г. Ессентуки |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А63-10419/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельников И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кавминкурортресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2016 по делу N А63-10419/2015 (судья В.Л. Карпель)
по заявлению открытого акционерного общества "Кавминкурортресурсы", г. Ессентуки, ОГРН 1022601222027,
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1122651022449,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 15-1511/П/1-199/2,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Кавминкурортресурсы" - Тимозин Г.В. по доверенности N 46/16 от 03.06.2016, Бондарева Г.Л. по доверенности N 45/16 от 03.06.2016, Макаренко Ю.В. по доверенности N 26АА1447604 от 05.02.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - акционерное общество, ОАО "Кавминкурортресурсы") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент Росприроднадзора), в котором просило признать незаконными постановление от 25.08.2015 N 15-1511/П/1-199/2 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по факту добычи подземной минеральной воды с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Решением от 15.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.03.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент Росприроднадзора просит оставить решение суда от 15.03.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от департамента Росприроднадзора и Департамента по недропользованию по СКФО поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 06.07.2015 N 1511 департаментом Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка акционерного общества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что акционерное общество осуществляет деятельность по добыче подземной минеральной воды на Железноводском месторождении минеральных вод с нарушением условий, предусмотренных пунктами 3.6.2., 3.7., 3.10. дополнения к лицензии на пользование недрами СТВ 00346 МЭ, а именно:
-проект зон санитарной охраны скважин Центрального участка Железноводского месторождения минеральных вод на момент проверки не разработан (на момент проверки проводятся работы по подготовке данного проекта (договор с ЗАО "ГИДЭК" от 18.12.2014 N 18-12-14/2));
-работы по организации и обустройству зон санитарной охраны в соответствии с проектом не проводились;
- у акционерного общества отсутствует акт горного отвода в уточненных границах.
Также проверкой установлено, что акционерное общество осуществляет деятельность по добыче подземной минеральной воды на Пятигорском месторождении минеральных вод с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СТВ 00537 МЭ и утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, а именно в нарушении п. 6.1 лицензии СТВ 00537 МЭ, возлагающего на владельца лицензии обязанность осуществлять разработку Пятигорского месторождения в соответствии с утвержденной технологической схемой эксплуатации, отдельные скважины, которые в соответствии с условиями Технологической схемы Пятигорского месторождения являлись эксплуатационными (скв. Народная, скв.14, скв.15, ист. Теплосерный 1, ист. Теплосерный 3) переведены в наблюдательную сеть; скв.16 переведена в наблюдательную, а с ноября 2010 года в связи с ее аварийным состоянием рекомендована к ликвидации; скв. 30 переведена в резервную и не эксплуатируется.
По результатам проверки старшим государственным инспектором департамента Росприроднадзора Томиной Г.А. с участием представителя акционерного общества Тимохина Г.В., действовавшего на основании доверенности от 09.07.2015 N 28/15, составлен протокол об административном правонарушении от 12.08.2015 N 15-1511/П/1-199, в котором сделан вывод о нарушении акционерным обществом пунктов 3.6.2., 3.7., подпунктов 2 и 3 пункта 3.10 дополнения к лицензии СТВ 00346 МЭ (приложение 10), пункта 2.3 дополнения к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод на Пятигорском месторождении к лицензии СТВ 00537 МЭ, пунктов 2, 7, 10 статьи 22, статьи 7 Закона РФ от 32.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и его действия квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 25.08.2015 N 15-1511/П/1-199/2 акционерное общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 названного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Предусмотренный частью 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр утвержден постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение).
Также согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение в том числе требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункты 1, 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 3.6.2., 3.7 дополнения N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ для добычи минеральных вод на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод (зарегистрированы в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю 07.05.2013) владелец лицензии обязан:
-не позднее 1 года с даты государственной регистрации дополнения к лицензии выполнить разработку и утверждение в установленном порядке после получения необходимых экспертиз и согласований проекта зон горно-санитарной охраны находящихся в пользовании скважин и источников на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод (п. 3.6.2.);
-не позднее двух лет с даты государственной регистрации дополнения к лицензии выполнить организацию и обустройство зон санитарной охраны в соответствии с утвержденным проектом зон горно-санитарной охраны скважин и источников на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод (п. 3.7.).
В подпунктах 2 и 3 пункта 3.10. дополнения N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ для добычи минеральных вод на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод установлено, что добыча подземных минеральных вод разрешается при наличии:
-утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию участка месторождения и организацию зон горно-санитарной охраны, прошедших необходимые согласования и экспертизы;
-оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода.
Проверкой установлено, что на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод по состоянию на 11.08.2015 ЗАО "Кавминкурортресурсы" осуществляло добычу подземных минеральных вод в отсутствие разработанного проекта зон санитарной охраны скважин Центрального участка Железноводского месторождения минеральных вод, без проведения работ по организации и обустройству зон санитарной охраны в соответствии с проектом зон санитарной охраны, а также в отсутствие оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода.
Таким образом, совершенное правонарушение выразилось в невыполнении акционерным обществом условий, установленных в дополнении N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ для добычи минеральных вод на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод.
Оценивая довод акционерного общества об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности за нарушение требований, предусмотренных пунктами 3.6.2., 3.7. дополнения N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ, суд учитывает, что наличие границы и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, определенных в "Проекте округа и зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод" (Москва, Кисловодск, 1984), установленных в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае", не освобождает акционерное общество от выполнения обязанностей, предусмотренных в дополнении N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ, регистрация которого имела место в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю 07.05.2013. При этом требования к составу и содержанию проекта зон санитарной охраны должны быть выполнены в соответствии с санитарными правилами и нормативами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (зарегистрированы в Минюсте России 24.04.2002 за N 3399), которые были разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.06.2000 N 554.
Также ЗАО "Кавминкурортресурсы" не оспаривает то обстоятельство, что осуществляло добычу подземных минеральных вод на Центральном участке Железноводского месторождения минеральных вод с нарушением подпункта 3 пункта 3.10. дополнения N 2 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00346 МЭ, в отсутствие оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода.
Кроме того, департамент Росприроднадзора установил и подтверждается в объяснениях представителя недропользователя, отобранных в ходе проверки, те обстоятельства, что скважины Пятигорского месторождения, которые в соответствии с условиями лицензионного соглашения, дополнением N 1 и утвержденной Технологической схемы Пятигорского месторождения являлись эксплуатационными (скв. Народная, скв.14, скв.15, ист. Теплосерный 1, ист. Теплосерный 3) переведены в наблюдательную сеть; скв.16 переведена в наблюдательную, а с ноября 2010 года в связи с ее аварийным состоянием рекомендована к ликвидации; скв. 30 переведена в резервную и не эксплуатируется. При таком положении, фактическая схема водоотбора и наблюдательной сети не соответствуют Технологической схеме Пятигорского месторождения, в отсутствие ее корректировки в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (в редакции от 03.08.2011) и Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 N 463.
Таким образом, факты нарушения акционерным обществом положений лицензионных соглашений, а также добычи минеральных вод с нарушением требований Технологической схемы Пятигорского месторождения, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями представителя акционерного общества, из чего следует, что ОАО "Кавминкурортресурсы" осуществляет деятельность на основании лицензий на право пользования недрами, с нарушением требований лицензионных соглашений и технического проекта. Наличие в действиях акционерного общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
ОАО "Кавминкурортресурсы", как лицо, пользующееся недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, акционерное общество не обеспечило их выполнение.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения акционерным обществом вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях акционерного общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Основанием для освобождения ОАО "Кавминкурортресурсы" от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Департамент Росприроднадзора подтвердил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в то время как акционерное общество не представило суду документальные обоснования, свидетельствующие об обратном.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2016 по делу N А63-10419/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2016 по делу N А63-10419/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10419/2015
Истец: АО "КАВМИНКУРОРТРЕСУРЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Департамент по недропользоваанию по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Макаренко Ю. В.