город Ростов-на-Дону |
|
16 июня 2016 г. |
дело N А32-10974/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Невретдиновым А.А.,
при участии:
от истца - представитель Хомякова А.В. по доверенности от 25.05.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2016 по делу N А32-10974/2015 (судья Назаренко Р.М.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295)
к ответчику: открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997 ОГРН 1022303274674)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании 8 017 312 рублей 10 копеек платы за задержку нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях (исковые требования изложены с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец полагает, что ответчик не обеспечил соблюдение технологических норм выгрузки грузов, в результате чего произошла задержка вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2016 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 8 017 312 рублей 10 копеек задолженности, 63 087 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком было допущено нахождение вагонов на путях общего пользования сверх установленных сроков.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. При отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, порт дает письменный отказ. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее, чем за 1 час до начала приема указанных в отказе вагонов. Спорные вагоны, простаивающие на промежуточных станциях, не принадлежат перевозчику на праве собственности или аренды. Применение отдельных положений Тарифного руководства N 2 может осуществляться только на основании заключенных сторонами договоров. Договором N 85/4 не предусмотрено взимание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций и не определен размер такой платы. Тарифное руководство N 2, ссылка на применение которого содержится в пункте 17.6 договора N 85/4, не предусматривает обязанность вносить плату за использование инфраструктуры дороги. В рассматриваемом в деле периоде сложилась ситуация, когда, используя свое право, перевозчик "бросил" поезда в пути следования по причинам, не зависящим от грузополучателя, а по прибытии груза с истекшим сроком доставки - известил грузополучателя о задержке вагонов по "зависящим" от последнего причинам. Извещения о задержке вагонов, как и акты общей формы, служащие основанием для начисления платы, были получены портом после выгрузки вагонов. Время окончания задержки не подтверждено ни графиками занятости выставочных путей, ни уведомлениями об окончании грузовых операций и готовности вагонов к уборке. Акты общей формы не содержат номеров невыгруженных вагонов, их содержание противоречит требованиям пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования. В связи с тем, что договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов технологические нормы на погрузку и выгрузку вагонов не установлены, основанием для начисления платы может являться только невыполнение срока оборота вагонов. Указанная причина перевозчиком в актах общей формы не установлена, следовательно, основания для начисления платы отсутствуют. Извещения и акты о задержке вагонов на промежуточных станциях вручены порту по истечении нескольких дней после выгрузки спорных вагонов; поскольку транспортные накладные не во всех случаях содержат отметки станций задержки, то содержание актов общей формы должно подтверждаться первичными документами, составленными перевозчиком и портом. Из содержания актов общей формы следует, что ни начало, ни окончание ответственности (по интервалам) не подтверждено первичными документами (графиками занятости выставочных путей, ведомостями подачи и уборки вагонов).
Судом первой инстанции не учтено, что истцом в рассматриваемые периоды задержки вагонов на промежуточных станциях имела место задержка уборки принятых перевозчиком вагонов с путей порта, что привело к нахождению сверхнормативного количества вагонов на путях порта. Следовательно, вина в ограничении приема вагонов на пути порта должна быть возложена на перевозчика, который не производил своевременную уборку вагонов с путей необщего пользования порта. Судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что представленные ответчиком в обоснование доводов об отсутствии его вины и наличии вины перевозчика акты общей формы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств задержки уборки вагонов, как по форме, так и по содержанию, поскольку составление актов общей формы в целях учета времени нахождения вагонов на пути необщего пользования нормативными актами не предусмотрено. Правом составления актов наделен не только перевозчик, но и другие участники гражданских правоотношений. Выводы суда о вагонах, прибывших по досылочным дорожным ведомостям, противоречат постановлениям ФАС СКО от 17.12.2010 по делу А32-12875/2009, от 26.01.2012 по делу А32- 12859/2009. Кроме того, порт полагает неправомерным вывод о взыскании 629 195 руб. 59 коп. за вагоны с грузами, прибывшими на станцию задержки вагонов после истечения срока доставки груза. При расчете срока доставки грузов учитывается, как суточный пробег вагона, так и время на проведение операций по прибытию груза на станцию назначения, т.е. груз должен прибыть на станцию назначения за одни сутки до истечения срока доставки груза. В рассматриваемых выше случаях указано, что вагоны оставлены без движения в последние сутки истечения срока доставки грузов, что свидетельствует о том, что перевозчик не обеспечил доставку груза в сроки, установленные в договоре перевозки (основной транспортной накладной). Также, порт полагает неправомерным взыскание 21 579 руб. 94 коп. за вагоны с грузами, которые отправлены со станции задержки до истечения срока доставки. Следовательно, перевозчик не обеспечил доставку вагонов в срок с момента отправления с указанной в акте промежуточной станции до станции назначения, что указывает на отсутствие причин, зависящих от грузополучателя. Таким образом, порт полагает, что основания для начисления платы за пользование вагонами, простаивающими на промежуточных станциях, отсутствуют, вина порта в задержке спорных вагонов также отсутствует.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу из содержания которого следует, что доводы жалобы судом первой инстанции ранее изучались и были опровергнуты, кроме того указанные доводы ранее являлись предметом рассмотрения аналогичных споров сторон по делам N А32-6681/2015 и А32-8747/2015, ввиду чего судебный акт является законным и правомерным.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на ж.д. путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД от 24.01.2012 в соответствии с которым осуществляется эксплуатация ж.д. пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 паркам "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД". Пунктом 22 установлен срок действия договора до 01.02.2017.
Указанным договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит порт перевозчику.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления, п. 5.6. договора установлено, что поданные на ж.д. путь необщего пользования ОАО "ТМТП" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятки приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на ж.д. выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (п.6 договора). В соответствии с п. 7 договора с ж.д. пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5,6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на/с перевеску, протарку, дозировку, расстановке и перестановке групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у ОАО "РЖД" (п. 8 договора). Пунктом 12 на ж.д. пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 часов.
Пунктом 15 договора установлены платежи, которые вносит порт перевозчику, в том числе в п. 17.6. сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 4.6., 4.7. Правил эксплуатации обслуживания ж.д. путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11,12 Тарифного руководства N 2.
В адрес Ответчика в период декабрь 2014 года по январь 2015 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузом уголь, ячмень, кукуруза. В результате нарушения Ответчиком срока оборота вагонов, ряд поездов был "брошены" в пути следования на промежуточных станциях, в частности, согласно уточённой редакции:
- Поезд индекс 5346-334-5331 в составе 38 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Хадыженская, о чем был составлен Акт общей Формы N 9/345 с начислением платы за пользование в сумме - 322 170,91 руб.;
- Поезд индекс 8000-929-5334 в составе 55 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Червленая - Узловая, о чем был составлен Акт общей Формы N 9/514 с начислением платы за пользование в сумме - 114 542,01 руб.;
- Поезд индекс 5244-015-5331 в составе 53 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Червленая - Узловая, о чем были составлены Акты общей Формы N 9/528 и N 9/628 с начислением платы за пользование в сумме - 90 449,12 руб.;
- Поезд индекс 8000-935-5334 в составе 56 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Мирская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/526, 9/626, 9/627 с начислением платы за пользование в сумме - 126 635,71 руб.;
- Поезд индекс 8000-938-5334 в составе 68 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Конокова, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/529, 9/623, с начислением платы за пользование в сумме - 120 212,74 руб.;
- Поезд индекс 5296-002-5331 в составе 27 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/623, с начислением платы за пользование в сумме - 402 697,66 руб.;
- Поезд индекс 8000-912-5334 в составе 62 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Ея, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/472, 9/468, с начислением платы за пользование в сумме - 427 225,14 руб.;
- Поезд индекс 5346-403-5331 в составе 44 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/575, 9/468, с начислением платы за пользование в сумме - 12 488,04 руб.;
- Поезд индекс 5346-369-5331 в составе 4 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Якорная щель, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/426, с начислением платы за пользование в сумме - 1 061,41 руб.;
- Поезд индекс 8000-902-5334 в составе 61 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Белоглинская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/109, 9/111, с начислением платы за пользование в сумме - 621 187,16 руб.;
- Поезд индекс 5346-347-5331 в составе 15 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кошехабль, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/363, с начислением платы за пользование в сумме - 19 022,19 руб.;
- Поезд индекс 8000-939-5334 в составе 51 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Сальск, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1308, с начислением платы за пользование в сумме - 91 888,84 руб.;
- Поезд индекс 5346-451-5331 в составе 42 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Водопадный, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/708, с начислением платы за пользование в сумме - 37 867,38 руб.;
- Поезд индекс 5346-450-5331 в составе 9 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Шепси, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/696, с начислением платы за пользование в сумме - 7 971,13 руб.;
- Поезд индекс 5373-004-5300 в составе 23 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Виноградная, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/659, N 9/702, с начислением платы за пользование в сумме - 6250,34 руб.;
- Поезд индекс 5254-686-5331 в составе 15 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Саратовская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/600, с начислением платы за пользование в сумме - 5 978 руб.;
- Поезд индекс 5346-429-5331 в составе 18 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Комсомольская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/635, с начислением платы за пользование в сумме - 1 685,75 руб.;
- Поезд индекс 5346-420-5331 в составе 11 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/667, с начислением платы за пользование в сумме - 18 033,47 руб.;
- Поезд индекс 5373-004-5331 в составе 48 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Георгиевск, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/684, с начислением платы за пользование в сумме - 152554,17 руб.;
- Поезд индекс 5362-001-5331 в составе 14 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Георгиевск, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/652, 9/701, с начислением платы за пользование в сумме - 2958,73 руб.;
- Поезд индекс 5346-449-5331 в составе 25 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гиагинская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/716, с начислением платы за пользование в сумме - 30160,68 руб.;
- Поезд индекс 5422-068-5334 в составе 50 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гиагинская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/787, с начислением платы за пользование в сумме - 437 603 руб.;
- Поезд индекс 5201-548-5346 в составе 15 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/813, с начислением платы за пользование в сумме - 17 296,23 руб.;
- Поезд индекс 5422-068-5334 в составе 2 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/785, с начислением платы за пользование в сумме - 408,51 руб.;
- Поезд индекс 5201-842-5331 в составе 9 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тихорецкая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/867, с начислением платы за пользование в сумме - 510,7 руб.;
- Поезд индекс 8000-049-5334 в составе 56 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гирей, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/822, 9/823, с начислением платы за пользование в сумме - 135 120,38 руб.;
- Поезд индекс 8000-066-5334 в составе 33 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гирей, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/859, 9/823, с начислением платы за пользование в сумме - 86 119,70 руб.;
- Поезд индекс 8000-054-5334 в составе 4 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/832, с начислением платы за пользование в сумме - 204,38 руб.;
- Поезд индекс 5300-401-5331 в составе 37 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/869, с начислением платы за пользование в сумме - 111865,65 руб.;
- Поезд индекс 8000-058-5334 в составе 61 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кубанская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/857, 9/855, с начислением платы за пользование в сумме - 72704,52 руб.;
- Поезд индекс 8000-055-5334 в составе 40 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Леушковская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/837, с начислением платы за пользование в сумме - 66 887,82 руб.;
- Поезд индекс 8000-044-5334 в составе 57 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Крыловская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/830, 9/831, с начислением платы за пользование в сумме - 134 627,61 руб.;
- Поезд индекс 8000-039-5334 в составе 65 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/811, 9/812, с начислением платы за пользование в сумме - 459 072,51 руб.;
- Поезд индекс 5422-069-5334 в составе 54 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/825, с начислением платы за пользование в сумме - 154272,49 руб.;
- Поезд индекс 8000-052-5334 в составе 4 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/817, с начислением платы за пользование в сумме - 7404,73 руб.;
- Поезд индекс 5346-496-5331 в составе 36 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Николенково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/773, с начислением платы за пользование в сумме - 119677,61 руб.;
- Поезд индекс 8000-054-5334 в составе 7 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/858, 9/884, с начислением платы за пользование в сумме - 13279,77 руб.;
- Поезд индекс 8000-038-5334 в составе 11 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/804, с начислением платы за пользование в сумме - 40611,95 руб.;
- Поезд индекс 8000-025-5334 в составе 69 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Сальск, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/783, 9/797, 9/798, с начислением платы за пользование в сумме - 650890,82 руб.;
- Поезд индекс 8000-080-5334 в составе 5 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тихорецкая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/891, с начислением платы за пользование в сумме - 1 455,65 руб.;
- Поезд индекс 8000-075-5334 в составе 2 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Лихая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/899, с начислением платы за пользование в сумме - 50,97 руб.;
- Поезд индекс 8000-068-5334 в составе 38 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Краснодар-Сортировочная, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/876, с начислением платы за пользование в сумме - 5820,23 руб.;
- Поезд индекс 8000-127-5334 в составе 36 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Отрадно-Кубанская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1034, 9/1035, с начислением платы за пользование в сумме - 131238,66 руб.;
- Поезд индекс 6110-393-5331 в составе 25 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1036, 9/1037, 9/1038, с начислением платы за пользование в сумме - 88110,24 руб.;
- Поезд индекс 8000-122-5334 в составе 24 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тихорецкая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1039, 9/1040, 9/1041, с начислением платы за пользование в сумме - 74 218,22 руб.;
- Поезд индекс 8000-201-5334 в составе 55 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1065, с начислением платы за пользование в сумме - 37921,07 руб.;
- Поезд индекс 5346-674-5331 в составе 7 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1095, с начислением платы за пользование в сумме - 18 267,81 руб.;
- Поезд индекс 5200-018-5331 в составе 20 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Горячий Ключ, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1093, с начислением платы за пользование в сумме - 89 217,44 руб.;
- Поезд индекс 5346-676-5331 в составе 21 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Шепси, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1100, с начислением платы за пользование в сумме - 43124,28 руб.;
- Поезд индекс 5922-733-5331 в составе 44 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Якорная Щель, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1118, с начислением платы за пользование в сумме - 201231,53 руб.;
- Поезд индекс 8000-215-5334 в составе 25 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кизляр, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1273, с начислением платы за пользование в сумме - 24 950,16 руб.;
- Поезд индекс 5922-749-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Невинномысская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1233, с начислением платы за пользование в сумме - 24 950,16 руб.;
- Поезд индекс 5922-760-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Шепси, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1373, с начислением платы за пользование в сумме - 40217,94 руб.;
- Поезд индекс 5346-703-5331 в составе 27 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1375, с начислением платы за пользование в сумме - 24510,85 руб.;
- Поезд индекс 5184-001-5331 в составе 3 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Водопадный, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1385, с начислением платы за пользование в сумме - 842,52 руб.;
- Поезд индекс 8000-238-5334 в составе 1 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гончарка, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1399, с начислением платы за пользование в сумме - 229,86 руб.;
- Поезд индекс 8000-233-5334 в составе 4 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тихорецкая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1500, с начислением платы за пользование в сумме - 510,70 руб.;
- Поезд индекс 5922-775-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кошехабль, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1426, с начислением платы за пользование в сумме - 18388,53 руб.;
- Поезд индекс 5346-706-5331 в составе 21 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Николенково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1417, с начислением платы за пользование в сумме - 18842,12 руб.;
- Поезд индекс 5201-859-5331 в составе 11 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гончарка, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1325, с начислением платы за пользование в сумме - 9300,17 руб.;
- Поезд индекс 8000-243-5334 в составе 1 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/14, с начислением платы за пользование в сумме - 280,84 руб.;
- Поезд индекс 5346-729-5331 в составе 50 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1572, с начислением платы за пользование в сумме - 33711,68 руб.;
- Поезд индекс 8000-248-5334 в составе 38 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Шепси, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1546, с начислением платы за пользование в сумме - 7023,47 руб.;
- Поезд индекс 2091-899-5331 в составе 48 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кущевка, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/44, с начислением платы за пользование в сумме - 53626,75 руб.;
- Поезд индекс 6110-718-5331 в составе 2 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гончарка, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1489, с начислением платы за пользование в сумме - 204,37 руб.;
- Поезд индекс 8000-256-5334 в составе 37 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1583, 9/1584, с начислением платы за пользование в сумме - 18 389,59 руб.;
- Поезд индекс 5346-742-5331 в составе 31 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/47, с начислением платы за пользование в сумме - 22238,04 руб.;
- Поезд индекс 8000-257-5334 в составе 60 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Коноково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1438, 9/1584, с начислением платы за пользование в сумме - 68947,4 руб.;
- Поезд индекс 8000-254-5334 в составе 31 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Веселое, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1436, с начислением платы за пользование в сумме 21 908,58 руб.;
- Поезд индекс 5346-741-5331 в составе 51 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Николенково, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1314, с начислением платы за пользование в сумме 126 022,94 руб.;
- Поезд индекс 5346-745-5331 в составе 17 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Водопадный, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/46, с начислением платы за пользование в сумме 9239,63 руб.;
- Поезд индекс 5201-897-5346 в составе 1 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1516, с начислением платы за пользование в сумме 241,54 руб.;
- Поезд индекс 5100-051-5331 в составе 20 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1526, с начислением платы за пользование в сумме 3623,19 руб.;
- Поезд индекс 5201-898-5346 в составе 190 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1591, с начислением платы за пользование в сумме 1509,22 руб.;
- Поезд индекс 5346-748-5331 в составе 38 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Минеральные Воды, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1284, 9/1309, с начислением платы за пользование в сумме 3678,76 руб.;
- Поезд индекс 5100-051-5331 в составе 22 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанское, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1570, с начислением платы за пользование в сумме 5314,01 руб.;
- Поезд индекс 8000-264-5334 в составе 46 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Аполлонская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1360, с начислением платы за пользование в сумме 11746,19 руб.;
- Поезд индекс 5201-896-5331 в составе 51 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Богославская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1261, 9/1349, с начислением платы за пользование в сумме 74201,94 руб.;
- Поезд индекс 5346-748-5331 в составе 9 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Беслан, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1280, 9/1312, с начислением платы за пользование в сумме 6819,93 руб.;
- Поезд индекс 2091-115-5331 в составе 48 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кошехабль, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1263, с начислением платы за пользование в сумме 127236,10 руб.;
- Поезд индекс 2094-261-5331 в составе 48 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1264, с начислением платы за пользование в сумме 69 287,71 руб.;
- Поезд индекс 5346-767-5331 в составе 10 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1350, с начислением платы за пользование в сумме 4596,10 руб.;
- Поезд индекс 5346-761-5331 в составе 11 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Гиагинская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/13448, с начислением платы за пользование в сумме 9358 руб.;
- Поезд индекс 5922-821-5331 в составе 47 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Шенджий, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/132, с начислением платы за пользование в сумме 50158,02 руб.;
- Поезд индекс 5922-820-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/34, с начислением платы за пользование в сумме 101792,70 руб.;
- Поезд индекс 5922-820-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/34, с начислением платы за пользование в сумме 101792,70 руб.;
- Поезд индекс 5100-394-5346 в составе 10 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/201, с начислением платы за пользование в сумме 2 113,38 руб.;
- Поезд индекс 5346-774-5331 в составе 15 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пшехская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/408, с начислением платы за пользование в сумме 34389,21 руб.;
- Поезд индекс 5922-830-5331 в составе 46 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кошехабль, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/41, с начислением платы за пользование в сумме 53 552,64 руб.;
- Поезд индекс 5100-404-5331 в составе 62 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кавказская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/434, 9/435, с начислением платы за пользование в сумме 175298,67 руб.;
- Поезд индекс 8000-290-5334 в составе 65 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/151, 9/152, 9/153, с начислением платы за пользование в сумме 155322,69 руб.;
- Поезд индекс 5346-779-5331 в составе 39 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/432, с начислением платы за пользование в сумме 88076,97 руб.;
- Поезд индекс 8000-281-5334 в составе 40 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Пролетарская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/142, 9/143, с начислением платы за пользование в сумме 740,45 руб.;
- Поезд индекс 800-300-5334 в составе 37 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Отрадно-Кубанская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/370, 9/371, с начислением платы за пользование в сумме 18 896,04 руб.;
- Поезд индекс 5800-759-5201 в составе 10 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Лихая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1579, с начислением платы за пользование в сумме 906,24 руб.;
- Поезд индекс 8000-321-5334 в составе 64 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Кубанская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/56, 9/57, с начислением платы за пользование в сумме 57 756,52 руб.;
- Поезд индекс 5922-869-5331 в составе 45 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Каяла, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/30, с начислением платы за пользование в сумме 124 726,59 руб.;
- Поезд индекс 6110-871-5201 в составе 20 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Сальск, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/123, 9/124, с начислением платы за пользование в сумме 21289,56 руб.;
- Поезд индекс 6000-724-5100 в составе 4 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Погорелово, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/115, с начислением платы за пользование в сумме 3117,09 руб.;
- Поезд индекс 5346-839-5331 в составе 20 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/18, с начислением платы за пользование в сумме 4213,3 руб.;
- Поезд индекс 5800-734-5100 в составе 8 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Лихая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1587, с начислением платы за пользование в сумме 2815,99 руб.;
- Поезд индекс 5922-874-5331 в составе 46 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Александровский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1582, с начислением платы за пользование в сумме 96 021,32 руб.;
- Поезд индекс 5922-873-5331 в составе 42 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Динская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/54, с начислением платы за пользование в сумме 39 677,73 руб.;
- Поезд индекс 5346-850-5331 в составе 8 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Тверская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/411, с начислением платы за пользование в сумме 4 289,54 руб.;
- Поезд индекс 5922-868-5331 в составе 42 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Водопадный, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/446, с начислением платы за пользование в сумме 27882,46 руб.;
- Поезд индекс 5922-887-5331 в составе 46 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Малороссийская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/1580, с начислением платы за пользование в сумме 156630,36 руб.;
- Поезд индекс 5201-061-5346 в составе 3 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/466, с начислением платы за пользование в сумме 3 734,70 руб.;
- Поезд индекс 5922-881-5331 в составе 48 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Миллерово, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/280, с начислением платы за пользование в сумме 13480,32 руб.;
- Поезд индекс 8000-350-5334 в составе 10 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Червленая-Узловая, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/474, с начислением платы за пользование в сумме 4 341,22 руб.;
- Поезд индекс 5346-424-5334 в составе 34 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Курганная, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/225, с начислением платы за пользование в сумме 1404,19 руб.;
- Поезд индекс 5346-921-5331 в составе 34 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/156, с начислением платы за пользование в сумме 2258,75 руб.;
- Поезд индекс 5261-051-5331 в составе 39 вагонов с грузом, был задержан на промежуточной станции Котляровская, о чем были составлены Акты общей Формы: N 9/64, с начислением платы за пользование в сумме 2590,92 руб..
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучатель не давал отказа от приема спорных вагонов, порт не согласился с расчетными периодами.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов, на путях общего пользования промежуточных станций, в уточненной редакции составила - 8 017 312 рублей 10 копеек.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, что со стороны порта оставлено без удовлетворения. На основании изложенного истец был вынужден обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава и пунктом 12 Тарифного руководства N 2, может быть взыскана в пользу общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, не принадлежащих обществу.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами и контейнерами определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику (ОАО "РЖД"), устанавливается Федеральной службой по тарифам, так как ОАО "РЖД" в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В пункте 17.6. договора N 85/4 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях Порт несет в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 4.6., 4.7. Правил эксплуатации обслуживания ж.д. путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11,12 Тарифного руководства N 2.
Согласно п. 11 Тарифного руководства N 2 при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
В силу п. 12 Тарифного руководства в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Пункт 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования гласит, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Пунктом 4.7. правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Проанализировав нормы п. 11,12 Тарифного руководства N 2 и п. 4.6., 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, применение которых к их правоотношениям стороны согласовали в договоре, суд установил, что пункты 4.6. и 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования определяют случаи, в которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами: п. 4.6. предусматривает внесение платы за пользование вагонами в случае задержки таковых на путях станции назначения, п. 4.7. предусматривает внесение платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях. При этом в Правилах содержится указание на внесение платы, независимо от принадлежности вагонов.
Пункты 11 и 12 Тарифного руководства N 2 имеют несколько иную логику построения нормы: в п. 11 установлены ставки для вагонов, принадлежащих перевозчику - 100% от ставок Таблиц 9,10, а п. 12 содержит ставки для вагонов, не принадлежащих перевозчику - 50% от ставок Таблиц 9,10, ставки являются одинаковыми безотносительно к тому факту находятся вагоны на путях станции назначения или на промежуточной станции, их размер обусловлен принадлежностью вагонов.
Таким образом, согласовав в договоре условие о внесении платы в соответствии с п. 4.6., 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей, стороны определи обстоятельства внесения платы: нахождение вагонов на путях станции назначения и в пути следования, сославшись на внесение платы по ставкам п. 11,12 Тарифного руководства N 2 стороны согласовали размер платы как за вагоны принадлежащие, так и не принадлежащие перевозчику.
Верховный Суд РФ Решением от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 отказал признать недействующим пункт 12 Тарифного руководства N 2 и указал следующее. В случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно ч. 2 ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, нашедшей отражение в Решении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ РФ, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (истцу, ОАО "РЖД") или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Принимая во внимание волеизъявление сторон на включение пункта 17.6. в договор N 85/4 суд приходит к выводу о том, что соглашением сторон установлена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере, предусмотренном п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N35/12".
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы. В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки ОАО "Туапсинский морской торговый порт". Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Утверждение ответчика о том, что акты и извещения вручены ему с задержкой, не опровергает обоснованность их составления и не свидетельствует о нарушении перевозчиком порядка их составления, поскольку сроки вручения указанных документов нормативно не установлены. Заявление ответчика о том, что акты общей формы должны также содержать номера невыгруженных вагонов не соответствует содержанию пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования предусматривающего составление актов в отношении вагонов, задержанных на промежуточной станции и перечисление номеров таких вагонов, что в настоящем споре соблюдено.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов Акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Причина задержки - нарушение срока оборота вагонов - является зависящей от ответчика, т.к. обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена п. 12 договора N 85/4 в связи с чем, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об обоснованности исковых требований ОАО "РЖД" к ОАО "ТМТП".
Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов.
Доводы ответчика о том, что ведомости подачи и уборки вагонов не являются документами, подтверждающими факт нарушения срока оборота вагонов по вине порта, отклонены судом первой инстанции правомерно и обоснованно, поскольку в каждой из предоставленных в материалы дела ведомостей подачи и уборки вагонов указано время, превышающее 6 часов.
В соответствии с п. 2.1. Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утверждено приказом МПС N 67 от 29.09.2003, зарегистрировано в Минюсте 27 октября 2003 г. N 520) при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:
- маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;
- маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
- маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций; выполнение грузовых операций;
- маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;
- маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии); - приемо-сдаточные операции;
- прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои).
В соответствии с п. 6 договора сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 5, 6.
В соответствии с п. 8 договора маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у ОАО "РЖД".
Позиция ответчика о том, что в срок оборота вагонов входит время уборки вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, ошибочна, т.к. указанная в п. 2.1. Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов "маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно" обозначает включение в срок оборота вагонов времени на маневровую работу по перестановке локомотивом, арендованным портом, вагонов с мест выгрузки на выставочные пути.
В соответствии с пунктом 5.6 договора, которым установлен порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, поданные на выставочные пути вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи согласно памятке приемо-сдатчика до времени приема приемо-сдатчиком станции уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, с увеличением на время проведения приемо-сдаточной операции.
Таким образом, время уборки вагонов с пути порта (с мест выгрузки) на выставочные пути включает в себя время на приемо-сдаточную операцию.
Из содержания пунктов 9 и 10 договора усматривается, что под приемо-сдаточной операцией в случаях, относящихся к уборке порожних вагонов, имеется в виду осмотр этих вагонов перевозчиком перед их перемещением локомотивом перевозчика с пути порта на выставочные или станционные пути.
Пунктом 9 договора установлено время на уборку вагонов с выставочных путей - 2 часа и время уборки вагонов с внутриподъездных путей порта - 3 часа 20 минут.
В предоставленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов в графе N 4 указано время передачи вагонов на выставочный путь - начальный момент для расчета срока оборота вагонов и время уведомления о завершении грузовой операции - окончательный момент для расчета срока оборота. На основании вышеизложенного следует, что под сроком оборота вагонов в настоящем случае следует понимать как временной период, который зависит от ответчика, заканчивается в момент передачи уведомления о завершении грузовой операции.
Срок оборота вагонов установлен для грузополучателей, осуществляющих грузовые операции на ж.д. путях необщего пользования, обсуживаемых своим (либо арендованным) локомотивом. Обязанность соблюдать срок оборота возложена на таких грузополучателей, в случае нарушения срока оборота перевозчик вправе взыскивать плату за пользование вагонами.
Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить беспрепятственно не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов оплатить плату.
Довод ответчика относительно времени вручения извещений, не опровергает обоснованность исковых требований.
В соответствии с п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей перевозчик извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Однако, срок направления данного извещения нормативно не установлен и начисление платы данным обстоятельством не обусловлено.
Ссылка ответчика на задержку уборки иных, не спорных вагонов, и как следствие несогласие с начислением суммы 8 017 312 руб. 10 коп. (в уточненной редакции), правомерно отклонена судом первой инстанции как неотносимая к предмету спора. Представленные ответчиком в обоснование доводов об отсутствии его вины и наличии вины перевозчика акты общей формы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств задержки уборки вагонов, как по форме так и по содержанию.
Акты общей формы порта о простое вагонов на путях необщего пользования, представленные ответчиком в обоснование задержки уборки вагонов истцом, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Ответчик использовал эту форму документа для учета времени задержки уборки вагонов с пути необщего пользования в отсутствие правовых на то оснований, поскольку составление актов общей формы в целях учета времени нахождения вагонов на пути необщего пользования нормативными актами не предусмотрено.
Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС N 45 от 18.06.2003 г.) в пункте 3.2. установлено, что акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком. Возможность составления грузополучателем актов общей формы нормативно не установлена.
