г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А26-5714/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей И.Г.Медведевой, И.Ю.Тойвонена,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Н.Тюриной,
при участии:
от истца: Ефимовой Е.Н. по доверенности от 18.04.2016,
от ответчика: Шибковой Н.В. по доверенности от 06.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28646/2016) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2016 по делу N А26-5714/2016 (судья Дружинина С.И.), принятое
по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (межрайонное)
к комиссии по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный),
третье лицо: муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи",
об обязании включить требования в промежуточный ликвидационный баланс,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (межрайонное) (далее - Пенсионный Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к комиссии по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный) о признании отказа комиссии по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный) (далее - Учреждение) во включении в промежуточный ликвидационный баланс требования от 01.04.2016 N 1335 и уклонения от рассмотрения требования от 04.05.2016 N 2125 неправомерными; об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс требования Пенсионного фонда по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в общей сумме 870156 руб. 47 коп., в том числе: 477489 руб. 30 коп. за 4 квартал 2015 года по требованию N 1335 от 01.04.2016, 392667 руб. 17 коп. за 1 квартал 2016 года по требованию N 2125 от 04.05.2016, и направлении Пенсионному фонду уведомления о включении данных требований в промежуточный ликвидационный баланс. Исковые требования обоснованы статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.09.2016 в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана и в судебном заседании поддержана апелляционная жалоба, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылались, что о ликвидации Учреждения стало известно только 12.04.2016 при получении апелляционной жалобы Учреждения на решение Арбитражного суда РК по делу N А26-11869/201450, к которой были приложены постановления администрации Сегежского муниципального района от 30.12.2015 N 1164 "О ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г.Сегежи (смешанный)", от 13.01.2016 N 8 "О комиссии по ликвидации муниципального казенною образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи (смешанный)"), то есть за пределами срока, установленного для предъявления требований 04.04.2016. Ликвидационной комиссией письменного уведомления Управлению о ликвидации Учреждения не направлялось. Полагают не основанными на законе выводы суда о соблюдении ответчиком положений действующего законодательства, регулирующего порядок ликвидации юридического лица, и об отнесении негативных последствий непредъявления требования на Пенсионный Фонд, не извещенный в установленном порядке о процедуре ликвидации. Нарушение ответчиком процедуры ликвидации привело к ущемлению прав и законных интересов истца. Кроме того отсутствие страховых взносов отрицательно повлияет на исчисление стажа для трудовых пений. Учитывая, что Учреждением не была произведена уплата страховых взносов, суммы которых указанны в представленных в Пенсионный Фонд расчетах, полагают, что ответчик должен был знать и знал о наличии задолженности перед Пенсионным Фондом, но не исполнил свою обязанность по письменному уведомлению кредитора о предстоящей ликвидации юридического лица, вследствие чего требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс были заявлены за пределами установленного срока. Истец не согласен с выводом суда, о том, что наличие неразрешенного судебного спора в отношении спорной задолженности, размер которой оспаривается в деле N А26-6286/2016, является препятствием для удовлетворения требований истца в рамках настоящего дела. Кроме того, в связи с представлением отчетности за первый квартал 2016 года 25.04.2016 задолженность по уплате страховых взносов за указанный период, подлежащая включению в ликвидационный баланс, не могла быть заявлена раньше указанного срока.
Ответчик в представленном отзыве и в судебном заседании возражал относительно апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения. Довод истца о том, что о ликвидации Учреждения ему стало известно лишь 12.04.2016, получил надлежащую оценку суда первой инстанции во взаимосвязи с другими доказательствами, представленными сторонами по делу. Требование истца N 1335 о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс и сопроводительное письмо к нему датированы 01.04.2016, т.е. до даты окончания срока предъявления требований кредиторов, установленного комиссией. Указанный факт подтверждает доводы комиссии о том, что истец как лицо с особым статусом был осведомлен о ликвидации Учреждения посредством взаимодействия, осуществляемого им с налоговыми органами. Расчеты по начисленным страховым взносам Учреждения за периоды 2015 года (4 квартал 2015 года) комиссией не составлялись, истцу не представлялись, так как на 11.01.2016 (дату составления расчетов) комиссия не существовала. Комиссия образована на основании постановления администрации Сегежского муниципального района от 13.01.2016. При составлении 22.04.2016 расчета по начисленным страховым взносам за 1 квартал 2016 года комиссия использовала сведения, представленные Пенсионным фондом в требовании от 01.04.2016 N 1335. Следовательно, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса комиссия не была осведомлена о существовании задолженности перед истцом. Довод истца о том, что требование N 2125 от 04.05.2016 направлено ответчику по адресу, указанному в публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", не имеет правового значения, так как указанное требование направлено через месяц после истечения срока, установленного комиссией для предъявления требований кредиторов. В судебном заседании представитель указал, что включение требования, поступившего после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, законодательством не предусмотрено.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения ответчика в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд находит апелляционную жалобу обоснованной, решение - подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Постановлениями от 30.12.2015 N 1164 и от 13.01.2016 N 8 Администрация Сегежского муниципального района приняла решение о ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный), а в последующем назначила ликвидационную комиссию, утвердив ее состав, о чем в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие записи N 2161001065718 от 19.01.2016, N 2161001069194 от 25.01.2016.
Приступив к исполнению обязанностей с 13.01.2016 ликвидационная комиссия Учреждения опубликовала в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о начале процедуры ликвидации Учреждения, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, указав, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 186420, г.Сегежа, ул.Ленина, д.9а, каб. 28.
04.04.2016 установленный срок предъявления требований кредиторов истек, и ликвидационная комиссия Учреждения на заседании 08.04.2016 рассмотрела предъявленные ей требования кредиторов и составила промежуточный ликвидационный баланс Учреждения.
Постановлением от 12.04.2016 N 306 Администрация Сегежского муниципального района утвердила названный промежуточный ликвидационный баланс Учреждения.
Ссылаясь на факт получения сведений о начале процедуры ликвидации Учреждения лишь 12.04.2016, истец 13.04.2016 вручил ликвидационной комиссии требование N 1335 от 01.04.2016 о включении в промежуточный ликвидационный баланс требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в общей сумме 758143 руб. 24 коп., а 05.05.2016 направил ликвидационной комиссии посредством почтовой связи требование N 2125 от 04.05.2016 о включении в промежуточный ликвидационный баланс требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в общей сумме 392667 руб. 17 коп.
Ответом комиссии N 11 от 14.04.2016 истцу сообщено об оставлении требования N 1335 без рассмотрения как поданного за пределами срока его предъявления.
Поскольку оба требования N 1335 и N 2125 были оставлены ликвидационной комиссией Учреждения без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку действия ликвидационной комиссии были формальны и не противоречили закону.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации прежде всего ликвидатор должен совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами; ликвидатор письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации юридического лица. Судом первой инстанции не был установлен факт направления ликвидатором письменного уведомления кредитору о ликвидации Учреждения. Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 27.05.2015 по делу N 310-ЭС14-8980, А64-6348/2013, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором.
Согласно пункту 1 статьи 53 и пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, с момента назначения ликвидационной комиссии, ликвидатора к ним переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В соответствии с ст.ст. 15, 18, 28 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов и представлять в установленном порядке в орган контроля расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена Закона N 212-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
За расчетный (отчетный) периоды 2015 года (4 квартал 2015 года) и 1 квартал 2016 года, 18.01.2016 и 25.04.2016, соответственно, Учреждением представлены расчеты по начисленным страховым взносам в Пенсионный фонд, подтверждающие данные суммы задолженности. Уточненные расчеты за указанные расчетные периоды, оспаривающие данные начисления и задолженность, Учреждением не представлялись. При указанных обстоятельствах ликвидационная комиссия должна быть осведомлена о кредиторской задолженности по уплате обязательных платежей, от имени получателей которых выступает Пенсионный фонд в лице своего регионального филиала, таковая должна быть включена в промежуточный ликвидационный баланс, утверждавшийся 08.04.2016, применительно к задолженности в размере 477489 руб. 30 коп. за IV квартал 2014 года, расчет которой датирован 11.01.2016, должен был быть получен или истребован у прежнего руководства ликвидационной комиссией.
Согласно списку почтовых отправлений от 05.05.2016 г. видно, что требование N 2125 от 04.05.2016 г. вместе с сопроводительным письмом на имя Махмутовой С.О. были направлены председателю ликвидационной комиссии Махмутовой С.О. по адресу: г. Сегежа. ул. Ленина, д. 9А. каб. N 28.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 63 ГК РФ, срок предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидационной процедуре.
Согласно материалам дела, учреждение не предполагалось ликвидировать до конца мая 2016 года, а согласно сведениям из ЕГРЮЛ и пояснениям сторон в судебном заседании, оно не ликвидировано до сих пор, сведения о промежуточном ликвидационном балансе в ЕГРЮЛ не внесены. При объективно возникшем обязательстве ликвидируемого юридического лица вносить обязательные платежи в установленном законом порядке, и с учетом представления 22.04.2016 представителем ликвидационной комиссии расчета за 1-й квартал 2016 года, уклонение от рассмотрения требования Пенсионного Фонда от 04.05.2016 притом, что внесение изменений в промежуточный ликвидационный баланс законодательно не запрещено, исходя из приоритета достоверности, не соответствуют действующему законодательству.
В порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 61.1 ГК РФ, до настоящего времени право Пенсионного Фонда, действующего в публичных (общественных) интересах, исходя из влияния уплаты страховых взносов на формирование трудовых пенсий работников ликвидируемого учреждения, не восстановлено: производство по делу N А26-6286/2016, приостановлено, вследствие чего настоящее дело о должно быть разрешено по существу.
Предусмотренный пунктом 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты не назван законом единственно возможным и верным в случае возникновения спора между кредитором и ликвидатором юридического лица. Законодательство не запрещает возможность применения и иных способов защиты прав кредитора в случае подтверждения обоснованности его претензий к действиям (бездействию) ликвидатора, уклоняющегося от рассмотрения требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс. Положения норм пункта 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность защиты права путем обращения кредитора с иском к ликвидируемому юридическому лицу об удовлетворении его требования, не могут быть истолкованы как ограничивающие возможность субъекта обратиться с требованиями к иному лицу, которое данный субъект считает в действительности нарушившим его права (в данном случае к ликвидатору, не рассматривающему поступившее к нему требование), при этом кредитор обращается не с иском об удовлетворении его требований (который очевидно должен предъявляться именно к самому должнику), а с иными требованиями, связанными с действиями (бездействием) ответчика при выполнении им возложенных законом обязанностей.
С включением требований в промежуточным ликвидационный баланс связано право кредитора на использование способов дополнительной ответственности по исполнению обязательства.
Из смысла пунктов 2, 5, 6 ст. 63, пунктов 2, 3 ст. 64 ГК РФ следует, что факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после составления реестра требований кредиторов; утверждения промежуточного ликвидационного баланса; реализации имущества должника; проведения расчетов с кредиторами.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает не доказанными ответчиком в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ правомерность отказа и уклонения от рассмотрения требований Управления Пенсионного фонда, вследствие чего полагает применимым пункт 2 статьи 201 АПК РФ, не усматривая необходимости в обязании направления дополнительного уведомления Пенсионному Фонду.
Руководствуясь статьями 176, 110, 268, 269 п. 2, 270 ч. 1 п. 4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 08.09.2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ комиссии по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный) во включении в промежуточный ликвидационный баланс требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия от 01.04.2016 N 1335 и уклонения от рассмотрения требования от 04.05.2016 N 2125.
Обязать комиссию по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный) включить в промежуточный ликвидационный баланс требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (межрайонное) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в сумме 870156 руб. 47 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5714/2016
Истец: государственное учреждение-Управление Пенсинного фонда Рссийской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (межрайонное)
Ответчик: комиссия по ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегежи" (смешанный)
Третье лицо: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Сегеежи" (смешанный), Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1164/17
13.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28646/16
08.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5714/16
14.07.2016 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5714/16