Комментарий к делу N 11253/06
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 2006 г.)
Процессуальные вопросы. Документ, не являющийся нормативным правовым актом, не может оспариваться по правилам главы 23 АПК
В соответствии с п. 1 ст. 29 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании определенной категории нормативных правовых актов. Поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен определить, является ли тот или иной документ, о признании недействующим которого подано заявление, нормативным правовым актом. В законодательстве определения данного понятия нет.
По делу, рассмотренному Президиумом ВАС РФ, решением Высшего Арбитражного Суда РФ, принятым по первой инстанции, отказано в удовлетворении заявления акционерного общества о признании недействующими некоторых положений письма Федеральной налоговой службы (ФНС) в связи с их соответствием Налоговому кодексу РФ.
При этом письмо признано нормативным правовым актом, поскольку оно:
а) не ограничено действием по кругу лиц;
б) рассчитано на неоднократное применение;
в) разъясняет отдельные положения законодательства о налогах и сборах;
г) может быть использовано налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля.
Президиум сделал вывод о том, что дело не подлежало рассмотрению, т.к. оспариваемое письмо не является нормативным правовым актом.
Мотивы, которыми руководствовался Президиум:
1) ФНС не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Такими полномочиями наделен Минфин России*;
2) под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ определенной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение**;
3) форма оспариваемого документа не соответствует требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам***;
4) оспариваемое письмо ФНС носило характер внутриведомственной информации и не содержало обязательных для исполнения предписаний как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
Президиум решение отменил и производство по делу прекратил.
Справка.
В судебной практике не выработано всеобъемлющего понятия нормативного правового акта. В частности, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 мая 2000 г. N 19 разъяснил судам общей юрисдикции, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
|
Б. Полонский |
------------------------------
* См. ст. 4 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314.
** Данное определение, с которым согласился Президиум, дано в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
*** См. п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.