОАССР по акту от 25.07.1990. Указанное здание приобретено за счет средств Республиканского фонда охраны природы. Здания пристройки к основному корпусу (литер А1 и А2) возведены в 1996 для Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания. Здание пристройки к основному корпусу (литер АА) возведено за счет средств Республиканского экологического фонда и сдано в эксплуатацию в 2003 году. Непосредственным приобретателем перечисленных выше объектов являлись Комитет по охране природы СОАССР, а затем Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания, которое по сей момент и занимает данное здание (том 1, л.д. 14-18).
Кроме того, данным судебным актом установлено, что спорные объекты не могут быть отнесены к федеральной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт отнесения спорных объектов к республиканской собственности в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать установленным.
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных законом для возникновения права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Кроме того, по смыслу пункта 52 Постановления N 10/22 иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности ответчика путем использования такого способа защиты как признание права отсутствующим, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации, необходимо доказать, что наличие зарегистрированного права нарушает права.
Из части 4 пункта 52 Постановления N 10/22 следует, что право на предъявление иска об оспаривании обременения (признание права отсутствующим) имеет лицо, владеющее этим имуществом.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В подтверждение фактического владения спорными объектами недвижимого имущества истцом представлен в материалы дела договор безвозмездного пользования от 01.12.2009 N 14, согласно которому истец передал часть спорного имущества Комитету лесного хозяйства РСО-Алания на основании договора безвозмездного пользования от 18.04.2007 N 7 - Агентству РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд (а в 2010 - Управлению РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд). С согласия истца Минприроды РСО-Алания часть недвижимого имущества общей площадью 452,9 кв.м. передало Управлению Росприроднадзора по РСО-Алания по договору безвозмездного пользования от 26.01.2015. С другими третьими лицами (ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и ГБУ "Центр экологической сертификации ГСМ") у сторон договорных отношений нет.
Таким образом, фактически спорное имущество находится в пользовании третьих лиц с согласия истца. Истец при этом указал, что спора с третьими лицами в связи с их нахождением в спорном здании не имеется. Ответчик и третьи лица в процессе рассмотрения настоящего иска о наличии спора не заявляли.
Доводы об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку истец является собственником спорного имущества, фактически им владеет и наличие в ЕГРП зарегистрированного права федеральной собственности на спорные объекты нарушают его права и законные интересы. В связи с чем требование о признании права отсутствующим направлено на защиту вещного права и обозначение его как правообладателя перед третьими лицами, что позволит истцу реализовать свои права в отношении объектов недвижимого имущества (Литеры АА, А2, А, А1) общей площадью 3651,5 кв.м.
Довод апеллянта о том, что у Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РСО-Алании возникло законное основание для приобретения права собственности на часть спорных объектов недвижимости в силу приобретательной давности, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" требование о признании права собственности в силу приобретательной давности может быть удовлетворено при наличии следующих условий: владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В данном случае часть спорного имущества, общей площадью 452,9 кв.м находится у Управления Росприроднадзора по РСО-Алании на основании договора от 26.01.2015 в безвозмездном пользовании. Доказательств признания данного договора ничтожным в материалы дела не представлено. Следовательно, оснований для применения положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку владение спорным имуществом не является бездоговорным.
Кроме того, данный довод является новым, в суде первой инстанции не заявлялся и не исследовался.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, но взысканию не подлежат, поскольку заявитель в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.01.2016 по делу N А61-2806/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2806/2015
Истец: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания
Третье лицо: АО "Севосетингеоэкономониторинг", ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования", ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Западно-Каспийское бассейновое водное управление (отдел водных ресурсов по РСО-Алания), Комитет лесного хозяйства РСО - Алания, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания, РГУ "Центр экологической сертификации горюче - смазочных материалов", Управление Росреестра по РСО-Алания, Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по РСО-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания