г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А56-83440/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): Морозова Е.В. по доверенности от 15.01.2016;
от ответчика (должника): Тоток В.А. по доверенности от 08.12.2015 N 01-18-657/2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6083/2016) ООО "Деловой центр"Сампсониевский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2016 по делу N А56-83440/2015 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Деловой центр "Сампсониевский"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Сампсониевский", местонахождение: 194044, город Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, д. 32, ОГРН 1027801560907, ИНН 7802107470 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, местонахождение: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет) от 03.112.015 N 314/1-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 318 591, 22 руб.
23.12.2015 в Арбитражный суд поступило заявление об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым общество просит отменить названное постановление в части суммы административного штрафа, исчисляемого из выручки, полученной от ООО "Федерация" на сумму 39468,22 рублей, уменьшить размер административного штрафа, наложенного указанным постановлением в части суммы штрафа, рассчитанной исходя из выручки полученной от ООО "ХДМ СПб" до 19734,11 рублей, пологая его необоснованным.
Решением суда от 09.02.2016 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 09.02.2016 отменить в части отказа в удовлетворении требований об уменьшении суммы штрафа. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено тяжелое материальное положение общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Комитета поступило письмо ООО "Федерация" (исх. от 29.07.2015 б/н, вх. от 29.07.2015 N 01-14-3341/15-0-0) из содержания которого следует, что ООО "ДЦ "Сампсониевский" оказывает услуги в сфере электроснабжения, относимые Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к регулируемым видам деятельности, тарифы на которые на территории Санкт-Петербурга устанавливает Комитет, по завышенным тарифам.
Вместе с тем, ООО "ДЦ "Сампсониевский" в Комитет для установления соответствующих тарифов не обращалось.
Постановлением Комитета от 20.10.2014 N 314/1-15 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 318 591, 22 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
При этом, согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в электроэнергетике, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф).
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с Положением о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346, органом государственной власти, уполномоченным устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и(или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов) на территории Санкт-Петербурга, является Комитет.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 600-р и распоряжением Комитета от 30.12.2014 N625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2019 годы" (далее - Распоряжение N 625-р) утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 год, которые подлежат применению при расчетах за услуги по передаче электрической энергии на всей территории Санкт-Петербурга с учетом положений пункта 42 Правил недискриминационного доступа.
Как установлено судом первой инстанции, что во исполнение определения о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и об истребовании сведений от 21.08.2015 N 314/1-15 общество представило в Комитет запрашиваемые материалы, в том числе: перечень субабонентов ООО "ДЦ "Сампсониевский", копии договоров о передаче электрической энергии, копии договоров энергоснабжения, счета на оплату, счета-фактуры, платежные поручения, выписки из лицевого счета. Согласно представленным документам между ООО "ДЦ "Сампсониевский" и ОАО "Петербургская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 00589 от 01.01.2007, согласно которому ОАО "Петербургская сбытовая компания" осуществляет продажу электрической энергии и мощности ООО "ДЦ "Сампсониевский". Перечень субабонентов общества утвержден указанным договором и отражен в приложении 1.1 к договору. В договорах энергоснабжения, заключенных ООО "ДЦ "Сампсониевский" с субабонентами ООО "Федерация" и ООО "СПБ-ХДМ", пункты 1.3 содержат условия об оплате за услуги по передаче электрической энергии в размере 25% от стоимости отпущенной электрической энергии. Представленные ООО "ДЦ "Сампсониевский" документы: счета-фактуры, счета на оплату, платежные поручения, выписки из лицевого счета ООО "ДЦ "Сампсониевский", подтверждают оплату ООО "Федерация" и ООО "СПБ-ХДМ" в период с октября 2014 года по апрель 2015 года услуг ООО "ДЦ "Сампсониевский" по передаче электрической энергии в размере 25% от стоимости отпущенной электрической энергии на общую сумму 183 795, 92 руб. В письме от 31.08.2015 N 117, направленном в Комитет, общество указывало о взимании с субабонентов оплаты в размере 25% от стоимости отпущенной электрической энергии.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен доводы Обществ о том, что договор от 16.04.1999 года N Э-6 заключен с АОЗТ "Федерация" до вступления в законную силу Правил недискриминационного доступа. Как установлено судом, договор энергоснабжения N 00589 между ОАО "Петербургская сбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и ООО "ДЦ "Сампсониевский" (Потребитель) с указанием субабонентов, получающих энергию от Потребителя с согласия Гарантирующего поставщика, перезаключен 01.01.2007, после вступления в силу Правил недискриминационного доступа. Перечень субабонентов (приложение 1.1 к указанному договору от 01.01.2007 N 00589), присоединенных к сетям Потребителя, содержит информацию о разрешенной нагрузке присоединенного потребителя АОЗТ "Федерация" в размере 10 кВт.
Пунктом 2.3.2 указанного договора N 00589 от 01.01.2007 установлено, что потребитель обязан "соблюдать установленные настоящим договором условия и величины потребления энергии и мощности".
Кроме того, указанный договор был предметом рассмотрения в рамках дела N А56-63968/2015 по заявлению ООО "Федерация" к ООО "ДЦ "Сампсониевский" о признании недействительным пункта 1.3 договора от 16.04.1999 о передаче электрической энергии и о взыскании с ООО "ДЦ "Сампсониевский" 242 025, 84 руб. неосновательного обогащения и 58 649, 07 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
При рассмотрении дела N А56-63968/2015 суд пришел к выводу, что общество не вправе препятствовать перетоку электрической энергии на объект субабонента и взимать за это плату без установленного уполномоченным органом тарифа.
Судом при рассмотрении настоящего дела также установлено, что в отношении субабонента ООО "СПб-ХДМ" договор о передаче электрической энергии N 30001 заключен между ООО "ДЦ "Сампсониевский" и ООО "СПб-ХДМ" 01.01.2009, то есть после вступления в силу Правил недискриминационного доступа.
Распоряжением Комитета N 625-р утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 год, которые подлежат применению при расчетах за услуги по передаче электрической энергии на всей территории Санкт-Петербурга с учетом положений пункта 42 Правил недискриминационного доступа.
Установив самостоятельно тарифы на передачу электрической энергии, общество совершило нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за период с ноября 2014 года по апрель 2015 года сумма излишне полученной обществом выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов) составила 159 295,61 руб. (159 295,61 руб.*2=318 591,22 руб.).
Общество не отрицает факт допущенного правонарушения, а также не оспаривает размер незаконно полученной выручки. При таких обстоятельствах наличие события административного правонарушения подтверждено материалами дела.
Вина Общества заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих требований в области законодательства о порядке регулирования цен (установленного порядка ценообразования), однако им не были приняты меры по их соблюдению.
В силу частей 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 1 статьи 14.6 КоАП предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Суд первой инстанции, оценив характер и все обстоятельства совершения правонарушении, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки данного вывода суда, а также не усматривает оснований для снижения санкции ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения решения апелляционная коллегия не усматрвиает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2016 года по делу N А56-83440/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр"Сампсониевский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83440/2015
Истец: ООО "Деловой центр"Сампсониевский"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга