Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф01-910/17 настоящее постановление оставлено без изменения
12 декабря 2016 г. |
А43-11356/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Нижегородской таможни
и Приволжского таможенного управления
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016
по делу N А43-11356/2016,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" (603087 Александровская слобода, г. Нижний Новгород, д. 241; ОГРН 1025203015408, ИНН 5260103896) о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 17.02.2016 РКТ N 10408000-16/000052 и предварительного решения Приволжского таможенного управления от 01.03.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" - Чижовой Т.К. по доверенности от 12.05.2016 сроком действия три года; |
Нижегородской таможни - Лентовской Н.Е. по доверенности от 04.08.2014 N 01-03-28/134 сроком действия до 03.08.2017, Крандычева Д.В. по доверенности от 22.03.2016 N 043 сроком действия один год.
Приволжского таможенного управления - Дудкина И.Н. по доверенности от 05.08.2016 N 06-01-15/10481 сроком действия один год, Евсеева М.Б. по доверенности от 05.08.2016 N 06-01-15/10480 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" (далее - ООО "НПКЦ "МИЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 17.02.2016 РКТ N 10408000-16/000052 о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10408040/15022016/0003867; предварительного решения о классификации товара Приволжского таможенного управления (далее - Управление, таможенное управление) от 01.03.2016 N RU/10400/16/0031.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 заявленные требования удовлетворены. Одновременно суд взыскал с Нижегородской таможни в пользу ООО "НПКЦ "МИЗ" судебные расходы в размере 6000 рублей; с Приволжского таможенного управления - в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Нижегородская таможня и Приволжское таможенное управление обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нижегородская таможня и Приволжское таможенное управление настаивают на том, что правомерность и обоснованность их позиции в рассматриваемых правоотношениях подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами; "подмена" судом первой инстанции понятий "медицинское оборудование" и "принадлежности к нему" привела к принятию незаконного судебного акта.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "НПКЦ "МИЗ" выражает несогласие с доводами таможенных органов, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Таможни, Управления и Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу определения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
Установлено по делу, что 03.12.2015 ООО "НПКЦ "МИЗ" (Покупатель) и фирма "Сюрджикон ЛТД", Сиалкот, Пакистан ("Surgicon (Pvt) LTD") (Продавец) заключили внешнеторговый контракт N РК 3 (с учетом дополнительного соглашения от 03.12.2015 N 1), предметом которого является медицинский инструмент, стерилизационные коробки и медицинские лотки в количестве, ассортименте, по ценам, указанным в инвойсе, являющемся неотъемлемой частью контракта.
03.12.2015 Общество направило в Приволжское таможенное управление заявление о принятии предварительного решения по классификации товара "Емкости медицинские и лотки", выпускаемые изготовителем "Сюрджикон ЛТД" (Surgicon LTD), Пакистан.
Письмом от 30.12.2015 Управление уведомило Общество о необходимости представить дополнительную информацию (точные сведения о наименованиях медицинских емкостей и лотков, включающих определенную марку, модель, артикул и модификацию; чертежи (схемы, рисунки, эскизы и т.п.) медицинских емкостей и лотков с указанием сведений об основных технических характеристиках по каждому артикулу, в том числе вместимости в литрах, толщины стенки).
Письмом от 25.01.2016 N 10 ООО "НПКЦ "МИЗ" направило Приволжскому таможенному управлению дополнительные сведения (описание медицинского изделия, характеристики медицинского изделия, чертежи на каждый вид изделия, информация об изделии из каталога производителя).
15.02.2016 Общество посредством применения электронной формы таможенного декларирования на Дзержинском таможенном посту Нижегородской таможни предварительно задекларировало товар "лотки медицинские".
17.02.2016 Таможня приняла и зарегистрировала декларацию на товар за N 10408040/150216/0003867, в графе 31 которой в отношении товара N 7 заявлены следующие сведения: "изделия медицинские, лотки медицинские, код ОКП: 945120, изготовитель: Surgicon LTD, марка: Surgicon: лоток медицинский артикул Т -200 - 2129 шт., лоток медицинский артикул Т260 - 7000 шт., лоток медицинский артикул IT-200 - 1250 шт., лоток медицинский артикул IT260 - 1000 шт., лоток медицинский артикул IT-400 - 460 шт., лоток медицинский артикул DT-11 - 240 шт. (далее - товар N7).
В графе 33 ДТ N 10408040/150216/0003867 в отношении товара N 7 заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 8419200000 (стерилизаторы медицинские, хирургические или лабораторные), таможенная стоимость заявлена в размере 1 749 685 рублей 95 копеек.
Соответствующая данному коду ставка ввозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости товара, НДС начислена условно в размере 345702 рублей 51 копейки, поскольку при импорте товар с классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8419200000 НДС не облагается.
15.02.2016 в ходе осуществления таможенного контроля, в частности, сведений, заявленных в ДТ N 10408040/150216/0003867, Нижегородская таможня приняла решение о том, что описание товара в графе 31 ДТ по товару N 7 является не полным: не указан материал изготовления и способ изготовления данного товара, что является классификационным признаком, который не позволяет однозначно определить классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
16.02.2016 в целях реализации положений статьи 128 Таможенного кодекса Таможенного союза таможня применила срочный профиль риска с целью установления признаков, позволяющих осуществить контроль правильности определения и заявления классификационного кода товара N 7 в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС и назначила таможенный досмотр товара N 7, по результатам досмотра составила акт таможенного досмотра N 10408040/170216/000121, в котором отразила, что изделия "лотки медицинские" с указанными артикулами изготовлены из металла.
Общество по запросу Нижегородской таможни представило дополнительные документы на товар (характеристики товара, материал изготовления изделий, наличие дальнейшей обработки, описание способа производства товара).
17.02.2016 Нижегородская таможня приняла решение N РКТ-10408000-16/000052 о классификации товара N 7 по подсубпозиции 7326199009, согласно которому и решению о внесении изменений и (или) дополнений в декларации на товары от 17.02.2016 наименование и описание товара N 7 соответствует "изделия медицинские лотки медицинские; лоток медицинский, артикул: Т-200, лоток медицинский, артикул: Т-260, лоток медицинский, артикул IT - 200, лоток медицинский, артикул IT - 260, лоток медицинский, артикул IT - 400, лоток медицинский, артикул: DT-11. Лотки медицинские изготовлены методом штамповки на прессовом оборудовании из нержавеющей стали".
Смена классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС привела к начислению таможенных платежей на общую сумму 521 406 рублей 42 копейки, в том числе ввозной таможенной пошлины - 174 968 рублей, НДС - 346 437 рублей 82 копейки.
01.03.2016 по результатам рассмотрения обращения Общества Управление приняло предварительное решение N RU/l0400/16/0031 по товару медицинские лотки артикул IT-260, производитель Surgicon LTD, в соответствии с которым товару присвоен код товара по ТН ВЭД ЕАС 7326199009.
Полагая, что решения таможенных органов противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 52, 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и исходил из того, что таможенные органы не доказали законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, Кодекс) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с настоящей главой.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Статья 9 Кодекса определяет, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Статья 53 Кодекса предусматривает, что порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности определяется настоящей статьей, статьями 54 - 57 настоящего Кодекса, а в части, не определенной указанными статьями, - законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 55 ТК ТС предварительное решение принимается в течение 90 (девяноста) календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. Предварительное решение действует в течение 3 (трех) лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено, в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.
Статья 57 Кодекса предусматривает, что предварительные решения, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересованного лица, размещаются на официальном сайте Комиссии таможенного союза в сети Интернет.
В соответствии с положениями статей 150, 179, 180, 181 ТК ТС декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС), а также сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
16.07.2012 в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 18.11.2011 N 1, и Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 Совет Евразийской экономической комиссии решил утвердить единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза согласно приложению к настоящему решению.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
В силу правила 2 "а" ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно правилу 2 "б" ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Правило 3 ОПИ ТН ВЭД определяет, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
В силу правила 4 ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Согласно правилу 5 ОПИ ТН ВЭД в дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.
б) При условии соблюдения положений вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД определяет, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Декларанту при определении классификационного кода товара необходимо ориентироваться прежде всего на товарные позиции, которые содержат наиболее конкретное описание товара, учитывая основанное свойство товара.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые, в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.
Пояснения представляют собой один из вспомогательных материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры. Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить прежде всего из его уникальных свойств и целевого назначения.
В соответствии с Положением о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В товарную группу 73 ТН ВЭД ЕАЭС включены изделия из черных металлов.
В данной группе термин "чугунное литье" означает изделия, полученные путем литья, в которых железо преобладает по массе над каждым из других элементов в сплаве, и которые по химическому составу не соответствуют определению стали, данному в примечании 1г к группе 72.
В данную группу включается определенное количество специфических изделий, включаемых в товарные позиции 7301-7324, а к товарным позициям 7325 и 7326 относится группа изделий, неспецифических или не включенных в группу 82 или 83 и не попадающих в другие группы Номенклатуры, выполненных из черных металлов (в том числе из чугунного литья, определенного в примечании 1 к данной группе) или из стали.
В данную товарную позицию включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу ХV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях Номенклатуры.
Таможенный орган классифицировал ввезенный товар в товарной подсубпозиции 7326199009 ТН ВЭД ЕАЭС как изделия прочие из черных металлов: кованные или штампованные, но без дальнейшей обработки: прочие: прочие: прочие.
Согласно товарной позиции 8419 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514) для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание, сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение, за исключением машин и оборудования, используемых в бытовых целях; водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), неэлектрические.
В силу примечания к подсубпозиции 8419200000 ТН ВЭД ЕАЭС стерилизаторы медицинские, хирургические или лабораторные - устройства, включенные в данную субпозицию, предназначены для использования в больницах, операционных, медицинских центрах и т.д. и представляют собой боксы, в которых медицинские и хирургические инструменты, а также вата, абсорбирующая корпия и прочие перевязочные материалы подвергаются тепловой обработке при температуре 100°С или выше для уничтожения микроорганизмов, которые могут быть на них.
Группа 90 ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, презиционные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
В соответствии с пунктом 2 Пояснений к данной товарной группе при условии соблюдения положений примечания 1 части и принадлежности к машинам, аппаратам, инструментам или изделиям, включаемым в данную группу, должны классифицироваться согласно следующим правилам:
а) части и принадлежности, являющиеся товарами, включаемыми в одну из товарных позиций данной группы или группы 84, 85 или 91 (кроме товарной позиции 8487, 8548 или 9033), во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции;
б) прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию (в том числе машины, инструменты или аппараты товарной позиции 9010, 9013 или 9031), включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами.
За исключением определенных товаров, указанных в примечании й к данной группе (например, резиновые или кожаные шайбы и прокладки и кожаные мембраны для измерителей), приборы, аппараты и их части, входящие в данную группу, могут быть из любого материала (включая драгоценные металлы или металл, плакированный драгоценным металлом, драгоценные или полудрагоценные камни (природные, искусственные или реконструированные)).
Как отмечено в Пояснениях к товарной позиции 9018, в данную товарную позицию включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д_ Приборы данной товарной позиции могут быть сделаны из любого материала (включая драгоценные металлы).
Общество в графе 31 ДТ N 10408040/150216/0003867 товар N 7 описало следующим образом: "изделия медицинские, лотки медицинские, код ОКП: 945120, изготовитель: Surgicon LTD, марка: Surgicon: лоток медицинский артикул Т-200 - 2129 шт., лоток медицинский артикул Т260 - 7000 шт., лоток медицинский артикул IT-200 - 1250 шт., лоток медицинский артикул 1Т260 - 1000 шт., лоток медицинский артикул 1Т-400 - 460 шт., лоток медицинский артикул DT-11 - 240 шт.".
В графе 33 ДТ N 10408040/150216/0003867 декларант указал классификационный код товара N 7 - 8419200000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Из оспариваемых решений от 17.02.2016 РКТ N 10408000-16/000052, от 01.03.2016 N RU/10400/16/0031 следует, что по результатам таможенного контроля таможенные органы пришли к заключению о том, что товар N 7 не является машиной или оборудованием, которое производит необходимые действия для стерилизации самостоятельно, а представляет собой изделие определенной формы, изготовленное из нержавеющей стали методом штамповки, на основании чего изменили код товара на 7326199009. При этом по товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС товар N 7 классифицироваться не может, так как данный товар не является прибором и устройством, применяемым в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, а является изделием из металла. Указанные изделия не оборудованы устройствами, производящими тепловую обработку при температуре 100°С или выше для уничтожения микроорганизмов, в связи с чем вышеуказанный товар исключается из товарной позиции 8419 ТН ВЭД ЕАЭС.
Суд первой инстанции признал позицию таможенных органов ошибочной с учетом следующего.
Из представленной Обществом совокупности документов (декларация о соответствии от 08.09.2014; регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.10.2015 N РЗН 2014/3123; протокол N 153Д-15/1 от 06.11.2015 токсикологических испытаний медицинских изделий; перевод утвержденной процедуры для стерилизации медицинского инструментария", рекомендованной поставщиком изделий; утвержденные Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России 30.12.1998 N МУ-287-113 Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения) суд установил, что ввезенный товар относится к изделиям, которые используются исключительно в медицинской сфере, чего нельзя не учитывать при классификации товара.
Вместе с тем, российский законодатель не дает четкого определения медицинских изделий (техники).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 к разделу "медицинские изделия" отнесены различные виды инструментов (колющие, режущие, оттесняющие), приборы и устройства, оборудование санитарно-техническое.
При этом большинство хирургических инструментов представляют из себя изделия определенной формы, изготовленные из металла методом штамповки, что не исключает их отнесение к товарной позиции 9018 или 8419 ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав установленные обстоятельства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный апелляционный суд пришел к аналогичному заключению о том, что таможенные органы неверно классифицировали товар N 7 в товарной позиции 7326 ТН ВЭД как изделия прочие из черных металлов: кованные или штампованные, но без дальнейшей обработки.
Таможенные органы основывали свои решения на применении правила 6 ОПИ ТН ВЭД (использование материала и способа изготовления изделий), проигнорировав при этом положения правила 4 ОПИ ТН ВЭД (товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами).
Таким образом, проводя классификацию товара, таможенные органы неправомерно отступили от последовательного применения правил классификации и приняли незаконные и необоснованные решения.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы не доказали законность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, однако не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы таможенных органов признаются не подлежащими удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявители жалоб не представили в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 по делу N А43-11356/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 по делу N А43-11356/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Нижегородской таможни и Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11356/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф01-910/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " НИЖЕГОРОДСКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР " МИЗ "
Ответчик: Нижегородская таможня Федеральной таможенной службы
Третье лицо: Приволжское таможенное управление
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-910/17
12.12.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8341/16
16.09.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-11356/16
04.08.2016 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-13664/16