10 июня 2016 г. |
А79-8053/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белах О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Парус" (ОГРН 1152124000049, ИНН 2124039999; 429951 Чувашская Республика-Чувашия, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.6-Б) и общества с ограниченной ответственностью трудового союза жильцов "Радуга-2" (ОГРН 1132124001349, ИНН 2124037977; 429950 Чувашская Республика-Чувашия, г.Новочебоксарск, ул.Промышленная, д.53-А)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.03.2016
по делу N А79-8053/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению товарищества собственников жилья "Парус" и общества с ограниченной ответственностью трудового союза жильцов "Радуга-2" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики-Чувашии от 31.07.2015 N 07/15,
при участии в судебном заседании представителей:
товарищества собственников жилья "Парус" - Шарикова А.В. по доверенности от 01.09.2015 сроком действия три года,
общества с ограниченной ответственностью трудового союза жильцов "Радуга-2" - Гаценбиллер А.П. по доверенности от 08.02.2016 сроком действия три года,
и установил:
товарищество собственников жилья "Парус" (далее - ТСЖ "Парус", Товарищество), Трудовой союз жильцов "Радуга-2" (далее - ТСЖ "Радуга-2", Трудовой союз) обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлениями о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики-Чувашии (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 31.07.2015 N 07/15.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.03.2016 Товариществу и Трудовому союзу отказано в удовлетворении заявлений.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Парус" и ТСЖ "Радуга-2" обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявители указывают на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
По мнению Товарищества и Трудового союза, у последнего отсутствует необходимость получения лицензии, поскольку между ТСЖ "Парус" и ООО ТСЖ "Радуга-2" заключены гражданско-правовые договоры.
Также заявители указывают на нарушение Инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля", которым установлена процедура проведения проверочных мероприятий.
В судебном заседании представители Товарищества и Трудового союза, а также уполномоченного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что с целью проверки поступившего обращения жителей дома N 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске о направлении ООО ТСЖ "Радуга-2" собственникам помещений указанного многоквартирного дома квитанции на оплату коммунальных услуг "за выполненную работу по обслуживанию указанного многоквартирного дома", на основании распоряжения руководителя от 06.07.2015 N 976 уполномоченные должностные лица Инспекции провели внеплановую проверку ТСЖ "Парус".
В ходе осуществления проверочных мероприятий уполномоченный орган установил нарушения положений статей 137, 138, 148, 149, 155, 161, 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации, выразившиеся в заключении с ООО ТСЖ "Рудуга-2" договора (от 01.03.2015) оказания услуг по содержанию и выполнению ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома N 6-Б по ул.Винокурова г.Новочебоксарска и агентского договора (от 01.03.2015 N 0005/15/2015) и начислении жилищно-коммунальных услуг ООО "ТСЖ "Радуга-2".
Результаты проверки зафиксированы в акте N 07/49 от 31.07.2015.
По итогам проведенной проверки Инспекция выдала ТСЖ "Парус" предписание от 31.07.2015 N 07/15, которым обязала Товарищество в срок до 31.08.2015 привести отношения по управлению многоквартирным домом 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске в соответствие с требованиями статей 137, 138, 148, 149, 161, 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации; произвести собственникам (нанимателям) помещений указанного многоквартирного дома, начиная с августа 2015 года, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги с указанием в платежном документе полного наименования ТСЖ "Парус", номера его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождение), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в сети Интернет; в срок до 20.09.2015 предоставить платежные документы для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.6-Б за август 2015 года.
Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием, ТСЖ "Парус" и ООО "ТСЖ "Радуга-2" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 155, 161, 192, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положения законодательных актов Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, от 15.05.2015 N 416, от 23.09.2010 N 731 и исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положение о государственной жилищной инспекции утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 N 327 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Положение N 327).
В силу пункта 4.1.1 Положения N 327 должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание от 31.07.2015 N 07/15 об устранении нарушений в области жилищного законодательства выдано уполномоченным лицом и в пределах его компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положения законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015.
После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
До 01.05.2015 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Таким образом, с 01.05.2015 установлен запрет на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Как следует из материалов дела, согласно протоколам N 1 и N 2 от 05.12.2014, собственники помещений дома 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске приняли решение о создании ТСЖ "Парус" и выборе способа управления данным ТСЖ.
