Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2016 г. N Ф10-3668/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А35-9650/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области: Дьяконовой В.В., по доверенности от 23.05.2016; Найденова Д.В., по доверенности от 26.04.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Курской области от 13.04.2016 по делу N А35-9650/2015 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича к Комитету потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области об оспаривании постановления от 28.09.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич (далее - заявитель, ИП Алябьев В.Н., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет, административный орган) о признании недействительным постановления от 28.09.2015 N 12, в соответствии с которым ИП Алябьев В.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением суда от 13.04.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12 признано незаконным и изменено в части назначения наказания путем снижения размера штрафа до 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что протокол осмотра места проведения ярмарки от 18.08.2015 был подписан заинтересованными лицами и составлен в интересах Комитета. Заявитель полагает, что срок составления протокола об административном правонарушении N 12 от 21.08.2015 нарушен. Протокол составлен в отсутствии индивидуального предпринимателя, не уведомленного о времени и месте составления протокола надлежащим образом. Кроме того, фотоматериалами не доказан тот факт, что ярмарка 18.08.2015 организовывалась ИП Алябьевым В.Н.
В отзыве на жалобу Комитет указывает, что в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав вменяемого административного правонарушения, выявленные нарушения Порядка установлены и доказаны, подтверждены материалами дела, нарушений порядка привлечения предпринимателя к ответственности не допущено. Лица, приглашенные для участия в осмотре с целью дачи объективной оценки происходящего, не могут являться заинтересованными.
ИП Алябьев В.Н. надлежащим образом уведомлен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представители Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 18.08.2015 на основании приказа и.о. председателя Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Аксенова М.Н. от 18.08.2015 N 126 было проведено информационно-аналитическое наблюдение за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, проводимой по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, 20 (на территории торгового центра "Кристалл").
По результатам осмотра места проведения ярмарки по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, 20 (на территории торгового центра "Кристалл"), заместителем начальника управления потребительского рынка комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Трощинской И.И. в присутствии члена регионального штаба "Молодая гвардия" проекта "Народный контроль" Ивлевой Д.В., эксперта ОБУ "Курский центр контроля качества" Тарубаровой И. И. 18.08.2015 был составлен протокол осмотра места проведения ярмарки по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, 20 (на территории торгового центра "Кристалл") и составлена справка о проведении информационно-аналитического наблюдения, в отсутствие ИП Алябьева В.Н., извещенного о нем по телефону и отказавшегося от участия в наблюдении со ссылкой на нахождении в командировке в другом городе.
По факту выявленных нарушений при организации ярмарки по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, 20 (на территории торгового центра "Кристалл") должностным лицом Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области был составлен протокол об административном правонарушении N 12 от 21.08.2015, в котором указаны выявленные нарушения при организации ярмарки по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 20 (территория ТЦ "Кристалл"), а именно:
- ярмарка проводится вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она проводилась;
- не предусмотрено место для размещения администрации ярмарки и не обустроен информационный стенд с необходимой информацией для потребителя и участка ярмарки;
- на месте проведения ярмарки отсутствовала вывеска с указанием схемы размещения объектов на территории ярмарки;
- организатором ярмарки не были выданы разрешения хозяйствующим субъектам на участие в ярмарке;
- организатором ярмарки не было обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на торговых местах: в нарушение пункта 19 "Правил продажи отдельных видов товаров" отсутствовали ценники установленного образца на реализуемые товары.
Протокол N 12 от 21.08.2015 составлен в отсутствии ИП Алябьева В.Н., надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола посредством телефонной связи.
Определением от 21.08.2015 были назначены время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 08.09.2015.
По ходатайству ИП Алябьев В.Н. рассмотрения дела откладывалось на более поздний срок. Определением от 22.09.2015 перенесены дата и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.09.2015 в 16 час. 00 мин, о чем ИП Алябьев В.Н. был уведомлен должным образом (заказным письмом с уведомлением о вручении от 22.09.15, идентификатор 30502190020536, СМС - сообщением от 22.09.15 в 17:38). Кроме того, о дате и месте рассмотрения дела N 12 был уведомлен и представитель ИП Алябьева В.Н. - Мамаев М.Т. СМС - сообщением.
По результатам выявленных нарушений 28.09.2015 заместителем председателя Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Аксёновым М.Н. было вынесено постановление N 12 о привлечении ИП Алябьева В.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав вменяемого административного правонарушения, однако имелись основания для снижения размера штрафа.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок в виде наложения штрафа на должностных лиц - в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, - влекут наложение штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок и "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 19.09.2015).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, нарушающих порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок и Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Субъектами данного правонарушения признаются, в том числе и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию ярмарок.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Для выявления в действиях субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы лицо совершило действие (бездействие), нарушающее порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок, санитарных норм и правил.
Постановлением Администрации Курской области от 02.03.2015 N 103-па утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка основными целями организации ярмарок являются: насыщение потребительского рынка разнообразными товарами (услугами), наиболее полное удовлетворение в них населения по доступным ценам, расширение рынка сбыта производимой в области продукции, повышение качества, конкурентоспособности, обновления ассортимента товаров (работ, услуг).
Ярмарка - мероприятие для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), организуемое в целях повышения доступности товаров (работ, услуг) для населения, реализации межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества, поддержки российских и региональных производителей товаров и проводимое на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях (далее - площадка) (п. 2.1 Порядка).
В соответствии с подпунктом 3.4.3 Порядка организатором ярмарки могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели - организаторы универсальных муниципальных ярмарок, специализированных ярмарок.
