Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2016 г. N Ф04-4425/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А75-12082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4724/2016) муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" (далее - МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я), Учреждение, истец) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 по делу N А75-12082/2015 (судья Зубакина О.В.), принятое
по исковому заявлению МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я)
к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз", Общество, ответчик)
о взыскании 617 121 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от ОАО "Сургутнефтегаз" - Меркушева М.В. по доверенности N 2422-Д от 01.01.2015 сроком действия по 31.12.2017 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),
установил:
муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 617 121 руб. 90 коп. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 10.10.2012 N 325.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 в удовлетворении заявленного Учреждением иска отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что решение Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в спорный период порядок расчета размера арендной платы для целей недропользования устанавливался только Правительством Российской Федерации, а земельный участок по договору предоставлен в аренду Обществу для строительства и размещения объекта "Подстанция 35/6 "В. Восточно-Алинское месторождение".
Суд первой инстанции указал, что в данном случае арендная плата должна рассчитываться исходя из ставки в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку ответчик имеет статус недропользователя, и что размер годовой арендной платы по договору составляет 129 руб. 06 коп., в связи с чем, задолженность по арендной плате у ОАО "Сургутнефтегаз" отсутствует, а имеется переплата в сумме 36 543 руб. 10 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
При этом податель апелляционной жалобы ссылается на то, что решение Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 признано утратившим силу только в связи с принятием решения Районного совета депутатов от 23.04.2015 N 4-4 об утверждении новых ставок арендной платы, поэтому в рассматриваемом периоде спорное решение являлось действующим и должно было применяться для расчета арендных платежей с учетом групп и видов использования земельных участков, а также на то, что Районным советом депутатов Учреждению не выдавалось предписаний о необходимости осуществления перерасчета арендной платы за 2014 год.
По мнению истца, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, в связи с чем, не могут учитываться при расчете арендной платы в рассматриваемом случае, при этом арендная плата по договору от 10.10.2012 N 325 за первое полугодие 2014 года должна быть рассчитана исходя из ставки арендной платы в размере 0,7 руб./кв.м., установленной решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5 для земель, находящихся на межселенных территориях МО Ленский район, а также исходя из коэффициента, установленного решением Районного Совета депутатов от 29.05.2008 N 13-39 и применяемого к земельным участкам, предоставленным под строительство объектов недвижимости, а в последующем должна рассчитываться согласно ставке арендной платы, установленной решение Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8.
С учетом изложенного, Учреждение настаивает на том, что общая сумма арендной платы за 2014 год составляет 645 300 руб., а задолженность Общества - 617 121 руб. 90 коп.
К апелляционной жалобе МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) приложена копия судебного акта по делу N А58-6434/2014, которая не может быть приобщена к материалам настоящего дела, поскольку подателем жалобы не заявлено соответствующее ходатайство с обоснованием невозможности представления указанного документа в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции по уважительным причинам, а также в связи с тем, что судебные акты по делу N А58-6434/2014 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Представитель ОАО "Сургутнефтегаз" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя подателя жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя ОАО "Сургутнефтегаз", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) (арендодатель) и ОАО "Сургутнефтегаз" (арендатор) заключен договор от 10.10.2012 N 325 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее - Договор), по условиям которого арендодатель предоставил в аренду арендатору земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 47800 кв.м, кадастровый номер 14:14:010009:1310, расположенный в Республике Саха (Якутия), Ленский р-н, Восточно-Алинское месторождение, в районе р. Тешне (адресные ориентиры), для строительства и размещение объекта "Подстанция 35/6 кВ. Восточно-Аланское месторождение" (подстанция 35/6 кВ, линия электропередачи воздушная 35 кВ).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора этот последний заключен на период с 10.10.2012 по 10.10.2015.
В разделе 3 Договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы (т.1 л.д.62-67).
