г. Красноярск |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А33-3625/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" копия 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Мельниченко Владимира Павловича:
Лоншакова А.В. представителя по доверенности от 01.04.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Требиной Л.И. представителя по доверенности от 14.12.2015 N 70-55/105,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниченко Владимира Павловича на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 апреля 2016 года по делу N А33-3625/2016, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мельниченко Владимир Павлович (ИНН 246002873309, ОГРН 307246830200072 (далее -заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании решения об отказе N 24/001/010/ 2016-4033 от 09.02.2016.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2016 года заявление удовлетворено частично. Судом вышеуказанный отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущества признан незаконным в части оснований отказа по абзацу 10 п.1 ст.20, абзацу 2 пункта 2 ст.19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", как противоречащий положениям данного Федерального закона. В остальной части оспариваемый отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущества от 09.02.2016 г. N 24/001/010/2016-433 признан соответствующим требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с данным решением в части отказа, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующее.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Определением от 23.06.2014 г по делу 2-5952/2013 Центрального районного суда г.Красноярска удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Базис" о применении мер по обеспечению иска общества с ограниченной ответственностью "Базис" к Куриленко Валентину Николаевичу о признании недействительны зарегистрированного права. Центральным районным судом г.Красноярска запрещено Управлению Росреестра по Красноярскому краю совершать любые регистрационные действия, направленные на нежилое помещение N 520, расположенное по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 94, кадастровый номер 24:50:0000000:156785.
23.01.2016 Мельниченко Владимир Павлович, в лице Мельниченко Дениса Владимировича, действующего на основании доверенности от 12.04.2013, реестровый номер 7-1483, обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве: без определения долей) в отношении нежилого помещения по адресу: г. Красноярск, пр-т Мира, д. 94, пом. 520, ком. 1 (N 24/001/010/2016-4033).
К заявлению о государственной регистрации права общей долевой собственности заявителем представлены следующие документы:
- доверенность от 12.04.2013, реестровый номер 7-1483;
- решение Арбитражного суда Красноярского края Красноярского края от 06.10.2015 по делу А33-15096/2012;
- чек от 23.01.2016 N 9808100, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за государственную регистрацию прав в размере 2000 рублей.
09.02.2016 г. Управлением Росреестра по Красноярскому краю принято сообщение об отказе в государственной регистрации N 24/001/010/2016-4033, согласно которому основаниями для отказа явилось отсутствие в ГКН запрашиваемых сведений о спорном объекте капитального строительства по вышеуказанному адресу.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и информации, содержащейся в решении Арбитражного суда Красноярского края от 06.10.2015, заявленный на государственную регистрацию объект ранее имел адрес: г. Красноярск, пр-кт Мира, 94, пом. 519, а впоследствии был преобразован путем включения в состав помещения N 520 по адресу: г. Красноярск, пр-кт Мира, 94. При проведении правовой экспертизы в порядке исполнения ст. 13 Закона о регистрации установлено, что в ЕГРП содержится запись о государственной регистрации права собственности Куриленко В.Н. на помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр-кт Мира, 94, пом. 520, общей площадью 62,7 кв.м., а также запись о запрете Управлению совершать любые регистрационные действия, направленные на изменение записи в ЕГРП в отношении указанного помещения, внесенная в ЕГРП на основании определения Центрального районного суда г.Красноярска от 23.06.2014.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю со ссылкой на абз. 10, 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, отказано в государственной регистрации права собственности заявителя.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение об отказе N 24/001/010/ 2016-4033 от 09.02.2016 г., как противоречащий положениям ст.ст.16,17,18, абз.2 п.2 ст.19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В части отказа в регистрации со ссылкой на абзац 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказ признан законным обжалуемым решением, в этой части истцом подана настоящая апелляционная жалоба.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом сделан правомерный вывод о том, что заявление в суд об оспаривании вышеуказанного отказа подано в суд с соблюдением трехмесячного срока.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 221-ФЗ (далее Закон О государственной регистрации) органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Оспариваемый заявителем отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю содержит в себе несколько оснований для отказа в государственной регистрации.
Первое основание (правомерность которого оспаривается в апелляционной жалобе) - это отсутствие в ГКН сведений об объекте капитального строительства по вышеуказанному адресу (абзац 12 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию права собственности заявителем были представлены
- доверенность от 12.04.2013, реестровый номер 7-1483;
- решение Арбитражного суда Красноярского края Красноярского края от 06.10.2015 по делу А33-15096/2012;
- чек от 23.01.2016 N 9808100, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за государственную регистрацию прав в размере 2000 рублей.
Регистрация права на недвижимое имущество, установленного решением суда, уполномоченными органами производится с учетом требований статьи 28 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно пункту 1 которой государственный регистратор вправе отказать в регистрации такого права только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 20 названного закона.
Из пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Таким образом, помимо вступившего в законную силу решения арбитражного суда, регистрирующий орган обязан подвергнуть оценке документы, представление которых заявителем обязательно в силу закона.
В соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-15096/2012 от 06.10.2015 г. за обществом с ограниченной ответственностью "Базис" и индивидуальным предпринимателем Мельниченко Владимиром Павловичем признано право общей долевой собственности на комнату N 1 нежилого помещения N 520, площадью 17,4 кв.м., находящуюся по адресу г. Красноярск, пр-т Мира, д. 94.
Как следует из вышеуказанного решения, "Согласно сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю от 03.02.2014 N 50/2178, в ЕГРП 29.07.2013 внесены записи о преобразовании помещения N 8 по адресу пр. Мира, 94 в г. Красноярске в следующие нежилые помещения: пом. 8 (кадастровый номер 24:50:0000000:156497, пом. 518 кадастровый номер 24:50:0000000:156495 и пом. 519 кадастровый номер 24:50:0000000:146496). Нежилое помещение N 519 (ранее комната N 1 помещения N 8) впоследствии было продано ООО ТД "Воскресенский" ИП Куриленко В.Н. и преобразовано в комнату N 1 пом. N 520. Из технических паспортов помещения N 8 и помещения N 520 следует, что комната N 1 пом. 8 (в настоящее время комната 1 пом. 520) создана ООО ТД "Воскресенский" путем обособления от пом. N 8 стеной в вестибюле на 1 этаже здания, преобразована в пом. 519, далее в пом. 520. Таким образом, после возведения стены в 2013 году данное помещение превратилось в изолированное.".
В соответствии абз.12 п.1 ст.20 Федерального закона о регистрации, осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.2. ст.20 Закона О регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Суду не представлены доказательства постановки на государственный кадастровый учет такого объекта недвижимого имущества, как комната N 1 нежилого помещения N 520, площадью 17,4 кв.м., находящуюся по адресу г. Красноярск, пр-т Мира, д. 94.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьями 3, 5 Закона о кадастре с 01 января 2013 года кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу статьи 23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета обязан выдать заявителю кадастровый паспорт объекта недвижимости, который является подтверждением постановки на учет указанного объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 45 указанного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленном законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в соответствии с которым, на Росреестр в срок до 01 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно пунктам 5, 8, 12 указанного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Из материалов дела следует, что на государственный кадастровый учет был поставлено помещение N 520 в д.94 по пр.Мира в г.Красноярске, общей площадью 62,7 кв.м., кадастровый номер 24:50:0000000:156785. Сведения о данном помещении, согласно кадастрового паспорта от 14.08.2013 г. N 24/13-3466069 носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера- 15.08.2014.
В этой связи ссылка на представление выписки из кадастрового паспорта на помещение N 520 подлежит отклонению.
Кадастровый паспорт, подтверждающий факт кадастрового учета объекта недвижимости (комната N 1 нежилого помещения N 520, площадью 17,4кв.м., находящаяся по адресу: г.Красноярск, пр.Мира,94) с указанием индивидуализирующих данных объекта заявителем представлен не был, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для признания спорного объекта недвижимости учтенным.
Доказательства того, что объект является ранее учтенным, также не представлены.
Невозможность в данном случае осуществить государственную регистрацию права, подтверждена и в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В противном случае будет место двойная регистрация прав в отношении одной и той же части площади помещения (части помещения N 520 и отдельно комнаты N 1).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения в обжалуемой части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2016 года по делу N А33-3625/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3625/2016
Истец: Мельниченко Владимир Павлович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю