Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2016 г. N Ф07-8352/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: об оспаривании действий
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А21-7524/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И., судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лутай В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Коваленко А.А. - по доверенности от 16.11.2015;
от заинтересованного лица: Курочкин В.И. - по доверенности от 11.01.2016;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5402/2016) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2015 по делу А21-7524/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению МП "Калининградтеплосеть", место нахождения: 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58, ОГРН 1023901007008,
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининградская область, г. Калининград, пр-кт Советский, д. 13, ОГРН 1023900773192,
3-е лицо: Администрация городского округа "Город Калининград"
об оспаривании действий
установил:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Службы в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы Предприятия на 2016-2018 годы, содержащегося в письме от 30.06.2015 N 1572, а также об обязании Службы рассмотреть инвестиционную программу Предприятия на 2016-2018 годы, изложенную в письме от 26.06.2015 Вх.N 2580.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация).
Решением суда от 01.12.2015 требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Служба направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 01.12.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Предприятию в удовлетворении заявления.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 апелляционная жалоба Службы принята к производству, судебное разбирательство назначено на 25.04.2016, которое было отложено на 23.05.2016 для представления сторонами дополнительных пояснений по делу.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Предприятия позицию заинтересованного лица не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Службы без удовлетворения.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.06.2015 Предприятие представило в Службу инвестиционную программу для утверждения, однако письмом от 30.06.2015 исх. N 1572 Служба уведомила Предприятие, что в соответствии с пунктом 20 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 (далее - Правила N410) регулируемая организация должна направить инвестиционную программу в орган исполнительной власти субъекта РФ до 15 марта года, предшествующего периоду её реализации, связи с чем несвоевременно представленная Предприятием инвестиционная программа на 2016-2018 годы не может быть утверждена в 2015 году.
Считая, решение Службы об отказе в утверждении инвестиционной программы на 2016-2018 годы неправомерным, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Придя к выводам, что направление инвестиционной программы с нарушением пункта 20 Правил N 410 само по себе не свидетельствует о невозможности её рассмотрения, а также указав на то, что отказ в согласовании инвестиционной программы ввиду нарушения срока её предоставления уполномоченному органу не предусмотрен, суд первой инстанции удовлетворил требования Предприятия в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит её обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5 части 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона N 190-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В соответствии с Законом N 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 утверждены Правила N 410, которые определяют процедуру согласования инвестиционных программ, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; пункт 1 Правил N 410).
Согласно пункту 20 Правил N 410 регулируемая организация направляет инвестиционную программу по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду начала ее реализации.
Как указано выше суд первой инстанции пришел к выводу, что направление инвестиционной программы с нарушением пункта 20 Правил N 410 само по себе не свидетельствует о невозможности её рассмотрения.
Вместе с тем, делая указанный вывод, судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 21 Правил N 410 установлено, в случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 - 19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения.
В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 - 19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки (пункт 22 Правил N 410).
Согласно пункту 23 Правил N 410 регулируемая организация представляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу на согласование в орган местного самоуправления в течение 3 дней со дня ее получения от регулируемой организации (пункт 24 Правил N 410).
В силу пункта 25 Правил N 410 орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляет его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае если орган местного самоуправления в указанный срок не уведомил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.
Согласно пункту 28 Правил N 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 дней со дня поступления отказа в согласовании инвестиционной программы направляет ее регулируемой организации для доработки.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил.
Согласно пункту 32 Правил N 410, в случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе в утверждении инвестиционной программы и направления ее на доработку по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и направляет инвестиционную программу на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет ее повторное согласование с органами местного самоуправления в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 24 - 27 настоящих Правил.
Пунктом 34 Правил N 410 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.
В силу пункта 45 Правил N 410 внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном для утверждения инвестиционных программ, до 1 декабря соответствующего года.
Таким образом, Правилами N 410 предусмотрены конкретные пресекательные сроки согласования и доработки инвестиционных программ, на что в частности прямо указано в вышеназванном пункте 25 Правил N 410, для целей их своевременного утверждения и внесения соответствующих изменений в срок, установленный пунктом 45 Правил N 410.
Указанный вывод подтверждается также и тем, что утверждение Инвестиционной программы возможно только до истечения срока формирования предложений о размере индексов Федеральной службой по тарифам (пункт 27 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400), то есть до 1 августа года, предшествующего периоду, на который устанавливаются индексы по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, вопреки позиции заявителя и суда первой инстанции направление инвестиционной программы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с нарушением срока, предусмотренного пунктом 20 Правил N 410, ведет к невозможности рассмотрения программы в установленном законом порядке, а потому Служба правомерно уведомила Предприятие о невозможности её утверждения.
При этом ссылка суда первой инстанции на то, что соответствующее основание для отказа в утверждении инвестиционной программы не предусмотрено пунктом 30 Правил N 410 несостоятельная, поскольку в силу пункта 29 Правил N 410 решение об утверждении или об отказе в утверждении инвестиционной программы выносится по результатам её рассмотрения, в то время как в данном случае у Службы не имелось оснований для рассмотрения программы Предприятия, в связи с чем соответствующее решение в порядке пункта 30 Правил N 410 последней не принималось.
На основании изложенного, нарушений действующего законодательства при направлении в адрес заявителя письма от 30.06.2015 N 1572 Службой не допущено, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2015 по делу N А21-7524/2015 отменить.
Отказать МП "Калининградтеплосеть" в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы МП "Калининградтеплосеть" на 2016-2018 годы, содержащегося в письме от 30.06.2015 N 1572, и об обязании Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области рассмотреть инвестиционную программу.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7524/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2016 г. N Ф07-8352/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МП "Калининградтеплосеть"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
Третье лицо: Администрация городского округа "Город Калининград"