Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2016 г. N Ф03-3789/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
17 июня 2016 г. |
А73-16944/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Михайловой А.И., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
представители участии в заседании не принимали
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 04.04.2016
по делу N А73-16944/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Мельниковой Н.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству ЖКХ Хабаровского края
о взыскании 3 223 951,40 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ИНН 2705093199, ОГРН 1092705000178, далее - ООО "ЭКО-Фаэтон") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ИНН 2705020306, ОГРН 1022700615849, далее - Администрация) о взыскании субвенций на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению в размере 3 223 951,40 рубля за период с мая по ноябрь 2015 года (с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ)
Определением суда от 27.01.2016 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство ЖКХ Хабаровского края (680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71).
Решением суда от 04.04.2016 с Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края за счет казны Николаевского муниципального района Хабаровского края в пользу ООО "ЭКО-Фаэтон" взысканы убытки в размере 3 223 951,40 рубля, а также расходы по госпошлине 39 120 рублей. В иске к Министерству ЖКХ Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Администрация просит решение от 04.04.2016 отменить, отказать в удовлетворении требования к Администрации.
Мотивируя требования жалобы, заявитель, ссылаясь на приказ Министерства финансов Хабаровского края от 16.01.2015 года N 8п, в соответствии с которым в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение, предоставляемых краевым государственным учреждениям присвоены дополнительные коды бюджетной классификации бюджетным ассигнованиям краевого бюджета, указывает, что Министерство ЖКХ Хабаровского края не обеспечивало в 2015 году Администрацию района денежными средствами в достаточном количестве для возмещения убытков ООО "ЭКО-Фаэтон" от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению, в связи с чем на основании части 3 статьи 20 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Администрация не несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий.
Истец в письменном отзыве на жалобу представил возражения в отношении доводов Администрации, сославшись на их несостоятельность и отметив, что факт выделения денежных средств субъектом РФ в 2015 году в большем, чем запланировано размере, подтвержден документально.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Фаэтон" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в период с 2012 года по настоящее время услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжения на территории г. Николаевска-на-Амуре, п. Аэропорт, ул. Юбилейная.
Между Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края (Администрация) и ООО "ЭКО-Фаэтон" (Организация) 09.02.2015 заключен договор N 15-09-г на возмещение убытков, связанных с применением тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2015.
По условиям названного договора Администрация обязалась возмещать Организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета поступивших в виде субвенций в администрацию.
Плановая сумма возмещения составляет 5 900 000 рублей и может корректироваться в зависимости от внесения изменений в закон о краевом бюджете на текущий год (раздел 1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора Организация обязалась вести учет средств, полученных на возмещение убытков, осуществлять учет отпущенной населению тепловой энергии раздельно по каждому виду услуги, а также предоставлять информацию, предусмотренную пунктом 2.1.2 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па.
По данным отчета об объеме отпущенной тепловой энергии населению за период с мая по ноябрь 2015 года, направленному ресурсоснабжающей организацией в адрес Администрации 23.12.2015, объем энергии составил 1283,7 Гкал (отопление), 141,1 Гкал (ГВС).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.09.2014 N 25/10 утвержден и введен в действие экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО- Фаэтон" в размере 4 356,63 рубля за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60, с 01.01.2015 составил 2 108,22 рубля за 1 Гкал.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.06.20115 N 16/51 утвержден и введен в действие с 01.07.2015 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 рубля за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60, с 01.07.2015 составил 2 109,41 рубля за 1 Гкал.
По расчету ООО "ЭКО-Фаэтон" размер субвенций на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению составляет 3 223 951,40 рубля за период с мая по ноябрь 2015 года.
Платежными поручениями: N 861 от 30.07.2015 на сумму 754 100 рублей; N 32 от 07.08.2015 - 754 100 рублей, N 231 от 19.08.2015 - 5 858 381,06 рублей; N 1084 от 29.09.2015 - 420 614 рублей, N 223586 от 30.10.2015 - 475 000 рублей, N 466816 от 25.11.2015 - 370 000 рублей, N 825430 от 23.12.2015 - 416 841,63 рублей Администрация перечислила ООО "ЭКО-Фаэтон" субвенции на общую сумму 9 049 036,69 рубля.
Сославшись на то, что вышеназванные перечисления произведены в счет исполнения решения суда от 23.01.2015 по делу N А73-13640/2014, за период с мая по ноябрь 2015 года субвенции в размере 3 223 951,40 рубля остались не перечисленными, ООО "ЭКО-Фаэтон" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями статей 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N222) предусмотрено возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.2 указанного Порядка, порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Так, Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 N 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
Факт неперечисления Администрацией по договору от 09.02.2015 субвенций на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению в размере 3 223 951,40 рубля за период с мая по ноябрь 2015 года, спорным не является. Вместе с тем между сторонами имеются разногласия относительно вины Администрации в неисполнении условий договора.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями.
Наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пункте 3.1 Порядка возмещения убытков установлено, что расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
Согласно имеющимся в материалах дела данным о лимитах бюджетных обязательств краевого бюджета на 2015 год (л.д.89), Николаевскому муниципальному району на основании Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, выделено 125 757 850 рублей, из которых 5 900 000 рублей для ООО "ЭКО-Фаэтон" (л. д. 91).
Поскольку Министерство ЖКХ Хабаровского края документально подтвердило исполнение обязанности по перечислению в соответствии с запланированным размером субвенций в отношении истца на 2015 год для реализации переданных государственных полномочий, нельзя признать обоснованным довод Администрации о недостаточном финансировании со стороны бюджета субъекта.
Администрация в апелляционной жалобе также ссылается на приказ Министерства финансов Хабаровского края от 16.01.2015 N 8п, в соответствии с которым в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение, предоставляемых краевым государственным учреждениям присвоены дополнительные коды бюджетной классификации бюджетным ассигнованиям краевого бюджета (4402- на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию реализуемую населению, путем перечисления денежных средств на счета организации; 4414 - на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию реализуемую населению, путем перечисления денежных средств на счет ООО "Межрайтопливо"). При этом отмечает недостаточность денежных средств по дополнительному коду 4402 на возмещение убытков истцу, а также ООО "Межрайтопливо".
Однако названный приказ N 8п вступил в силу с 01.01.2015 - после утверждения Собранием депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края решения от 29.12.2014 N 31-175 "О районном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающего выделение ресурсоснабжающим организациям бюджетных средств на возмещение межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией на 2015 год.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о взыскании госпошлины по апелляционной жалобе не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.04.2016 по делу N А73-16944/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16944/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2016 г. N Ф03-3789/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭКО-Фаэтон"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края