Независимо от порядка оформления факта задержки уборки, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения грузополучателя от обязанности по внесению платы за пользование вагонами, так не указаны в ст. 39 УЖТ РФ в перечне обстоятельств, при возникновении которых грузоотправитель, грузополучатель, владелец пути необщего пользования освобождаются от внесения платы за пользование вагонами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В статье 39 УЖТ РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от внесения платы за пользование вагонами, задержка уборки вагонов в данном перечне отсутствует.
Время задержки уборки иных вагонов, не спорных, не относимо к предмету спора, т.к. спорные вагоны еще не прибыли на станцию назначения Туапсе. Задержка уборки иных вагонов в иные периоды, не опровергает причину задержки спорных поездов - нарушение срока оборота вагонов, т.к. время задержки уборки вагонов, не учитывается в срок оборота вагонов, так как в ведомостях для расчета срока оборота вагонов учитывается время уведомления о завершении грузовой операции, период же для расчета штрафа за задержку уборки отличный от спорного - последующий временной промежуток после уведомления, до фактической уборки.
Ответчик не доказал причинно-следственную связь между задержкой уборки вагонов и нарушением им срока оборота иных вагонов, явившихся причиной задержки спорных.
Доводы ответчика о необходимости исключения, платы, которая была начислена на брошенные вагоны с истекшим сроком доставки, так же правомерно отклонены судом первой инстанции. Ответчик учитывает, как брошенные с истекшим сроком доставки вагоны, задержанные в последний день срока доставки.
В соответствии со ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Таким образом, задержка вагонов до 24 часов последнего дня срока доставки происходит до истечения срока доставки и определение данных вагонов, как "задержанных с истекшим сроком доставки" не основано на нормах права.
Также, ответчик ссылался на таблицу, в которой указывает расстояние от станции задержки поезда до станции назначения и утверждает, что если бы поезд не был брошен по вине грузополучателя, то перевозчик все равно не смог бы доставить поезд на станцию назначения до истечения срока доставки, в связи с чем, порт не согласен с начислением платы.
При этом ответчик руководствовался средней суточной скоростью, установленной в Правилах исчисления сроков доставки грузов 310 км для расстояния от 1000 до 1999 км.
В соответствии с пунктом 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, срок доставки является условием договора перевозки грузов (оформленного ж.д. накладной), т.е. устанавливается для всего договора в целом. В целях определения такого срока изданы Правила исчисления сроков доставки грузов. В договоре перевозки определены станция отправления и назначения и кратчайшее расстояние между ними. Маршрут следования вагонов с грузом, а также скорость прохождения отдельных участков ни Правилами исчисления сроков, ни договором перевозки не регламентируются.
Использование средней суточной скорости, установленной правилами для расчета срока доставки по накладной за все расстояние перевозки для определения времени, необходимого перевозчику для того, чтобы доставить груз на какое-либо количество километров (являющихся частью пути) нормативно не предусмотрено и технически не возможно, и более того, носит лишь исключительно предположительный характер.
Нормами правил исчисления срока доставки грузов установлено, что срок доставки и тариф за перевозку грузов определяются в зависимости от кратчайшего расстояния перевозки, и скорость 310 км. в сутки является усредненной безотносительно к географическому расположению местности, по которой проходит путь и иных особенностей. Однако, для соблюдения безопасности движения на различных участках перевозки в зависимости от географических особенностей местности, наличия (отсутствия) населенных пунктов и других обстоятельств на различных участках пути разращенная максимальная < участковая) скорость различна. Перевозчик, как субъект оказывающий услугу перевозки и отвечающий за безопасность движения, внутренними распорядительными документами определяет максимальную скорость, допустимую на том или ином участке пути, но в целом на все расстояние перевозки такая скорость позволяет соблюдать нормативно предусмотренную среднюю суточную норму. Поэтому применять обезличенную среднюю ному скорости для части пути, неизвестно каким характеристикам отвечающим невозможно.
Более того, перевозчик должен рассчитать срок доставки и тариф по кратчайшему расстоянию, а фактически может везти поезд как угодно, с учетом плана формирования поездов, по более длинному маршруту, с учетом обхода проблемных участков с напряженным движением, учитывая транспортные потоки в том или ином направлении и принимая во внимание много других обстоятельств, которые не могут и не должны быть известны грузополучателю.
Поэтому все предположения ответчика относительно того мог или не мог перевозчик проехать то или иной участок пути, являющейся частью общего тарифного расстояния за то или иное время носят исключительно вероятностный характер.
Доводы Порта о том, что задержка уборки вагонов перевозчиком освобождает его от обязанности вносить спорную плату, не является относимым к обстоятельствам дела, равно как и ссылка на решения суда о взыскании штрафа за задержку уборки вагонов.
Требования о взыскании штрафа за задержку уборки иных вагонов и в иные периоды являются самостоятельными требованиями. Периоды технологического срока оборота вагонов и период уборки вагонов не зависят друг от друга, и не влекут исключение ответственности порта.
В ведомости подачи и уборки вагонов время задержки уборки указано после времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а порт рассчитывает штраф после подачи уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при исчислении технологического срока оборота вагонов.