ТСЖ "Парус" приступило к работе с 01.03.2015.
В ходе рассматриваемых правоотношений суд первой инстанции установил, что 01.03.2015 ТСЖ "Парус" и ООО ТСЖ "Радуга-2" заключили договор оказания услуг по содержанию и выполнению ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске и агентский договор N 0005/15/2015 от 01.03.2015.
Согласно условиям договор оказания услуг по содержанию и выполнению ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2015 ООО ТСЖ "Радуга-2" обязуется:
самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 4.1.2);
содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества для проведения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, освещение помещений общего пользования, обеспечение температуры и влажности помещения общего имущества, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт (пункт 4.1.2.1);
общество на основании дополнительного агентского договора оказывает услуги, связанные с расчетно-финансовым обеспечением процесса предоставления коммунальных услуг (пункт 4.1.2.2);
вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом, внутридомовое инженерное оборудование и объекты придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственнофинансовую документацию и расчеты, связанные с исполнением договора (пункт 4.1.4);
систематически проводить технические осмотры (пункт 4.1.5);
разрабатывать планы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 4.1.6);
удостоверять доверенности по месту жительства собственников и жильцов (пункт 4.1.7);
обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание дома (пункт 4.1.8);
осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб собственников помещений (пункт 4.1.9);
уведомлять ТСЖ "Парус" об изменении порядка и условий содержания и текущего ремонта дома (пункт 4.1.10);
информировать ТСЖ "Парус" из изменении размеров установленных платежей стоимости коммунальных услуг (пункт 4.1.11);
производить начисление платежей (пункт 4.1.12);
производить сбор платежей, установленных в разделе 5 договора (пункт 4.1.13);
обеспечивать информацией о телефонах аварийных служб (пункт 4.1.15);
организовать работу по ликвидации аварий (пункт 4.1.16);
принимать участие в приемке индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных показаний приборов (пункт 4.1.17);
направлять сотрудника для составления акта нанесения ущерба общему имуществу (пункт 4.1.19);
выдавать справки установленного образца, выписки из финансового лицевого счета и (или) домовой книги (пункт 4.1.20);
производить перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги (пункт 4.1.21);
вести реестр собственников, делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность (пункт 4.1.23);
созывать и проводить общее собрание собственников помещений (пункт 4.1.24);
на основании решения собственников многоквартирного дома осуществлять добровольное страхование жилых и нежилых помещений по договору со страховой компанией, обеспечивая сбор страховых платежей, составление актов и смет на возмещение расходов по страховым случаям, выплату страхового возмещения послу поступления денежных средств от страховой компании (пункт 4.1.25);
предоставлять отче6т о выполнении договора обслуживания за год в течение первого квартала следующего года (пункт 4.1.26).
ООО ТСЖ "Радуга-2" вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы к выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 4.2.1);
организовать и проводить проверку технического состояния инженерных сетей в помещениях собственников (пункт 4.2.2);
своевременно получать плату за содержание и ремонт мест общего пользования и коммунальные услуги (п.4.2.3);
в случаях предоставления собственниками до конца текущего месяца данных о показаниях приборов учета в помещениях, принадлежащих собственникам, производить расчет по среднесуточному потреблению за аналогичный период предшествующего года с последующим перерасчетом стоимости услуг после предоставления собственникам сведений о показаниях приборов учета (п.4.2.4);
организовывать проверку правильности учета потребления ресурсов согласно показаниям приборов учета ((п.4.2.5);
проводить проверку работы установленных приборов учета и сохранности пломб (п.4.2.6);
прекращать предоставление услуг в случае просрочки собственниками оплаты более трех месяцев или нарушения иных требований раздела 5 договора (п.4.2.7);
проверять соблюдение требований собственником пунктов 4.3.1-4.3.20 договора (п.4.2.8);
взыскивать с собственников задолженность по оплате услуг в рамках договора (п.4.2.9);
предупреждать собственников о необходимости устранения нарушений, связанных с использованием жилого помещения не по назначению, либо с нарушением прав и законных интересов соседей (п.4.2.10);
согласовывать объемы, сроки и стоимость проведения необходимых работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с правлением ТСЖ (п.4.2.11).
Согласно пункту 1.1 агентского договора N 005/15/2015 от 01.03.2015 ООО ТСЖ "Радуга-2" обязуется принимать платежи от населения за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), содержание общего имущества многоквартирного дома, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт многоквартирного дома и иные; осуществлять оплату третьим лицам по договорам поставки коммунальных ресурсов (теплоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Пунктом 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее -перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;
подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора;
обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов;
г) организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе:
уведомление собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания;
обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании;
подготовка форм документов, необходимых для регистрации участников собрания;
подготовка помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания;
документальное оформление решений, принятых собранием; доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании;
д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;
выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме;
заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме;
осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
е) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом;
ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации;
з) обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе:
предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;
раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731;
прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме;
обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
Проанализировав содержание договора оказания услуг и выполнению работ общего имущества многоквартирного дома N 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске от 01.03.2015, арбитражный суд пришел к обоснованному заключению о том, что фактически он является договором управления, при том, что ООО ТСЖ "Радуга-2" не имеет лицензии на выполнение такого вида работ.
При таких обстоятельствах является верным вывод Инспекции о наличии в действиях ТСЖ "Парус" нарушения положений статей 137, 138, 148, 149, 161, 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по условиям агентского договора от 01.03.2015 N 005/15/2015 ООО ТСЖ "Радуга-2" осуществляет прием платежей, что противоречит требованиям Правил N 416.
Из содержащихся в материалах дела платежных документов на оплату коммунальных услуг за март, апрель, май, июнь 2015 года, выставленных собственникам помещений дома 6-Б по ул.Винокурова в г.Новочебоксарске следует, что ООО ТСЖ "Радуга-2" начисляет плату за жилищно-коммунальные услуги с указанием в платежном документе своего наименования, своего номера банковского счета и банковских реквизитов, своего адреса (место нахождение), номера контактных телефонов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В силу пункта 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Таким образом, в ходе проверки Инспекция правильно установила нарушение положений статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, поскольку ТСЖ "Парус" не производит начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений указанного дома.
При установленных обстоятельствах у Инспекции имелись правовые основания для выдачи ТСЖ "Парус" предписания от 31.07.2015 N 07/15.
Оспариваемое предписание Инспекции соответствует характеру выявленного нарушения законодательства и направлено на его устранение.
Кроме того, решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30.11.2015 установлено наличие в действиях ООО ТСЖ "Радуга-2" нарушения части 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
Отдельно суд рассмотрел доводы ООО ТСЖ "Радуга-2" о нарушении уполномоченным органом в ходе проверки положений Федерального закона от 22.12.2008 N 294-ФЗ, и не установил существенных процедурных нарушений, влекущих недействительность результатов проведенной проверки.
В данном случае Инспекция выдала предписание от 31.07.2015 N 07/15 ТСЖ "Парус", поскольку именно в его действиях выявлены нарушения жилищного законодательства, и оно не возлагает на ООО ТСЖ "Радуга-2" каких-либо обязанностей и не затрагивает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно не принял во внимание представленные заявителями апелляционной жалобы дополнительные соглашения от 15.03.2015 к договору оказания услуг по содержанию и выполнению ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2015 и к агентскому договору от 01.03.2015 N 0005/15/2015, поскольку указанные дополнительные соглашения не были представлены уполномоченному органу в ходе проверки.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документальные доказательства, указывающие на существование дополнительных соглашений к договорам и представление их надзорному органу во время проверки.
Более того, выставленные ООО ТСЖ "Радуга-2" квитанции об уплате коммунальных услуг за март, апрель, май, июнь 2015 года подтверждают отсутствие на момент проверки указанных дополнительных соглашений.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание уполномоченного органа соответствует положениям жилищного законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Товарищества и Трудового союза жильцов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал ТСЖ "Парус" и ООО ТСЖ "Радуга-2" в удовлетворении заявлений.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ТСЖ "Парус" и ООО ТСЖ "Радуга-2" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявители жалобы не представили в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.03.2016 по делу N А38-8053/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителей.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.03.2016 по делу N А79-8053/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Парус" и общества с ограниченной ответственностью трудового союза жильцов "Радуга-2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8053/2015
Истец: ООО трудовой союз жильцов "Радуга-2", ТСЖ "Парус"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "ЖКХ Сервис", Прокуратура Калининского района г. Чебоксары