г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А56-69018/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 10711);
от заинтересованного лица: Курец Л.В. по доверенности от 11.01.2016 N 02-1/16;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-69018/2015) Жилищно-строительного кооператива N 1248 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2015 по делу N А56-69018/2015 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 1248
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 1248 (195220, Санкт-Петербург, пр.Непокоренных, д.16, корп.1, лит.А, ОГРН 1037867000115, далее - ЖСК-1248, кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.68, лит.А, далее- ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания N 10/348-р от 27.07.2015.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ЖСК-1248 отказано.
Не согласившись с решением суда, ЖСК-1248 направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить по тем основаниям, что наличие отдельных пунктов в Уставе ЖСК-1248, не соответствующих требованиям действующего законодательства, не является основанием для признания Устава недействительным; ЖСК-1248, как юридическое лицо, не может обязать членов кооператива провести собрание и принять решение о внесении изменений в Устав.
Представители ЖСК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалоб извещены надлежащим образом.
Представитель ГЖИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ГЖИ Санкт-Петербурга в июле 2015 года на основании распоряжения от 21.07.2015 N 10/348-р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЖСК-1248 обязательных требований, в том числе проверка соответствия Устава ЖСК требованиям законодательства Российской Федерации. Проверка проведена на основании обращения ООО "ИКЕЛ " от 23.06.2015 вхN 01-5129/15-1-0, поступившего в орган государственного надзора.
По результатам проведения внеплановой проверки составлен акт N 10/348-р от 27.07.2015.
ГЖИ выдало ЖСК-1248 предписание от 27.07.2015 N 10/348р, в котором указано на необходимость устранения до 27.01.2016 несоответствия пунктов 9.3, 12.15, 12.21, 13.5 Устава кооператива требованиям Жилищного кодекса РФ, а именно,
1) Пункт 9.3. Устава: "Гражданин имеет право быть принятым в члены Кооператива один раз" - данное ограничение не предусмотрено законодательством.
2)Пункт 12.15. Устава в части: "Один представитель члена Кооператива может представлять не более 2 членов Кооператива" - данное ограничение не предусмотрено действующим законодательством.
3)Пункт 12.21. Устава: "Решение Общего собрания членов Кооператива по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к компетенции Общего собрания членов Кооператива в соответствии с подпунктами 2,6,7 пункта 12.17. настоящего устава, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов кооператива. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на Общем собрании членов Кооператива или их представителей" - противоречит ч. 1 ст. 117 Жилищного кодекса РФ, так как решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Таким образом, принятие решения двумя третями голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива не предусмотрено Жилищным кодексом РФ.
4)Пункт 13.5. Устава: "Членами правления Кооператива (в том числе председателем правления кооператива), а также главным бухгалтером кооператива не могут являться государственные служащие - в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке).
5)Пункт 13.5. Устава: "Членами правления Кооператива (в том числе председателем правления кооператива), а также главным бухгалтером кооператива не могут являться граждане, грубо нарушающие порядок внесения обязательных платежей" - данное ограничение не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии со ст. 116.1 Жилищного кодекса РФ членами правления жилищного кооператива (в том числе председателем правления кооператива), членом ревизионной комиссии (ревизором) кооператива, а также главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера) кооператива не могут являться граждане:
- имеющие судимость за умышленные преступления;
- в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года.
6) В Уставе кооператива, в нарушение ч. 1 ст. 113 Жилищного кодекса РФ не содержится положений:
-о порядке выдачи паевого взноса при выходе из ЖСК;
-сведений о размере вступительных и паевых взносов;
-сведений о составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов;
- сведения об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов.
ЖСК-1248, считая, что ненормативный правовой акт ГЖИ Санкт-Петербурга, принятый по результатам осмотра, является неисполнимым, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга 23.11.2004 N 1849, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 776 "Об утверждении порядка осуществления регионального жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга" предусмотрено право инспекции проводить проверки обязательных требований, в том числе, к созданию и деятельности ЖСК, соблюдение прав и обязанностей их членов.
Деятельность инспекции в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Предметом проверок, проводимых инспекцией, является соблюдение обязательных требований, указанных в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.
В данном случае, проверка проведена на основании обращения ООО "ИКЕЛ" (вх. 01-5129/15-1-0 от 23.06.2015).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в Устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, по результатам выявленных нарушений инспекция имеет право выдавать предписания об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия Устава ЖСК требованиям действующего законодательства.
ЖСК осуществляет управление многоквартирным домом 16 корпус 1 по пр. Непокоренных в Санкт-Петербурге и действует на основании Устава, редакция которого утверждена решением общего собрания членов ЖСК от 05.12.2014 и зарегистрирована в налоговой инспекции 29.01.2015.
В ходе проверки выявлено, что пункты 9.3, 12.15, 12.21, 13.5 Устава кооператива не соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ.
Согласно статья 113 Жилищного кодекса РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие указанному кодексу, другим федеральным законам положения.
При разработке в обязательном порядке в устав должны быть включены сведения, предусмотренные частью 1 статьи 113 Жилищного кодекса РФ, статьей 52 Гражданского кодекса РФ. В устав запрещено включать положения, противоречащие Жилищному кодексу РФ.
Относительно изложенных в предписании нарушений кооператив своих возражений не представил, однако полагает, оспариваемое предписание невыполнимым в связи с невозможностью созыва собрания членов кооператива для принятия новой редакции Устава.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства сделал правильный вывод о том, что инспекция правомерно указала на наличие несоответствия в редакции Устава действующему законодательству и именно общее собрание членов ЖСК может внести соответствующие изменения в Устав.
В соответствии с частью 2 статьи 116 Жилищного кодекса РФ компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 12.17 Устава ЖСК-1248 к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится, в том числе внесение изменений в Устав или утверждение устава кооператива в новой редакции.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.
Уставом ЖСК-1248 право внесения изменений в Устав возложено на членов ЖСК-1248 на их общем собрании, проводимом по правилам статей 45-48 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, ГЖИ Санкт-Петербурга, установив нарушение положений Жилищного кодекса РФ, правомерно, в пределах предоставленных полномочий выдала кооперативу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы кооператива не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2015 года по делу N А56-69018/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N1248 без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69018/2015
Истец: Жилищно-строительный кооператив N1248
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга