город Ростов-на-Дону |
|
09 июня 2016 г. |
дело N А53-24805/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Донская региональная компания": Сулич Т.А., паспорт, по доверенности от 05.04.2016,
от Администрации г. Новошахтинска: Беспалый Ю.А., паспорт, по доверенности от 19.03.2015 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Новошахтинска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.03.2016 по делу N А53-24805/2015, принятое в составе судьи Абраменко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания"
к муниципальному образованию город Новошахтинск в лице Администрации города Новошахтинска и муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
о взыскании задолженности,
при участии третьего лица: временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" Малиновского Николая Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - ООО "Донреко") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации города Новошахтинска, муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ Новошахтинска "УЖКХ") о взыскании задолженности в размере 199 633,31 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен временный управляющий ООО "Донреко".
Решением от 24.03.2016 суд взыскал с муниципального образования город Новошахтинск в лице Администрации города Новошахтинска за счет средств муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" убытки в размере 199 633,31 руб., расходы по уплате госпошлины по иску в размере 6 989 руб. В удовлетворении иска к МКУ Новошахтинска "Управление ЖКХ" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Новошахтинска обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что основанием для уменьшения лимитов субсидирования послужили выявленные проверкой Управления финансового контроля Ростовской области нарушения в деятельности истца; надлежащим ответчиком является МКУ Новошахтинска "Управление ЖКХ".
В судебное заседание не явились представители МКУ г. Новошахтинска "Управление ЖКХ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От учреждения в суд поступил отзыв на жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие МКУ г. Новошахтинска "Управление ЖКХ".
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Представитель ООО "Донреко" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Донреко" с 01.07.2013 осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории города Новошахтинска.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.06.2013 N 17/3 и от 17.12.2014 N 83/23 обществу "ДОНРЕКО" были установлены экономически обоснованные тарифы на период 2 полугодия 2014 года и 2015 год по водоснабжению - в размере 73,51 руб./куб.м., по водоотведению - в размере 62,82 руб./куб.м. (с учетом НДС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Оказывая в спорный период (декабрь 2014 г. - июнь 2015 г.) услуги по водоснабжению и водоотведению, истец получал плату с населения по тарифам, установленным Администрацией города Новошахтинска в постановлениях от 29.08.2014 N 1069 и от 05.022015 N 87.
Постановлением Администрации города Новошахтинска от 29.08.2014 N 1069 "Об ограничении размера платы граждан за коммунальные услуги" были снижены с 01.07.2014 по 31.12.2014 уровни платежей граждан за коммунальные услуги в процентах от экономически обоснованного тарифа: по водоснабжению - 99,52%, по водоотведению - 99,54%.
Постановлением Администрации города Новошахтинска от 05.02.2015 N 87 "Об ограничении размера платы граждан за коммунальные услуги" были снижены с 01.01.2015 по 30.06.2015 уровни платежей граждан за коммунальные услуги в процентах от экономически обоснованного тарифа: по водоснабжению - 99,52%, по водоотведению - 99,54%.
В постановлениях от 29.08.2014 N 1069 и от 05.022015 N 87 предусмотрено, что возмещение предприятиям ЖКХ выпадающих доходов от снижения уровня платежа граждан осуществляется в установленном порядке.
В связи с неполучением выплат (субсидий за счет средств областного и местного бюджетов) на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше индексов роста ООО "Донреко" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 г. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 8.1 Постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2013 N 165 "Об ограничении в Ростовской области роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году" установлено, что при наличии решения уполномоченного органа местного самоуправления о приведении размера подлежащей внесению платы граждан за каждый вид коммунальной услуги и (или) совокупного размера платы за коммунальные услуги в соответствие с индексами роста расчет платы за поставленные коммунальные ресурсы осуществляется ресурсоснабжающей организацией исходя из установленного экономически обоснованного тарифа по видам коммунальных услуг, сниженного до уровня платежей граждан за коммунальные услуги. При применении данного расчета платы ресурсоснабжающей организации предоставляются предусмотренные пунктом 9 настоящего постановления субсидии на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше индексов роста в установленном порядке (п.8.1 введен постановлением Правительства РО от 05.08.2013 N 487 и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 июля 2013 г.).
Пункт 9 постановления предусматривает, что снижение уровня платежей граждан за коммунальные услуги от установленных экономически обоснованных тарифов по одному или нескольким видам коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и газоснабжения, будет происходить за счет предоставления субсидий (за счет средств областного и местного бюджетов) на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше индексов роста.