Как усматривается из материалов дела, истец начисляет арендную плату исходя из ставок, утвержденных решением Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Решение от 22.04.2014 N 11-8), приложением N 3 к которому для земельных участков, предоставленных в целях разработки общераспространенных полезных ископаемых из земель промышленности установлена ставка арендной платы в размере 54 руб./ кв. м. (т.1 л.д.70).
В то же время ответчик полагает, что арендные платежи по Договору должны рассчитываться исходя из установленной постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 для земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом разница между начисленной истцом (653 665 руб.) и оплаченной ответчиком (36 672 руб. 16 коп.) суммами арендной платы за 2014 год возникла из-за применения сторонами различного порядка исчисления арендных платежей.
Как указывает истец, арендная плата по договору от 10.10.2012 N 325 аренды земельного участка за первое полугодие 2014 года составляет 8 365 руб., а за второе полугодие - 645 300 руб. (т.1 л.д.70), поэтому задолженность ответчика, оплатившего в указанном периоде арендную плату в сумму 36 672 руб. 16 коп., составляет 617 121 руб. 90 коп.
Проверкой, проведенной Прокуратурой Ленского района PC (Я), установлено, что Решение от 22.04.2014 N 11-8 принято представительным органом МО Ленский район за пределами своей компетенции с превышением полномочий, при этом Решением от 22.04.2014 N 11-8 предусматривается применение незаконных стимулирующих коэффициентов, а размер ставок арендной платы для некоторых видов использования земельных участков установлен в завышенном размере, что является нарушением части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из закрепленных положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий, Прокуратура Ленского района вынесла протест от 29.01.2015 N 3-0042ж-15, в соответствии с которым указала на необходимость отмены Решения от 22.04.2014 N 11-8, как незаконного (т.1 л.д.98-101).
Настаивая на том, что ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по уплате арендной платы по договору от 10.10.2012 N 325 аренды земельного участка за 2014 год, и на том, что начисленная Учреждением арендная плата за 2014 год Обществом в полном объеме добровольно не уплачена, МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) обратилось с соответствующим иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
25.02.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Проанализировав договор от 10.10.2012 N 325 аренды земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 34 ГК РФ (аренда), а также Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 10.10.2012 N 325 аренды земельного участка арендная плата за пользование земельным участком вносится арендатором в порядке и на условиях, определенных Договором.
Пунктом 3.2 Договора предусмотрено, что ставки арендной платы за землю устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством. Арендная плата может пересматриваться в случае изменения действующего законодательства и нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы, путем письменного уведомления арендатора арендодателем в одностороннем порядке.
Согласно пункту 3.4 Договора расчет арендной платы за использование земельного участка определен в приложении N 1 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора и устанавливает механизм расчета арендной платы.
При этом согласно приложению N 1 к Договору арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 14:14:010009:1310 за 2012 год составляет 9 168 руб. 04 коп.
Для последующих периодов и, в том числе, для 2014 года размер арендной платы в приложении N 1 к Договору не определен.
При этом из представленного Учреждением расчета арендных платежей по Договору за 2014 год, а также из содержания искового заявления усматривается, что соответствующий расчет за первое полугодие 2014 года осуществлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 47 800 руб., установленной решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5 для земель, находящихся на межселенных территориях МО Ленский район, ставки арендной платы в размере 0,7, а также с учетом стимулирующего коэффициента 0,5; а расчет за второе полугодие 2014 года - исходя из той же кадастровой стоимости земельного участка и того же стимулирующего коэффициента, но с учетом установленной решением Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 ставки арендной платы в размере 54.
Действительно, порядок определения размера арендной платы, а также условия, сроки и порядок ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а за земли, государственная собственность на которые не разграничена - по общему правилу органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац пятый статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, как уже указывалось выше, земельный участок по договору от 10.10.2012 N 325 предоставлен в аренду для строительства и размещения объекта "Подстанция 35/6 "В. Восточно-Алинское месторождение (Подстанция 35/6 кВ, линия электропередачи воздушная 35 кВ), то есть проведения строительных работ в связи с разработкой и эксплуатацией месторождения полезных ископаемых.
