г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А26-7255/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29560/2016) Общества с ограниченной ответственностью Телестанция "НКМ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2016 по делу N А26-7255/2016 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по республике Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Телестанция "НКМ"
о привлечении к административном ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (ОГРН 1041000026484, ИНН 1001047941, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, д.41; далее - заявитель, Управление, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Телестанция "НКМ" (ОГРН 1021000527460, ИНН 1001020058, место нахождения: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лыжная, д.6; далее - ООО Телестанция "НКМ", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.12.2015 заявление Управления удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с назначенным судом административным наказанием в виде штрафа и полагает, что в рассматриваемом случае суд мог ограничиться мерой наказания в виде предупреждения, поскольку Общество привлекается к административной ответственности по части 3 статье 14.1 КоАП РФ впервые. Общество утверждает об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность в виде повторного совершения однородного правонарушения, и соответственно о нарушении судом первой инстанции положений статьи 4.1 КоАП РФ при назначении ему наказания.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "НКМ" является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 27386 от 04.12.2015, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 21 февраля 2016 года.
На основании решения лицензирующего органа действие лицензии продлено до 21 февраля 2026 года (л.д. 34). В приложениях к лицензии, являющихся её неотъемлемыми частями, определены параметры вещания телеканала "Ника плюс". Соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объёму вещания равно 13,5 часов в неделю, в том числе по направлениям: информационное 30%, публицистическое 30%, культурно-просветительское 25%, развлекательное 15%. Соотношение вещания продукции СМИ "Телеканал REN-ТВ" к общему объёму вещания составляет 154,5 часов в неделю (л.д.35).
На основании приказа Управления от 28.06.2016 N 117-нд в отношении Общества в рамках систематического наблюдения исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи в июле 2016 года проведено контрольное мероприятие на предмет соблюдения лицензионных условий и требований законодательства Российской Федерации в сфере радиовещания, в ходе которого установлено и отражено в акте систематического наблюдения N А- 10/4/117-нд/164 от 22.07.2016 и приложениях к нему, что ООО "НКМ" допустило несоблюдение программной направленности телеканала, а также выявлено несоблюдение параметров вещания, указанных в лицензии.
04.08.2016 в отношении ООО "НКМ" составлен протокол N АП-10/4/519 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности согласно названной правовой квалификации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также: 1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определённых по результатам торгов (конкурса, аукциона); 2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание; 3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьёй 31.9 настоящего Закона. Статьёй 31.3 указанного Закона предусмотрено, что в случае изменения наименования (названия), программной направленности телеканала или радиоканала, программной концепции вещания, территории распространения телеканала или радиоканала, объёма вещания, даты начала вещания, среды вещания телеканала или радиоканала лицензиат обязан представить в лицензирующий орган до начала фактического осуществления соответствующих изменений заявление о переоформлении лицензии с указанием соответствующих изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, которым установлен порядок лицензирования этого вида деятельности, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанного Положения лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, отнесено соблюдение следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объёмов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определённой лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Таким образом, вещание указанных в лицензии телеканала или радиоканала с соблюдением указанных в лицензии параметров, включая соблюдение объёмов вещания и соблюдение программной направленности телеканала, является обязательным условием осуществления данного вида деятельности, обязательным условием соблюдения лицензионных требований. Несоблюдение объёмов вещания и программной направленности является нарушением лицензионных требований.
Факт несоблюдения Обществом объема вещания и программной направленности вещания подтверждается актом систематического наблюдения N А-10/4/117-нд/164 от 22.07.2016 и прилагаемыми к нему материалами, протоколом N АП-10/4/519 от 04.08.2016 об административном правонарушении.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по осуществлению телевизионного вещания и наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку не установлено объективных, непредотвратимых причин невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований, его вину следует признать установленной применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, состав вмененного административного правонарушения доказан.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения. Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Доводы Общества о том, что судом при определении размера штрафа необоснованно учтено отягчающее ответственность обстоятельство (повторное совершение однородного административного правонарушения), суд апелляционной инстанции рассмотрел и пришел к следующему.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
В пункте 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ. Решением суда от 13.07.2015 по делу А26-4886/2015, вступившим в законную силу 28.07.2015 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Следовательно, Общество считается подвергнутым административному наказанию до 28.07.2016 и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отягчающее вину обстоятельство в виде повторного совершения правонарушения отсутствовало.
При таких обстоятельствах, указанное судом повторное совершение однородного административного правонарушения необоснованно учтено в качестве отягчающего ответственность обстоятельства при назначении наказания по данному делу, вместе с тем данное обстоятельство не повлияло на правильность определения размера наказания.
При вынесении решения судом применена мера ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в сумме 30 000 рублей. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание соответствует принципам дифференцированности, соразмерности и справедливости.
Поскольку неправильный вывод суда в указанной части не привел к принятию неправомерного судебного акта, решение суда от 18.10.2016 по делу N А26-7255/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2016 по делу N А26-7255/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Телестанция "НКМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7255/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: ООО ТЕЛЕСТАНЦИЯ "НКМ"