Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф01-4170/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
10 июня 2016 г. |
А38-6885/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Ю.В. Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи секретарем судебного заседания Белах О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016
по делу N А38-6885/2015,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании недействительным представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 06.08.2015 N 31,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Гусева А.М. по доверенности от 31.12.2015 N 010-79/89 сроком действия до 31.12.2016,
и установил:
администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - администрация г.Йошкар-Ола, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - ТУ Росфиннадзора, орган бюджетного надзора) от 06.08.2015 N 31.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Йошкар-Ола обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что получателем субсидии из бюджета являлось ООО "Ювента", поэтому деятельность Кубашева Д.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя не имеет отношения к данному вопросу.
ТУ Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами органа местного самоуправления, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации г.Йошкар-Ола в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Территориальное управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в период с 18.06.2015 по 17.07.2015 на основании централизованных заданий Росфиннадзора от 26.02.2015 N ЭИ-05-25а/453@-ТУ, от 01.04.2015 N ЭИ-14-25а/912@-ТУ и приказа ТУ Росфиннадзора от 16.06.2015 N 58 уполномоченные должностные лица органа бюджетного надзора провели плановую проверку использования в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Проверяющие выявили, что в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6 Приложения - Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, пункта 5.1 раздела 5 таблицы N 6 приложения N 3 к муниципальной программе ГО "Город Йошкар-Ола" "Экономическое развитие на 2014-2018 годы", в 2014 году Комиссия по конкурсному отбору администрации г.Йошкар-Ола определила получателем грантовой поддержки начинающему деятельность субъекту малого и среднего предпринимательства - ООО "Ювента", в котором директором и учредителем со 100 % долей является Кубашев Д.Ю., также осуществляющий полиграфическую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя более 4 лет, и направила из федерального бюджета субсидию в размере 116 387 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.07.2015.
По окончании проверки ТУ Росфиннадзора выдало представление от 06.08.2015 N 31, которым потребовало от администрации г.Йошкар-Ола в срок 20 рабочих дней с даты получения настоящего представления рассмотреть изложенную в нем информацию о нарушении бюджетного законодательства, принять меры по устранению причин и условий его совершения. О результатах исполнения представления проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты его исполнения.
Не согласившись с представлением ТУ Росфиннадзора, орган местного самоуправления оспорил его в Йошкар-Олинском городском суде Республики Марий Эл, который определением от 10.12.2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (неподведомственность спора) прекратил производство по заявлению администрации г.Йошкар-Ола к ТУ Росфиннадзора РМЭ о признании незаконными действий и отмене представления от 06.08.2015 N 31.
После этого администрация г.Йошкар-Ола обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178, приказом Минэкономразвития от 01.07.2014 N 411, постановлением Правительства Республики Марий Эл 21.10.2014 N 548 и исходил из того, что орган бюджетного надзора доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Положение N 77), согласно пунктам 1, 4 и 5 которого Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5.14, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, предусмотрено, что территориальное управление в установленной сфере деятельности направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с часть 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-Ф оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Согласно пункту 5 указанных Правил государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства соответствующим критериям, установленным Федеральными законами "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ.
Определение порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, относится к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации (подпункт "а" пункта 6 Правил N 178).
В силу пункта 4.6.1 Приложения (Конкурсная документация), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.07.2014 N 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", гранты начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования, в том числе при заключении договора коммерческой концессии, предоставляются субъектом Российской Федерации при условии принятия обязательства о предоставлении таких грантов в соответствии с нижеприведенными условиями, в том числе, о том, что гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.10.2014 N 548 "О предоставлении межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл" предусмотрено предоставление межбюджетных субсидий за счет средств федерального бюджета в 2014 году исполнителям мероприятия "Софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, принятых на уровне городских округов и муниципальных районов" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 годы)", в том числе, городскому округу "Город Йошкар-Ола" в сумме 3800508 руб.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 31.12.2013 N 3335 утверждена муниципальная программа городского округа "Город Йошкар-Ола" "Экономическое развитие на 2014-2018 годы", которой предусмотрено предоставление в период с 2014 по 2018 субсидий на грантовую поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2.2 Положения о проведении конкурсного отбора исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2014 - 2018 годы, утвержденного постановлением органа местного самоуправления от 31.12.2013 N 3335 (в редакции постановления от 17.04.2014 N 958) к участию в конкурсном отборе, проводимом по мероприятиям, указанным в пункте 5.1 таблицы N 6 Приложения N 3 к Программе, допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" и представившие документы, подтверждающие соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ и осуществляющие свою деятельность не более одного года.
Установлено по делу, что 22.10.2014 Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и администрация г.Йошкар-Ола заключили договор N 86-14 о предоставлении межбюджетной субсидии для реализации мероприятия подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", согласно пунктам 2.4 и 2.5 договора орган местного самоуправления обязан обеспечить целевое использование средств, полученных на реализацию мероприятий поддержки.
Согласно протоколу от 09.10.2014 N 1 рассмотрения заявок на участие в отборе и подведения итогов отбора исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 годы)" в 2014 году комиссия Минэкономразвития РМЭ рассмотрела и удовлетворила восемь заявок, поступивших от муниципальных образований республики, в том числе, от городского округа "Город Йошкар-Ола", которому предусмотрела выделить за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства денежные средства в размере 1 398 983 руб.
На основании постановления органа местного самоуправления от 22.12.2014 N 3223 субсидия на реализацию мероприятия "Субсидии на грантовую поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ГО "Город Йошкар-Ола" на 2014-2018 годы" выделена ООО "Ювента" в сумме 116 387 руб.
В заявке ООО "Ювента" на участие в конкурсном отборе, которая подписана директором Кубашевым Д.Ю., указаны расходы на приобретение оборудования для печати на сумму 200 000 руб., а также приложены копии договора поставки оборудования N 6 от 26.09.2014, заключенного между ООО "Ювента" (заказчик) в лице директора Кубашева Д.Ю. и индивидуальным предпринимателем Кубашевым Д.Ю. (исполнитель), товарной накладной ИП Кубашева Д.Ю. от 11.06.2013 N 443 на поставку листоподбора SUPERFAX EC-4600 на сумму 270 000 руб. (в том числе, НДС - 48 600 руб.); акта ООО "Ювента" от 26.09.2014 N 1 на ввод в эксплуатацию оборудования для печати SUPERFAX EC-4600L, подписанного директором Кубашевым Д.Ю.; счета ИП Кубашева Д.Ю. от 09.10.2014 N 456 на оплату полиграфического оборудования на сумму 200000 руб.; платежного поручения ООО "Ювента" от 10.10.2014 N 1 о перечислении ИП Кубашеву Д.Ю. суммы 200000 руб. в виде оплаты за оборудование по счету N 456 от 09.10.2014; подписанного директором ООО "Ювента" Кубашевым Д.Ю. бизнес-проекта, предусматривающего открытие производства полиграфии с затратами на оборудование в размере 200000 руб., численностью работников - 2 чел., фондом оплаты труда - 42966 руб. в месяц.
24.12.2014 администрация г.Йошкар-Ола и ООО "Ювента" заключили договор N 253-пр, по условиям которого орган местного самоуправления обязался предоставить Обществу субсидию на реализацию мероприятия подпрограммы "Субсидии на грантовую поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства", указанного в пункте 5.1 раздела 5 таблицы N 6 Приложения N 3 к муниципальной программе ГО "Город Йошкар-Ола" "Экономическое развитие на 2014-2018 годы" в объеме 116387 руб.
Предоставляемая субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована в иных целях, чем предусмотрено в пункте 2.1 договора от 24.12.2014 N 253-ПР.
25.12.2014 орган местного самоуправления перечислил на банковский счет ООО "Ювента" в АКБ "Спурт" (ОАО) субсидию в размере 116387 руб.
Осуществляя проверочные мероприятия, орган бюджетного надзора пришел к заключению о том, что ООО "Ювента" не подпадает под категорию начинающих (действующих менее 1 года) субъектов малого и среднего предпринимательства, для которых предусмотрена финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета, поскольку контролируется и является организационной формой осуществления Кубашевым Д.Ю. предпринимательской деятельности в сфере полиграфических услуг, которой он занимается более 4-х лет. Осуществление данной деятельности предполагается на базе того же оборудования, что ранее принадлежало и использовалось индивидуальным предпринимателем Кубашевым Д.Ю.; каких-либо иных затрат, кроме платежа контролирующему лицу за оборудование, не заявлено.
Установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные в материалы дела документальные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к верному заключению о том, что аргументы органа бюджетного надзора о неправомерном определении администрацией г.Йошкар-Ола ООО "Ювента" в качестве получателя грантовой поддержки начинающему деятельность субъекту малого и среднего предпринимательства, являются обоснованными и доказанными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 02.02.2016 N 12152016012856 Кубашев Д.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2011, основной вид деятельности - полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области (ОКВЭД 22.2), он имеет расчетные счета в Филиале "Марийский" АКБ "Спурт" (ОАО), ОАО АКБ "Пробизнесбанк".
Согласно налоговой декларации индивидуального предпринимателя Кубашева Д.Ю. от 03.06.2015 по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения за 2014 год, облагаемый доход у него отсутствует.
Из представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Ола информации (письмо от 09.02.2016 N 04-24/000619 дсп) следует, что сведения о среднесписочной численности работников и сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ за 2014 год индивидуальный предприниматель Кубашев Д.Ю. в налоговый орган не представлял.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.02.2016 N 12152016012855 ООО "Ювента" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.09.2014; основной и единственный вид деятельности - полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 22.22). Единственный учредитель и директор организации Кубашев Д.Ю. Общество имеет расчетный счет в Филиале "Марийский АКБ "Спурт" (ОАО).
На основании договора аренды N 1 от 30.09.2014 ООО "Ювента" в лице директора Кубашева Д.Ю. арендует часть нежилого помещения для указания юридического адреса организации: г.Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 60.
В соответствии с бухгалтерским балансом ООО "Ювента" от 30.03.2015 за 2014 внеоборотные и оборотные активы у организации отсутствуют; имеются только денежные средства в сумме 10000 руб., соответствующей размеру ее уставного капитала; по данным отчета о финансовых результатах за 2014 доходы, расходы отсутствуют.
Исходя из представленных ООО "Ювента" сведений от 18.01.2015, его среднесписочная численность за 2015 год составляет 1 чел.
Проанализировав вышеизложенное, арбитражный суд считает необходимым поддержать вывод органа бюджетного надзора о том, что ООО "Ювента" создано его единственным учредителем, директором и работником Кубашевым Д.Ю. для осуществления полиграфической деятельности, которой Кубашев Д.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя занимается с 28.04.2011.
В качестве затрат, на компенсацию которых за счет средств федерального бюджета выделена субсидия, директор Общества Кубашев Д.Ю. заявил оборудование (листоподбор SUPERFAX EC-4600), приобретенное ООО "Ювента" у индивидуального предпринимателя Кубашева Д.Ю., то есть ранее принадлежавшее и использовавшееся им же в полиграфической деятельности.
Несмотря на то, что согласно документам данное оборудование 11.06.2013 получено в собственность ООО "Ювента", 26.09.2014 введено в эксплуатацию в качестве основного средства, в бухгалтерском балансе ООО "Ювента" за 2014 в составе активов организации оно не отражено.
Таким образом, созданное и контролируемое Кубашевым Д.Ю. ООО "Ювента" является организационной формой продолжения предпринимательской деятельности в сфере полиграфических услуг, которой индивидуальный предприниматель Кубашев Д.Ю. занимается с 28.04.2011, в связи с чем данную организацию нельзя отнести к начинающим субъектам предпринимательства, которым законодательством предусмотрено предоставление государственной поддержки в виде финансовой помощи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 24.01.2008 N 33-О-О, от 05.03.2009 N 468-О-О, от 02.04.2009 N 475-О-О, от 16.07.2009 N 923-О-О, N 938-О-О, при рассмотрении публичных споров суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства и в случае сомнений в правомерности действий субъекта предпринимательской деятельности обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела фактических обстоятельств.
При установленных обстоятельствах в их совокупности суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что орган бюджетного надзора представил надлежащие доказательства и документы, подтверждающие наличие в действиях администрации г.Йошкар-Ола нарушения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6 Приложения - Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, пункта 5.1 раздела 5 таблицы N 6 приложения N 3 к муниципальной программе ГО "Город Йошкар-Ола" "Экономическое развитие на 2014-2018 годы".
ТУ Росфиннадзора располагало правовыми основаниями для выдачи оспариваемого представления.
Во исполнение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росфиннадзора доказало законность и обоснованность оспариваемого представления.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы администрации г.Йошкар-Ола в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал органу местного самоуправления в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016 по делу N А38-6885/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016 по делу N А38-6885/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-6885/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф01-4170/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