Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф05-21944/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
2 декабря 2016 г. |
Дело N А40-157496/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление МТУ Ростехнадзора к ОАО "РЖД";
о привлечении к административной ответственности,
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Барт С.П. по дов. от 21.09.2016; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2016, принятым по делу N А40- 157496/16, ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которой наряду со штрафом допускается назначение наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
В силу п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" при применении п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ необходимо иметь в виду, что дело относится к подлежащим рассмотрению в порядке упрощенного производства, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 000 руб.
При указанных обстоятельствах дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Определением от 09.11.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против доводов заявления, пояснил, что истек 3-х месячный срок давности привлечения к ответственности, административный орган при составлении протокола об административном правонарушении не установил умышленное неисполнение предписания, либо уклонения от его исполнения, в связи с чем состав административного правонарушения и вина общества отсутствует.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ОАО "РЖД", суд апелляционной инстанции полагает необходимым удовлетворить заявление Ростехнадзора и привлечь ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей, исходя из следующего.
Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора) осуществляет полномочия в сфере государственного строительного надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре", Положением о МТУ Ростехнадзора, утвержденном приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. N 719.
Из материалов дела усматривается, что Ростехнадзор в соответствии с распоряжением от 22.06.2016 N 2922-р провел выездную проверку ОАО "РЖД" в связи со строительством объекта капитального строительства "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения", 25 этап - Строительство остановочного пункта Шоссе Энтузиастов", расположенного по адресу: перегоны и станции Малого кольца Московской железной дороги, г. Москва.
В ходе проведения проверки на объекте сотрудниками Ростехнадзора было установлено, что общество не устранило нарушения, указанные в пунктах 1, 3, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 23 предписания об устранении нарушений от 08.06.2016 N 269-173.3- 27/К-44, а именно:
Пункт 1. В нарушение проектной документации не выполнено устройство финишного покрытия полов помещений на отм. 0.000, что нарушает требования проектной документации, раздел 3, "Архитектурные решения", том 3.1 "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения" 25 этап - Строительство остановочного пункта Шоссе Энтузиастов", шифр 1565.XXV-API; часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения об осуществлении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 N 468;
Пункт 3. В нарушение проектной документации не завершены работы по устройству потолков в помещениях на отм 0.000, что нарушает требования проектной документации, раздел 3, "Архитектурные решения", том 3.1 "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения" 25 этап - Строительство остановочного пункта Шоссе Энтузиастов", шифр 1565.XXV-API; часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения об осуществлении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 N 468;
Пункт 10. В нарушение проектной документации отсутствуют данные об обеспечении звукового сигнала СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) общего уровня звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м. от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения, что 3 нарушает проектной документации Раздел 9 проекта "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" часть 3. "Система оповещения и управления эвакуацией. Подземный вестибюль " шифр 1565.ХХУ-ПБЗ том 9.3; п.12.2, 16, п.4.1,4.2 СП 3.13130.2009 свод правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
Пункт 11. В нарушение проектной документации не проведены комплексные испытания систем противопожарной защиты вестибюля (автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре, дымоудаления, автоматического газового пожаротушения, что нарушает части 1, 3 ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Проектная документация Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" том 9.1 шифр 1565.ХХУ-ПБ1 том 9.1;
Пункт 12. В нарушение проектной документации не смонтирована система воздушного отопления У1 в лифтовой шахте, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565ХХУ-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 13. В нарушение проектной документации не смонтирована звуковая и световая сигнализация в кабине лифта и на этажной площадке, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565ХХУ-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 15. В нарушение проектной документации не смонтировано световое и звуковое оповещение о прибытии кабины лифта на этаж, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565ХХУ-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 16. В нарушение проектной документации в кабине лифта не смонтировано переговорное устройство с двухсторонней связью с диспетчерской, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565XXV-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 17. В нарушение проектной документации отсутствует сигнализация об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565ХХУ-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 18. В нарушение проектной документации в помещениях N 121, N 116, N 117 отсутствует стационарная осветительная аппаратура, обеспечивающая освещенность оборудования, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565XXV-HOC7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 19. В нарушение проектной 4 документации отсутствует обогревательный провод на всем протяжении поручня эскалатора, что нарушает требования проектной документации Том 5.7.2 (шифр 1565ХХУ-ИОС7.2); части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 2, 3, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468;
Пункт 23. Не представлена исполнительная документация по монолитным конструкциям платформы, отделки, инженерных коммуникаций, слаботочным системам, лифта, эскалатора, подъемника для МГН, что нарушает пункт 25 РД11-04- 2006 "Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора", часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Срок устранения нарушений был установлен 27.06.2016 г. Заказчиком при строительстве объекта капитального строительства "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения", 25 этап - Строительство остановочного пункта Шоссе Энтузиастов", расположенного по адресу: перегоны и станции Малого кольца Московской железной дороги, г. Москва является ОАО "РЖД".
Поскольку ОАО "РЖД" в указанный срок не исполнило выданное предписание об устранении нарушений, то в действиях (бездействии) усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
12.07.2016 по факту выявленных нарушений в соответствии с п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, государственным инспектором отдела государственного строительного надзора МТУ Ростехнадзора в присутствии представителя ОАО "РЖД" Резвого А.А. по доверенности от 01.04.2016 N 235/юр, уведомленного должным образом, был составлен протокол об административном правонарушении N 745-Г/3.3- 19/К-44 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, не выявлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Исходя из этого, строительство, в том числе и производство строительно-монтажных работ (СМР), без разрешения на строительство не может осуществляться.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий (часть 9 статьи 49 ГрК РФ).
В соответствии с частями 6, 7 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно п.3 ч.1 ст.39 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.
В соответствии с ч.7 ст.39 Технического регламента, оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 ст.49, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст.53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно- технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик). Как следует из представленных материалов, ОАО "РЖД" является заказчиком при реконструкции объекта капитального "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения", 25 этап - Строительство остановочного пункта Шоссе Энтузиастов", расположенного по адресу: перегоны и станции Малого кольца Московской железной дороги, г. Москва.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, ОАО "РЖД" является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Исходя из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения. Если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, на совершение которых настоящим Кодексам или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные Ростехнадзором доказательства подтверждают факт совершения ОАО "РЖД" вменяемого обществу административного правонарушения.
Вопреки позиции общества срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и составляющий один год, поскольку правонарушение совершено в сфере градостроительной деятельности, не истек.
При указанных обстоятельствах, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом судебная коллегия учитывает, что доказательств признания недействительным предписания, за неисполнение которого общество привлекается к административной ответственности, обществом не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2016 по делу N А40-157496/16 отменить.
Привлечь Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", зарегистрированное по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ИНН 7708503727, к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Назначить ОАО "Российские железные дороги"административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. (Пятьдесят тысяч рублей).
Реквизиты по оплате штрафа: ИНН 7703750144, КПП 770301001, ОГРН 1117746644400, ОКТМО 45380000, ОКПО 30176877, ОКВЭД 75.11.12, ОКОПФ 72, ОКФС 12, р/с 40101810800000010041 в УФК по г. Москве (МТУ Ростехнадзора л/с 04731А64680), Отделение N 1 Главного Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (Отделение N 1 Москва), БИК 044583001, КБК: 498 116 90020 02 6000 140, УИН: 49877031503125331907, "административный штраф по решению Арбитражного суда г. Москвы по делу N ".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157496/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф05-21944/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, МТУ Ростехнадзор
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО ДКРС "РЖД"