г. Красноярск |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А69-4232/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2016 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "25" февраля 2016 года по делу N А69-4232/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Донгак Ш.О.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть плюс" (ИНН 1701044520, ОГРН 1081719000692, г. Кызыл) (далее - ООО "Теплосеть плюс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12 имени Воинов-интернационалистов города Кызыла Республики Тыва" (далее - МБОУ "СОШ N 12 г. Кызыла", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по договору от 27.07.2015 N 53 в сумме 99 932 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2221 рубль 40 копеек, а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей, на уплату государственной пошлины в сумме 4064 рубля 60 копеек.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 февраля 2016 года по делу N А69-4232/2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Теплосеть плюс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие обстоятельства:
- ООО "Теплосеть плюс" фактически оказаны, а МБОУ "СОШ N 12 г. Кызыла" приняты услуги по промывке внутренней системы отопления; ответчик нуждался в оказании ему соответствующих услуг; указанное позволяет сделать вывод о наличии у ответчика обязанности по оплате оказанных услуги вне зависимости от факта заключения муниципального контракта в установленном порядке; отсутствие такого контракта не исключает обязанность по оплате стоимости услуг на основании заключенного между сторонами договора;
- отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований прямо противоречит принципам и началам гражданского законодательства, которое основывается на равенстве участников гражданского оборота и недопустимости произвольного вмешательства в правоотношения;
- положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволяют заключать договор с единственным поставщиком, в случае если закупка осуществляется на сумму, не превышающую 100 000 рублей, что соответствует обстоятельствам настоящего спора.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 мая 2016 года объявлялся перерыв до 08 часов 40 минут 25 мая 2016 года. Информация о перерыве размещена в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
27.07.2015 между ООО "Теплосеть плюс" (исполнитель) и МБОУ "СОШ N 12 г. Кызыла" (заказчик) заключен договор на оказание услуг N 53 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязуется оказать услуги по промывке внутренней системы отопления здания по адресу: г. Кызыл, ул. Колхозная, 67, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в соответствии с условиями договора.
Условиями вышеназванного договора (пункт 3.1) предусмотрено, что цена договора, согласно калькуляции (приложение N 1) составляет 99 932 рубля без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В материалы дела истцом представлен акт выполненных работ от 20.08.2015 N 53, подписанный сторонами без претензий по объему, качеству и срокам договора.
Претензией от 02.11.2015 N 130 общество предложило учреждению погасить задолженность в сумме 99 932 рубля в течение пяти календарных дней с момента получения претензии.
Указанная претензия не исполнена ответчиком, что послужило поводом для обращения истца в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец заявленное требование основывает на обстоятельствах оказания учреждению услуг по промывке внутренней системы отопления здания в соответствии с заключенным договором от 27.07.2015 N 53.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Вместе с тем предмет регулирования норм гражданского законодательства закреплен в положениях статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом существующая система гражданского законодательства не исключает принципа специального регулирования правоотношений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, в связи с чем его деятельность регулируется нормами гражданского законодательства, в том числе Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми финансовое обеспечение, в частности обеспечение его нужд должно осуществляться согласно вышеприведенным нормам.
Оказание учреждению услуг по промывке внутренней системы отопления здания по адресу: г. Кызыл, ул. Колхозная, 67, было непосредственно связанно с осуществлением деятельности учреждения.
Истец указанные обстоятельства не оспорил и не опроверг.
Следовательно, получение учреждением соответствующей услуги должно было производиться согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данный вывод соответствует нормам статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которая определяет непосредственный предмет регулирования закона.
Так, названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закреплен принцип осуществления закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в определенных случаях.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что договор на оказание услуг по промывке системы должен быть заключен в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем из материалов дела следует и истцом не опровергнуто, что договор от 27.07.2015 N 53 не был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Доводы истца о том, что, несмотря на несоблюдение условий о порядке заключения муниципального контракта, у ответчика существует обязательство по оплате оказанных и принятых им услуг, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, оплата услуг при указанных обстоятельствах прямо противоречит вышеприведенным нормам, устанавливающим порядок расходования средств бюджета, и необоснованно ставит истца в преимущественное положение по сравнению с иными лицами, которые могли претендовать на заключение соответствующего контракта.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенные обществом сделки с нарушением установленного порядка являются ничтожными, поскольку помимо нарушения требований законодательства посягают на публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц в силу вышеизложенных обстоятельств.
Ссылки общества на установленные принципы гражданского законодательства и фактическое признание ответчиком суммы задолженности, что выразилось в принятии услуг, отклоняются судом, так как нарушение предусмотренного порядка при заключении договора на обеспечение муниципальной нужды исключает возможность оплаты. Иное применение и толкование норм закона прямо противоречит нормам закона и, как было отмечено выше, безосновательно ставит истца в преимущественное положение. Возможность заключения договора в обход установленного порядка нивелирует требования закона и является пренебрежением воли законодателя, определившего специальный порядок регулирования спорных правоотношений.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы истца, в которых он ссылается на пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать два миллиона рублей или пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;
Из материалов дела не следует, что соответствующий договор был заключен в порядке указанной нормы.
Доказательств наличия иных условий, определенных статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которые предусматривает возможность осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в материалах дела не имеется, об их наличии не заявлено, судом апелляционной инстанции не установлено.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности заключения муниципального контракта в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании суммы задолженности не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении требования общества о взыскании суммы долга по обязательству отказано, требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами и взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на истца; истцом при обращении в суд апелляционной инстанции государственная пошлина уплачена в установленном размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "25" февраля 2016 года по делу N А69-4232/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-4232/2015
Истец: ООО "ТЕПЛОСЕТЬ ПЛЮС"
Ответчик: МБОУ средняя общеобразовательная школа N 12 Воинов-интернационалистов г. Кызыла