Как было установлено в процессе проведения информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, проводимой по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 20 (территория ТЦ "Кристалл"), организатором ярмарки выступал ИП Алябьев В.Н., информация об организаторе ярмарки размещена на штендере.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных
Факт того, что организатором ярмарки является ИП Алябьев В.Н. подтверждается справкой о проведении информационно-аналитического наблюдения, протоколом об административном правонарушении и фотоматериалом, ссылка на который имеется в справке и протоколе об административном правонарушении N 12 от 21.08.2015.
На фотографии зафиксировано, что установлен штендер, на котором указано, что межрегиональная универсальная ярмарка, проводимая с 17 по 23 августа, организована ИП Алябьевым В.Н., время работы: с 10:00 до 18:00 часов.
Перечисленные доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости.
В связи с изложенным, доводы жалобы относительно того, что ярмарка не была организована заявителем, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, ИП Алябьев В.Н. является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с п. 4.3 Порядка ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
Как было установлено в ходе проверочных мероприятий, ярмарка проводилась без согласования с органами местного самоуправления, вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она проводится.
Материалы дела свидетельствуют, что на официальном сайте Администрации Курской области, в открытом доступе размещен сводный график проведения ярмарок на территории Курской области в 2015 году, в котором отсутствовала ярмарка, организованная ИП Алябьевым В.Н.
Пункт 4.7 Порядка определяет, что место проведения (территория) ярмарок должно соответствовать следующим требованиям:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным правилам, нормам и правилам пожарной безопасности, правилам землепользования и застройки территории;
-возможность размещения администрации ярмарки;
-доступность для большинства населения муниципального образования, на территории которого проводится ярмарка;
-на каждой ярмарке должен быть обустроен информационный стенд, на котором размещается:
1) информация о размере платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (в случае, если плата установлена);
2) номера телефонов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, Главного управления МЧС России по Курской области, УМВД России по Курской области, Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.
Место проведения ярмарки в установленном порядке оформляется вывеской с указанием наименования организатора ярмарки, места его нахождения, контактного телефона, режима работы ярмарки, схемы размещения объектов на территории ярмарки, адресов и телефонов контролирующих органов (п. 4.10 Порядка).
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке размещаются на основании схемы, разработанной и утвержденной организатором ярмарки (п. 4.12 Порядка).
Как следует из материалов дела, вывеска с указанием схемы размещения объектов на территории ярмарки отсутствовала.
В соответствии с п. 5.1 Порядка продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, ветеринарным и фитосанитарным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, правилами продажи отдельных видов товаров и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что организатором ярмарки не было обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на торговых местах.
Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В ходе проверки было установлено, что не все участники ярмарки имели единообразно оформленные ценники на реализуемые товары.
Вина ИП Алябьева В.Н. во вменяемом административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении N 12 от 21.08.2015, фотоматериалами (съёмка производилась фотоаппаратом "Nikon" D3100 Kit AF -SDX 18-55VR), протоколом осмотра места проведения ярмарки от 18.08.2015 и имеющимися в материалах дела доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
В связи с изложенным, вывод суда области о доказанности вины индивидуального предпринимателя во вменяемом административном правонарушении, признается апелляционным судом правомерным.
Обстоятельств, исключающих вину в нарушении установленных законодательством требований не установлено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, и как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ИП Алябьевым В.Н. всех зависящих от него необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области в материалах дела не имеется.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины индивидуального предпринимателя во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
В качестве довода апелляционной жалобы указывается, что протокол осмотра места проведения ярмарки от 18.08.2015 и справка о проведении информационно - аналитического наблюдения от 18.08.2015 были подписаны заинтересованными лицами и составлены в интересах Комитета.
Данные доводы жалобы подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку справка о проведении информационно-аналитического наблюдения и протокол осмотра места проведения ярмарки от 18.08.2015 подписаны начальником управления потребительского рынка комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области - Трощинской И.И., уполномоченной на проведение соответствующих мероприятий и являющейся должностным лицом органа исполнительной власти, экспертом ОБУ "Курский центр контроля качества" - Тарубаровой И. И., - членом регионального штаба "Молодая гвардия" проекта "Народный контроль" - Ивлевой Д.В.
Приглашенные лица являются членами рабочей группы для проведения информационно-аналитического наблюдения.
Предприниматель не ссылается на доказательства, которые подтверждали бы заинтересованность названных лиц в исходе дела.
Доказательств того, что информационно-аналитическое наблюдение было проведено с нарушением норм действующего законодательства в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, оснований полагать, что протокол осмотра места проведения ярмарки от 18.08.2015 и справка о проведении информационно-аналитического наблюдения от 18.08.2015 были подписаны заинтересованными лицами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод о ненадлежащем уведомлении предпринимателя о составлении протокола об административном правонарушении был оценен судом первой инстанции с учетом имеющихся доказательств, оснований для его переоценки у апелляционной коллегии не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области N 12 от 28.09.2015.
Выводы суда области об изменении постановления в части назначения наказания путем снижения размера штрафа до 30 000 рублей являются правомерными и соответствующими требованиям КоАП РФ, ввиду того, что заявитель не был ранее привлечен к административной ответственности, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12 от 28.09.2015 не содержатся сведения о повторном совершении правонарушения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, индивидуальным предпринимателем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.04.2016 по делу N А35-9650/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9650/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2016 г. N Ф10-3668/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Алябьев В. Н., ИП Алябьев Владимир Николаевич
Ответчик: Комитет потребительского рынка, малого предпренимательства и лицензирования Курской области