Постановлением Администрации города Новошахтинска от 29.08.2014 N 1069 "Об ограничении размера платы граждан за коммунальные услуги" были снижены с 01.07.2014 по 31.12.2014 уровни платежей граждан за коммунальные услуги в процентах от экономически обоснованного тарифа: по водоснабжению - 99,52%, по водоотведению - 99,54%. Постановлением Администрации города Новошахтинска от 05.02.2015 N 87 "Об ограничении размера платы граждан за коммунальные услуги" были снижены с 01.01.2015 по 30.06.2015 уровни платежей граждан за коммунальные услуги в процентах от экономически обоснованного тарифа: по водоснабжению - 99,52%, по водоотведению - 99,54%.
В постановлениях предусмотрено, что возмещение предприятиям ЖКХ выпадающих доходов от снижения уровня платежа граждан осуществляется в установленном порядке.
Таким образом, данными постановлениями была установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность субсидирования юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг из соответствующих бюджетов, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимость в возмещении межтарифной разницы возникла в связи применением обществом "Донреко" при расчетах с населением тарифа, установленного приведенными постановлениями администрации города Новошахтинска для данной категории потребителей (по водоснабжению - 99,52%, по водоотведению - 99,54%), при этом Региональной службой по тарифам Ростовской области в соответствующий период для общества были установлены экономически обоснованные тарифы.
Таким образом, с учетом прямого указания в постановлениях администрации города компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, Администрация обязана возместить обществу "Донреко" соответствующие потери.
Доказательств того, что потери возмещены организации в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Размер неоплаченных убытков, в соответствии с представленным истцом в материалы дела расчетом составляет 199 633,31 руб.
Пунктом 2.3 соглашения N 1-10 от 24.10.2014 предусмотрено, что объем фактически оказанных услуг с 15-31 декабря 2014 года предоставляется в срок до 15 января следующего года.
Письмом N 19 от 15.01.2015, полученным ответчиком 15.01.2015, истцом во исполнение условий соглашения были предоставлены сведения о фактическом объеме предоставленных услуг населению, в результате которых платы, которая не была возмещена истцу составила 8 735, 01 руб.
Письмом N 20 от 19.01.2015, полученным ответчиком 20.01.2015, истцом были направлены счет, счет-фактура и акт на указанную сумму.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном обществом размере.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о том, что надлежащим ответчиком является МКУ Новошахтинска "Управление ЖКХ", с которым истец находится в договорных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги орган местного самоуправления обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных расходов организации, предоставляющей населению и управляющим организациям такие услуги.
Обязанность органов местного самоуправления предусмотреть средства для компенсации разницы вызвана необходимостью соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Установление платы ниже себестоимости оказываемых ресурсоснабжающей организацией услуг и ресурсов, ведет к причинению убытков в виде неполученной платы в экономически обоснованном размере.
Принятым муниципальным образованием постановлением ограничено право общества оказывать коммунальные услуги по цене, установленной для него Постановлением РСТ по Ростовской области. При этом постановления РСТ об утверждении истцу тарифов не признаны недействующими, не изменены и не отменены. Экономическая обоснованность тарифов не оспорена.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указал, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Отыскиваемые истцом потери межтарифной разницы фактически являются убытками ООО "Донреко".
При этом, как указано, соответствующие убытки возникли вследствие применения обществом к населению тарифов, сниженных от экономически обоснованных постановлением Администрации города Новошахтинска.
И именно Администрация в соответствующих постановлениях предусмотрела возмещение ресурсоснабжающей организации потерь межтарифной разницы.
МКУ "Управление ЖКХ", заключая соответствующие соглашения с ООО "Донреко" также действовало с учетом постановлений Администрации г. Новошахтинска. При этом учреждение не является органом местного самоуправления, определяющим лимиты и основания возмещения соответствующих потерь.
Как правильно указано судом первой инстанции, иск заявлен в связи с незаконным бездействием органа местного самоуправления, не предусмотревшего в бюджете муниципального образования объема денежных средств для погашения убытков, возникающих в связи с разницей в тарифах.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Администрации о том, что основанием для уменьшения лимитов субсидирования из областного бюджета послужили выявленные проверкой Управления финансового контроля Ростовской области нарушения в деятельности истца.
Нормативными актами, в том числе постановлениями Администрации города Новошахтинска, возмещение потерь в связи с разницей тарифов не поставлено в зависимость от показателей деятельности ресурсоснабжающей организации.
При этом, непроведение истцом мероприятий по текущему и капитальному ремонту сетей в целях уменьшения потерь воды и фактических расходов, учтено при установлении обществу тарифов.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными, Администрация города Новошахтинска является надлежащим ответчиком по делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 24.03.2016, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 марта 2016 года по делу А53-24805/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24805/2015
Истец: ООО "ДОНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО ДРК ДОНРЕКО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Третье лицо: А/У ТЕРЕШКИН Б. Ю., Временный управляющий ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" Малиновский Николай Юрьевич, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА