г. Владимир |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А43-22616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2016 по делу N А43-22616/2015,
принятое судьей Беляниной Е.В.
по заявлению акционерного общества "Чебоксарский речной порт" (ОГРН 1022101282455, ИНН 2129008850) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 17.04.2015 N 22741 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.07.2015 N09-12/14703@.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - Тараканов В.В. по доверенности от 18.01.2016 N 12-16/023590 сроком действия до 18.01.2017;
акционерного общества "Чебоксарский речной порт" - Кузнецова Е.М. по доверенности от 12.10.2015 сроком действия 1 год, Пастухова М.В. по доверенности от 21.04.2016 сроком действия 1 год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленной акционерным обществом "Чебоксарский речной порт" (далее - АО "Чебоксарский речной порт", Общество, налогоплательщик) уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 29.12.2014 N 25703.
Заместитель начальника Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 17.04.2015 вынес решение N 22741 о привлечении АО "Чебоксарский речной порт" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57 880 руб. за неполную уплату транспортного налога.
Одновременно указанным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог в сумме 807 300 руб. и пени по налогу в сумме 39 530 руб. 93 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.07.2015 N 0912/14703@ решение налогового органа от 17.04.2015 N 22741 изменено, с учетом решения вышестоящего налогового органа доначисление транспортного налога составляет 514 800 руб., пересчитаны пени, штраф отменен.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 17.04.2015 N 22741 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.07.2015 N09-12/14703@.
Решением от 18.03.2016 суд удовлетворил заявленное Обществом требование и признал недействительным решение налогового органа от 17.04.2015 N 22741.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалась на неправильное применение норм материального права, в связи с чем просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению налогового органа, суда служебного назначения не подпадают под заявленную налогоплательщиком льготу.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что для судов, указанных Обществом в декларации, судоходные качества являются второстепенными, они не осуществляют перевозку грузов или пассажиров.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
АО "Чебоксарский речной порт" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители налогоплательщика в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектами налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 1552-О-О, при установлении льготы по подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере морского, речного и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения по подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, для применения данной льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" в 2013 году АО "Чебоксарский речной порт" на праве собственности принадлежали водные транспортные средства в количестве 44 единиц.
То обстоятельство, что Обществом осуществляются пассажирские и грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, налоговым органом не оспаривается. Данное обстоятельство отражено в решении Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.07.2015 N 09-12/14703@.
Изменяя решение налогового органа от 17.04.2015 N 22741, Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области отметило, что 14 транспортных средств, принадлежащих Обществу, а именно: очистительные станции (2 единицы), мотозавозня для перекладки якорей (1 единица), дебаркадер для паромных переправ (1 единица), несамоходные плавучие краны (5 единиц), гидроперегружатели песка (3 единицы), понтон (1 единица) и несамоходный земснаряд (1 единица) не подпадают под льготу, установленную подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятий "пассажирское судно" и "грузовое судно".
Согласно пункту 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, то есть в деятельности, связанной с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, к подразделу "Средства транспортные" относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).
В частности, к судам относятся: станции очистные, мотозавозни, дебаркадеры, краны плавучие несамоходные, перегружатели, понтоны, земснаряды несамоходные.
Спорные 14 единиц судов, принадлежащих Обществу на праве собственности, способны к перевозке (перемещению) грузов и фактически используются в основной деятельности налогоплательщика. Обратного налоговым органом не доказано.
С учетом изложенного АО "Чебоксарский речной порт" имело право на применение льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении 14 спорных транспортных средств.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование и признал недействительным решение Инспекции от 17.04.2015 N 22741 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.07.2015 N09-12/14703@.
Апелляционная жалоба налогового органа по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2016 по делу N А43-22616/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22616/2015
Истец: ОАО "Чебоксарский речной порт"
Ответчик: ИФНС по Нижегородскому району г. Н. новгорода, ИФНС по Нижегородскому району г. Н.новгорода