В договоре N 85/4 отсутствует адресованный истцу запрет подавать следующую группу вагонов, пока истец не освободит выставочные пути (путь) от порожних после выгрузки вагонов предыдущей поданной группы вагонов. Такой запрет, для того, чтобы на него ссылаться при рассмотрении настоящего дела, должен быть оговорен непосредственно в тексте договора.
Ссылки ответчика на наличие встречных обязательств у перевозчика (уборки вагонов), препятствующих своевременной выгрузке, не могут являться основанием для невыполнения обязанности по внесению платы предусмотренной статьей 39 УЖТ, а также пунктом 17.6 договора N 85/4, в то время как Устав железнодорожного транспорта РФ в статье 39 устанавливает ограниченный перечень обстоятельств, освобождающих от платы за пользование, к которым относятся:
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иные обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Пункт 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожным путей необщего пользования ставит обязанность вносить плату за пользование вагонами в прямую зависимость от выполнения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов: "Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
В отношении отцепленных вагонов (графа 4 и графа 8 контррасчета) ответчик ошибочно полагает, что, если вагоны были отцеплены и пришли в его адрес по досылочным ведомостям, то они были задержаны в пути следования по причинам, зависящим от перевозчика.
Указанные ответчиком в актах общей формы вагоны отцеплялись от группы вагонов (для уменьшения веса или длины поезда), но не задерживались в связи с этим.
Порт указывает также на наличие отметок в ж.д. накладных об увеличении срока доставки в связи с "бросанием" поезда (отстановкой от движения), что не опровергает вины порта в нарушении срока доставки и не исключает его обязанности вносить спорную плату.
Внесение перевозчиком в ж.д. накладную сведений о применении пункта 6.6. Правил исчисления сроков не влияет и не прекращает обязанности грузополучателя уплатить за время нахождения на пути общего пользования вагонов, задержанных на промежуточных станциях, предусмотренной статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Отметки в накладных отражают составление на станции назначения Туапсе- Сортировочная акта общей формы на основании абз. 6, 7 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС N 27 от 18.06.2003.
Ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается нарушением технологических норм портов за весь период нахождения вагонов на промежуточной станции, поэтому основания для снятия с себя ответственности за задержку поездов на промежуточных станциях у порта отсутствуют.
Ни статья 39 УЖТ РФ, ни пункт Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования не предусматривают в качестве освобождающего грузополучателя фактора такое условие как отправление поезда с промежуточной станции до истечения срока доставки. Законодатель ставит начисление спорной платы в зависимость от факта прибытия вагонов с нарушенным сроком доставки, а не с фактом отправления с промежуточной станции.
В графе 14 "По причинам, зависящим от перевозчика" ответчик ссылается на гипотетическую обязанность перевозчика отправить вагоны с промежуточной станции и обязанность в гипотетический же срок преодолеть расстояние до станции назначения, исходя из среднесуточных норм пробега.
Однако в соответствии с пунктом 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, срок доставки является условием договора перевозки грузов (оформленного ж.д. накладной), т.е. устанавливается для всего договора в целом. В целях определения такого срока изданы Правила исчисления сроков доставки грузов. В договоре перевозки определены станция отправления и назначения и кратчайшее расстояние между ними. Маршрут следования вагонов с грузом, а также скорость прохождения отдельных участков ни Правилами исчисления сроков, ни договором перевозки не регламентируются.
Использование нормативов прохождения отдельных участков для расчета срока доставки по накладной за все расстояние перевозки для определения времени, необходимого перевозчику для того, чтобы доставить груз на какое-либо количество километров (являющихся частью пути) нормативно не предусмотрено и технически не возможно, и носит лишь исключительно предположительный характер.
Кроме того, ссылка ответчика на составление актов общей формы спустя продолжительное время после прибытия вагонов (пп. 97,98,99,100,101 контррасчета) не влияет на его обязанность вносить плату за задержку вагонов, удостоверенную актами общей формы, поскольку Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом или иным нормативным документом срок составления актов общей формы применительно к спорным отношениям не установлен.
Довод ответчика о том, что договором перевозки не установлен срок доставки, не соответствует п. 14 СМГС (Соглашения о международном грузовом сообщении в редакции до 01.07.15 г.), которым предусмотрен нормативный порядок расчета срока доставки. Пунктом 2.3. п. 14 установлен срок 1 сутки на перевозку груза повагонной, контрейлерной отправкой или в крупнотоннажном контейнере на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке, согласно пункту 2.1. п. 14 СМГС - срок на отправление 1 сутки.
В результате того, что поезд был брошен в пути следования по вине грузополучателя, он выбивается из запланированного ритма движения поездов, и после поднятия поезда перевозчик вынужден добавить незапланированный поезд в уже установленный режим движения иных поездов, в результате чего поднятый поезд нарушает нормальное движение и препятствует ритмичности продвижения, данный поезд вынужден попускать поезда, идущие по плану и применение к таким поездам каких-либо критериев скорости продвижения на том или ином участке недопустимо.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 марта 2016 года по делу N А32-10974/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10974/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги" Северо-кавказская железная дорога, ОАО РЖД
Ответчик: ОАО "ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ", ОАО Туапсинский морской торговый порт