город Омск |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А46-16094/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5093/2016) департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 22 марта 2016 года по делу N А46-16094/2015 (судья Луговик С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирская земля" (ОГРН 1055513051901, ИНН 5507077225) к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о взыскании 460 240 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании:
от департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - представитель Глазкова Е.В. (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/22548 от 01.12.2015, сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская земля"- представитель Тумилович И.Э. (паспорт, по доверенности от 30.07.2015 сроком действия 3 года);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская земля" (далее - ООО "Сибирская земля", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г.Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 460 240 руб. 20 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.03.2016 по делу N А46-16094/2015 исковые требования удовлетворены. С Департамента имущественных отношений администрации г.Омска в пользу ООО "Сибирская земля" взыскано 426 901 руб. 44 коп. задолженности, 33 338 руб. 76 коп. неустойки, 12 205 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент имущественных отношений администрации г.Омска обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2016 по делу N А46-16094/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ООО "Сибирская земля" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений администрации г.Омска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Сибирская земля" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителей сторон по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения электронного аукциона N 0152300011914001286, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0152300011914001286 от 21.10.2014 между Департаментом имущественных отношений администрации г.Омска (заказчик) и ООО "Сибирская земля" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N2014.315783 от 02.11.2014 на выполнение порядных работ, по условиям которого подрядчик обязался выполнить кадастровые работы, обеспечить осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, необходимых для обеспечения муниципальных нужд (полосы отвода автомобильных дорог), и сдать их результат муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Объекты, в отношении которых необходимо выполнить кадастровые работы указаны в приложении N 1 к контракту.
Срок выполнения работ - 60 дней с даты заключения контракта (пункт 1.3. контракта).
В силу пункта 2.1 цена контракта составила 549 800 руб.
Согласно пункту 7.1 настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31.12.2014.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Правоотношения сторон, возникшие на основании муниципального контракта N 2014.315783 от 02.11.2014, подлежат регулированию, в том числе, положениями раздела III и главы 37 ГК РФ с учетом норм Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (часть 1 статьи 702 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (части 2 статьи 763 ГК РФ).
По правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В силу статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 "Технического задания" к контракту выходными материалами по каждому земельного участку являются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (один экземпляр); межевой план в виде бумажного документа (один экземпляр) и в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера; кадастровый паспорт земельного участка.
Результат работ был передан истцом ответчику, что подтверждает актами приема-передачи от 24.12.2014, от 29.12.2014 и от 30.12.2014.
В силу пункта 3.3.1 контракта N 2014.315783 от 02.11.2014 муниципальный заказчик обязан принять выполненные подрядчиком работы по акту приема-передачи выполненных работ или предоставить подрядчику мотивированный отказ в приемки, приложив перечень недостатков со сроками их устранения.
Согласно пункту 4.4 контракта N 2014.315783 от 02.11.2014 для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ условиям контракта муниципальный заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза моет проводиться муниципальным заказчиком своими силами ли к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В материалы дела представлен протокол от 31.12.2014 заседания приемочной комиссии по приемке работ по муниципальному контракта N 2014.315783 от 02.11.2014, согласно которому комиссия пришла к выводу о приемке работ в отношении 19 объектов и об отказе в приемке работ по 14 объектам в связи с выявлением недостатков, исключающих возможность использования результатов работ по назначению.
В соответствии с пунктом 4.9 контакта, в случае обнаружения недостатков в выполненных работах при приемке подрядчик обязуется устранить их за свой счет, о чем стороны составляют соответствующий акт с указанием перечня недостатков, требующих устранения и срока их устранения. При этом окончательная приемка выполненных работ и подписание сторонами всех документов переносится на соответствующий срок устранения недостатков.
Во исполнение данной обязанности, истцом в адрес ответчика направлено письмо исх. N 2014.315783/92 от 19.01.2015 с приложением исправленных с учетом указанных Департаменту имущественных отношений администрации г.Омска недостатков межевых планов по 14 непринятым объектам.
Факт устранения недостатков сторонами не оспаривается. Все объекты, в отношении которых истцом были выполнены кадастровые работы в рамках муниципального контракта N 2014.315783 от 02.11.2014, были поставлены на кадастровый учет. Следовательно, выполненные истцом работы имеют потребительскую ценность для заказчика.
Данные обстоятельства нашли отражение в аудиопротоколе судебного заседания от 09.06.2016.
Следовательно, у Департамента имущественных отношений администрации г.Омска возникла обязанность оплатить выполненные истцом работы.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Департамент имущественных отношений администрации г.Омска ссылается на отсутствие у него обязанности оплатить выполненные истцом работы, поскольку действие контракта определено до 31.12.2014)
Между тем, сдача работ после истечения срока действия контракта сама по себе не освобождает ответчика от обязанности оплаты выполненных работ, учитывая их потребительскую ценность для Департамента имущественных отношений администрации г.Омска, что подтверждается фактом поставки земельных участков на кадастровый учет.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт оплаты выполненных истцом работ на сумму 426 901 руб. 44 коп., суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетвори требование ООО "Сибирская земля" о взыскании с Департамента имущественных отношений администрации г.Омска данной задолженности.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 33 338 руб. 76 коп. неустойки.
В соответствии со статьёй 330 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе при просрочке исполнения должник обязан уплатить кредитору неустойку, определенную законом или договором.
В случае просрочки муниципальным заказчиком (ответчиком) исполнения обязательств, пунктом 6.2 муниципального контракта установлено право подрядчика (Истца) потребовать уплаты муниципальным заказчиком (ответчиком) неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Сумма неустойки, начисленной ответчику в соответствии с пунктом 6.2. контракта, составила по расчетам истца, 33 338 руб. 76 коп. за период с 11.03.2015 по 30.11.2015.
Ответчиком расчет неустойки не оспорен. контррасчет не представлен.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетвори требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 33 338 руб. 76 коп.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 22.03.2016 по делу N А46-16094/2015 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений администрации г.Омска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22 марта 2016 года по делу N А46-16094/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16094/2015
Истец: ООО "Сибирская земля"
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Омска