Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2016 г. N Ф05-14057/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга
Вывод суда: производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции изменено
г. Москва |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А40-189865/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.О.Меликсетяном,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2016 года
по делу N А40-189865/15, принятое судьёй Никоновой О.И.
по иску ОАО "Оборонэнергосбыт"
к Министерству обороны РФ
третьи лица: ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГ КЭУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений"
о взыскании 2 935 554 руб. 58 коп
при участии в судебном заседании:
от истца: Козлова О.О. (доверенность от 18.05.2016 г.)
от ответчика: Деркач У. А. (доверенность от 11.04.2016 г.)
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ
ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в суд с учетом уточнения с иском к Российской Федерации в лице Минобороны России о взыскании за счет казны Российской Федерации при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России денежных средств в размере 2 881 191 руб. 30 коп; при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" денежных средств в размере 54 363 руб.28 коп.
Решением суда от 22 марта 2016 г. исковые требования удовлетворены в размере уточненных исковых требований. При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности на стороне Российской Федерации Министерства обороны РФ как представителя собственника имущества и главного распорядителя бюджетных средств по соответствующей ведомственной принадлежности (ст.ст. 123.21, 123.23 ГК РФ, ст. 158 БК РФ).
С решением не согласились ответчик и третье лицо ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений".
По мнению ответчика, оснований для привлечения Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности не имеется.
Третье лицо считает, что состояние расчетов определено судом первой инстанции неверно, без учета оплаты 2 881 191,30 руб. Кроме того, третье лицо считает, что настоящее решение приведет к двойному взысканию.
В заседании суда апелляционной инстанции истцом заявлен отказ от иска на сумму 2 881 191,30 руб., не противоречащий закону и не нарушающий прав иных лиц, в связи с чем решение суда в части взыскания 2 881 191,30 руб. подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ, для отмены решения от 22 марта 2016 г. по доводам апелляционных жалоб.
Как усматривается из материалов судебного дела, в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ИНН 6165035060, ОГРН 1097746448315) (далее - Северо-Кавказское ТУИО) и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" (ИНН 7826001547, ОГРН 1027810323342) (далее - Северо-Западное ТУИО) вынесены судебные решения о взыскании в пользу ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженности за поставку электрической энергии в размере 5 834 725,090 руб.
На основании указанных решений АС Краснодарского края, АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области выданы соответствующие исполнительные листы.
Ввиду отсутствия добровольного исполнения решений арбитражных судов со стороны должников, вышеуказанные исполнительные листы были предъявлены в органы федерального казначейства для принудительного исполнения.
По состоянию на 05.10.2015 данные листы были исполнены частично на общую сумму 131 877, 140 руб.
После принятия искового заявления (15.10.2015) от Органов Федерального казначейства поступили оплаты по следующим исполнительным документам:
АС N 005830900 от 29.05.2013, АС N 005822723 от 20.03.2013, АС N 006296206 от 28.04.2014, АС N 005837068 от 11.09.2013, АС N 005840462 от 08.08.2013, АС N 006294558 от 04.12.2013 на сумму 2 899 170,51 руб.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от иска в связи с погашением задолженности на сумму 2 881 191,30 руб.
Согласно п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно пункту 12.1 статьи 158 БК РФ, в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами. Подпунктом 31 пункта 9 Положения определено, что Минобороны России возглавляет Министр обороны России, который является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р "О создании федеральных государственных казенных учреждений" (далее - Распоряжение от 29.03.2012 N 422-р) учреждены Федеральные государственные казенные учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" и "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В соответствии с п. 2. Распоряжения от 29.03.2012 N 422-р, Минобороны России осуществляет функции и полномочия учредителя указанных Учреждений.
Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена ст. 124 ГК РФ, регламентируется ст. 161 и гл. 24.1 БК РФ, по смыслу которых, взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении Учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Довод жалобы о том, что Истом не доказан факт невозможности исполнения судебных актов основными должниками, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
По истечению трехмесячного срока исполнения в соответствии с ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) от органов федерального казначейства поступили уведомления о неисполнении должниками исполнительных документов, которые имеются в материалах дела (прилагались к исковому заявлению).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что данные уведомления подтверждают факт невозможности исполнения судебного акта со стороны основных должников, а, следовательно взыскание указанных сумм с Ответчика является законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что исполнительные листы находятся на исполнении в органах Федерального Казначейства, что допускает двойное взыскание денежных средств с федерального бюджета, так как у Истца будут в наличии несколько исполнительных листов по разным арбитражным делам о взыскании одной и той же задолженности, не принимается судебной коллегией.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, предъявляющего исковое заявление к субсидиарному Ответчику по отзыву исполнительных листов, находящихся на исполнении.
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение иска в суде первой инстанции и частичный отказ от иска в суде апелляционной инстанции возврату истцу из бюджета не подлежит и относится на ответчика, так как добровольное удовлетворение исковых требований произведено после обращения в суд с настоящим иском (ст.ст. 333.20, 333.40 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 49, 150, пунктом 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Принять частичный отказ ОАО "Оборонэнергосбыт" от иска в сумме 2 881 191 руб. 30 коп.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2016 года по делу N А40- 189865/15 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление" денежных средств в пользу ОАО "Оборонэнергосбыт" денежных средств в размере 2 881 191 руб. 03 коп. отменить. Производство по делу в указанной части прекратить.
В части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление" денежных средств в размере 54 363,28 руб. в пользу ОАО "Оборонэнергосбыт" решение суда от 22 марта 2016 г. оставить без изменения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Оборонэнергосбыт" 52 174 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189865/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2016 г. N Ф05-14057/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО Оборонэнергосбыт
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: ФГ КЭУ Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений, ФГКУ "Северно-Западное ТУИО", ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", ФГКУ Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министрерства обороны Российской Федерации