Кроме того, лицензией ЯКУ НЭ N 14387 (Восточно-Алинское месторождение) подтверждается, что ответчик имеет статус недропользователя (т.2 л.д.63-64), а согласно схеме расположения объектов ОАО "Сургутнефтегаз", арендованный земельный участок находится в пределах лицензионного участка (т.2 л.д.16).
При этом подпунктом 2.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ, действующей в 2014 году, то есть в спорный период начисления арендных платежей) установлено, что предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в связи с использованием недр, в любом случае применяется порядок расчета размера арендной платы, рассчитанный для тех же целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые являются обязательными для органов государственной власти субъектов при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, для земельных участков, предоставленных в аренду недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, установлена ставка арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, с учетом процитированных выше положений Земельного кодекса Российской Федерации и сформулированных выводов, суд апелляционной инстанции считает, что размер ставки арендной платы, установленной по Договору за пользование земельным участком с кадастровым номером 14:14:010009:1310 (вне зависимости от того, в муниципальной или государственной собственности он находится), в любом случае, в силу прямого указания пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.03.2015, не может превышать 2%, поскольку такой участок предоставлен Обществу в связи с осуществлением последним использования недр.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае при расчете арендной платы по договору от 10.10.2012 N 325 не может применяться ставка арендной платы, установленная муниципальными правовыми актами (в том числе, решениями Сессии Районного совета депутатов), поскольку нормой Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в рассматриваемый период, прямо предусмотрено, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, используемые в связи с разработкой недр, устанавливается только Правительством РФ.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что приведенный выше вывод сформулирован не в связи с признанием решения Районного совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 утратившим силу, как ошибочно полагает податель апелляционной жалобы, а в связи с обозначенным выше императивным положением нормы Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей компетенцию по вопросу определения порядка расчета арендной платы за пользование земельным участком в связи с разработкой недр.
Аналогичный правовой подход сформулирован, в том числе, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2014 по делу N А75-1730/2013.
При этом ссылка подателя жалобы на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 N А58-6434/2014 судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку соответствующий судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего спора и принят на основании иных фактических обстоятельств, отличных от обстоятельств настоящего спора.
Как следствие, поскольку земельный участок с кадастровым номером 14:14:010009:1310 предоставлен Обществу в связи с осуществлением им работ, связанных с пользованием недрами, а спорным периодом взыскания арендных платежей является 2014 год, постольку в рассматриваемом случае при расчете арендной платы за пользование названным участком применяется методика, утвержденная именно указанным выше нормативным актом Правительства РФ.
Так, размер годовой арендной платы по Договору, рассчитанный с учетом положений подпункта "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, составляет 129 руб. 06 коп. (6 453 руб. (кадастровая стоимость участка) х 2 % (ставка арендной платы)), в то время как расчет, представленный истцом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и изложенный в апелляционной жалобе, является неправомерным, поскольку осуществлен исходя из ставки арендной платы, установленной неуполномоченным органом власти.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком за 2014 год по договору аренды от 10.10.2012 N 325 перечислена сумма в размере 36 672 руб. 16 коп. (что подтверждается платежными поручениями от 16.04.2014 N 6409, от 23.04.2014 N 6682 - т.2 л.д.7, 9, а также письмом о зачете - т.2 л.д.13-14), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что задолженность по арендной плате у ОАО "Сургутнефтегаз" отсутствует, а, напротив, имеется переплата в сумме 36 543 руб. 10 коп. (т.2 л.д.7-15).
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) о взыскании с ОАО "Сургутнефтегаз" долга по договору аренды земельного участка от 10.10.2012 N 325 отсутствуют.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы сторон и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 по делу N А75-12082/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12082/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2016 г. N Ф04-4425/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский р-н" РС (Я)", Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)"
Ответчик: ОАО "Сургутнефтегаз"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9732/17
12.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4425/16
14.06.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4724/16
25.02.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12082/15