г. Москва |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А41-62020/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Пелигрин Матен" - Астахов С.М., по доверенности от 12 января 2016 года,
от ФГБУ "ФКП "Росреестра по МО" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 марта 2016 года по делу N А41-62020/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пелигрин Матен"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
о признании незаконными отказов в учете изменений объектов недвижимости и обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пелигрин Матен" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) в котором просило суд:
- признать незаконными действия кадастровой палаты по отказу в учете изменений объекта недвижимости решением N МО-15/РКФ-285935 от 05 августа 2015 года;
- признать незаконными действия кадастровой палаты по отказу в учете изменений объекта недвижимости Решением N МО-15/РКФ-285936 от 05 августа 2015 года;
- обязать кадастровую палату в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предоставления решения суда внести заявленные изменения в государственный кадастр недвижимости о производственно-складском здании с административно-бытовыми помещениями кадастровый N 50:28:0010567:124 на основании ранее представленных документов;
- обязать кадастровую палату в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предоставления решения суда внести заявленные изменения в государственный кадастр недвижимости о производственно-складском здании с административно-бытовыми помещениями кадастровый N 50:28:0010567:123 на основании ранее представленных документов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2016 года по делу N А41-62020/15 заявление удовлетворено (л.д. 78-81 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, кадастровая палата обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя кадастровой палаты, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по мотива, приведенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Пелигрин Матен" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010278:3 площадью 9600 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, Каширское шоссе, д. 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 июня 2014 года 50-АИ N 013885 (л.д. 14 т. 1).
На указанном земельном участке расположены нежилое здание "Склад СМУ-1" с кадастровым номером 50:28:0010567:853, инв. N 030:011-25577, лит. 1Б-1Б2-1Б3, нежилое здание "Склад" с кадастровым номером 50:28:0010567:852, инв. N 030:011-25577, лит. 4Б, принадлежащие обществу на праве собственности согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 05 июня 2014 года 50-АИ N 013884, 50-АИ N 1 (л.д. 15-16 т. 1).
Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 12 декабря 2012 года N 5878 изменен вид разрешенного использования указанных нежилых зданий: на производственно-складское здание с административно-бытовыми помещениями с инв. N 030:011-25577, лит. 1Б-1Б2-1Б3; на производственно-складское здание с административно-бытовыми помещениями с инв. N 030:011-25577, лит. 4Б (л.д. 20 т. 1).
Администрация городского округа Домодедово Московской области постановлением от 18 марта 2013 года N 994 разрешило обществу разработать проектную документацию на перепланировку помещений в нежилых производственно-складских зданиях с административно-бытовыми помещениями (л.д. 18 т. 1).
Постановлениями Администрации городского округа Домодедово Московской области от 20 мая 2014 года N 2010, от 18 марта 2015 года N 375 утверждена перепланировка производственно-складских зданий с административно-бытовыми помещениями инв. N 030:011-25577, лит. 1Б-1Б2, инв. N 030:011-25577, лит. 4Б (л.д. 17, 19 т. 1).
В результате кадастрового учета кадастровый номер нежилого здания производственно-складское здание с административно-бытовыми помещениями с кадастровым номером 50:28:0010567:853, инв. N 030:011-25577, лит. 1Б-1Б2-1Б3 изменен на 50:28:0010567:124, кадастровый номер нежилого здания производственно-складское здание с административно-бытовыми помещениями с кадастровым номером 50:28:0010567:852, инв. N 030:011-25577, лит. 4Б на 50:28:0010567:123.
В связи с изменением площади вышеназванных объектов недвижимости общество обратилось в кадастровую палату с заявлениями от 22 апреля 2015 года N N 50-0-1-264/3001/2015-4120, 50-0-1-264/3001/2015-4116 о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.
Кадастровая палата решениями от 05 мая 2015 года N N МО-15/РКФ-178834, МО-15/РКФ-177759 приостановило осуществление кадастрового учета, поскольку в представленном техническом плане отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении реконструкции (л.д. 10-11 т. 1).
Решениями от 05 августа 2015 года N N МО-15/РКФ-285936, МО-15/РКФ-285935 обществу отказано в учете изменений объектов недвижимости, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая, что данные отказы в осуществлении кадастрового учета не соответствуют требованиям закона, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Не согласившись с действиями кадастровой палаты по аннулированию сведений из ГКН, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Нормами статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ, согласно которой, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
На основании части 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 01 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В силу части 10 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, являющихся приложением N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2010 года N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке", предусмотрено, что декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 01 января 2013 года.
Пунктом 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2010 года N 403, предусмотрено, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 01 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при обращении с заявлениями от 22 апреля 2015 года N N 50-0-1-264/3001/2015-4120, 50-0-1-264/3001/2015-4116 о государственном кадастровом учете изменений в сведениях нежилых помещений заявитель представил в орган кадастрового учета технические планы нежилых помещений, акты приемочной комиссии по проверке завершения перепланировки нежилых помещений зданий и постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 20 мая 2014 года N 2010, от 18 марта 2015 года N 375 об утверждении перепланировки производственно-складских зданий с административно-бытовыми помещениями.
Вместе с тем, в осуществлении кадастрового учета кадастровая палата отказала, сославшись на то, что в приложении к представленному техническому плану отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении реконструкции.
Однако согласно разъяснениям, изложенным Росреестром в письме от 02 ноября 2015 года N 14-исх/15652-ГЕ/15, если технический план помещения подготовлен на основании проектной документации, а копия разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором расположено такое помещение, не включена в состав приложения к техническому плану, органу кадастрового учета на основании пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ следует самостоятельно запрашивать копию разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором расположено заявленное на учет помещение, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в уполномоченном на выдачу такого разрешения органе.
Кроме того, судом первой инстанции учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень случаев отсутствия необходимости выдачи разрешения на строительство установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ.
Определением от 16 ноября 2015 года по делу N А41-62020/15 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Строительная экспертиза", экспертам Кузнецову Д.А., Шаульской О.Е.
Перед экспертами суд поставил вопрос: являются ли осуществленные изменение объектов недвижимости с КН 50:28:0010567:853, 50:28:0010567:852 реконструкцией или перепланировкой помещений?
По итогам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 14 января 2016 года N 01/16, в котором эксперты пришли к выводу, что осуществленные изменения объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:28:0010567:853, 50:28:0010567:852 являются капитальным ремонтом.
Как следует из заключения эксперта от 14 января 2016 года N 01/16 и подтверждается материалами дела, изменения объектов недвижимости с инв. N 030:011-25577, лит. 1Б-1Б2, инв. N 030:011-25577, лит. 4Б. произошли вследствие изменения конфигурации внутренних помещений путем частичного или полного демонтажа внутренних несущих перегородок, замены несущих ограждающих конструкций на более тонкие, в связи с чем данный вид перепланировки подлежит квалификации в качестве капитального ремонта по смыслу положений градостроительного законодательства.
Исходя из системного толкования части 17 статьи 51 и положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что получение разрешения на строительства, и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при проведении капитального ремонта в рассматриваемом случае не требуется
Довод кадастровой палаты в апелляционной жалобе о том, что обществом на спорные объекты недвижимости не представлены правоустанавливающие документы отклоняется апелляционным судом, поскольку из материалов дела следует, что обществом предоставлялись свидетельства о государственной регистрации права собственности, содержащие аннулированные кадастровые номера.
Кроме того, настоящие требования заявлены обществом в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 200 АПК РФ арбитражный суд исследует доводы, изложенные непосредственно в оспариваемом решении.
При этом оспариваемые решения кадастровой не содержат ссылок на отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2016 года по делу N А41-62020/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62020/2015
Истец: ООО "Пелигрин Матен"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области