Омск |
|
15 сентября 2016 г. |
Дело N А81-1015/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7928/2016) Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2016 по делу N А81-1015/2016 (судья Кустов А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Исмагиловой Ольги Васильевны (ИНН 890500611720, ОГРН 307890504600034)
к Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОГРН 1028900710563)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Системный инжиниринг" (ОГРН 1038900942585, ИНН 8905031426)
об оспаривании постановления от 25.12.2015 N П-1331
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: представитель не явился.
установил:
Индивидуальный предприниматель Исмагилова Ольга Васильевна (далее по тексту - заявитель, ИП Исмагилова О.В..) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации города Ноябрьска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании постановления от 25.12.2015 N П-1331 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2016 по делу N А81-1015/2016 суд удовлетворил заявленные требования и признал недействительным постановление Администрации города Ноябрьска от 25.12.2015 N П-1331 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
В качестве способа восстановления права, обязал заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление ИП Исмагиловой О.В. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на предмет возможности выдачи данного разрешения.
Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что основанием для отказа Администрации в выдаче разрешения явилось то, что при проведении реконструкции будет произведено увеличение процента застройки, вследствие чего объект будет располагаться на сетях водоотведения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, при этом доводы заявителя о планируемом переносе инженерных сетей были проигнорированы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что для переноса инженерных сетей требуется получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства; собственникам данных сетей с 02.12.2015 является АО "Энерго-Газ-Ноябрьск"; основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несоблюдение требований технических регламентов, на что и было указано в обжалуемом ненормативном акте.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Исмагилова О.В. указывает, что документы, подтверждающие переход права собственности к АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в суд первой инстанции не представлялись; данное лицо выразило свое согласие на проведение реконструкции путем выдачи технических условий на перенос инженерных сетей; отказ был основан на нарушении технических условий, а не на отсутствии согласия собственника на перенос сетей.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей данных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит одноэтажное здание (фармацевтический склад) общей площадью 376, 60 кв.м., расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, д. 45 кадастровый номер 89:12:010401:0000538 (далее - Здание), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2007 серия 72 Налогового кодекса Российской Федерации N 408712 (т.1 л.д.140).
Земельный участок с кадастровым номером 89:12:11-04-03:0028 общей площадью 1365 кв.м., на котором расположено Здание, также находится на праве собственности у предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав собственности от 29.03.2010 серия 89 АА N 007193 (т.1 л.д.141).
На земельный участок 23.04.2010 подготовлен градостроительный план земельного участка, согласно которому утверждены основные и условно разрешенные виды использования, а также установлен максимальный процент застройки участка жилыми домами - 30%, образовательными учреждениями - 30%, иными объектами капитального строительства - 25% (т.1 л.д.48-54).
Постановлением Администрации города N П-1388 от 14.07.2010 года Исмагиловой О.В. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства "Фармацевтический склад", в качестве офисного здания.
15.06.2015 предприниматель обратилась в комиссию по землепользованию и застройке города Ноябрьска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для увеличения до 40% коэффициента застройки земельного участка с кадастровым номером 89:12:11-04-03:0028, общей-площадью 1 365 кв. м, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, д. 45, в целях реконструкции находящегося на нем офисного здания (т.1 л.д.17-18).
К заявлению были представлены: заверенная копия свидетельства о праве собственности на земельный участок, заверенная копия свидетельства о праве собственности на здание, проект организации строительства 44/201ЗПОС, пояснительная записка 44/2013-ПЗ, архитектурно-строительные решения 44/2013-АС, рабочая документация по реконструкции сетей электроснабжения по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов (р-н домов N 45, 47, 49, 51) (т.1 л.д.80-139).
В соответствии с представленными проектами в ходе реконструкции здания планировалось произвести перенос электрических сетей, сетей тепловодоснабжения и канализации.
На перенос сетей у эксплуатирующей организации ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" получены технические условия, произведено согласование проектной документации, в которой были отображены проектные решения по реконструкции и переносу инженерных сетей (т.1 л.д.63-69).
По результатам рассмотрения материалов, представленных ИП Исмагиловой О.В., 20.07.2015 по данному вопросу были проведены публичные слушания.
От участников публичных слушаний замечаний и предложений, касающихся рассматриваемого вопроса, не поступило.
В ходе публичных слушаний и.о. председателя комиссии по землепользованию и застройке города Ноябрьска предложила Заявителю дополнительно представить в администрацию города разрешение собственника инженерных сетей администрации города Ноябрьска в лице Ноябрьского городского комитета по имущества на их реконструкцию, а также внести незначительные изменения в проектную документацию, что нашло отражение в протоколе публичных слушаний (приложение 12) (т.1 л.д.20-25).
Проектной организацией ООО "Системный инжиниринг" были внесены изменения в проектную документацию, которые направлены в комиссию по землепользованию и застройке города Ноябрьска 29 07.2015 года.
Согласно письму от 09.10.2015 года N 959/138, следует, что собственник сетей в лице НГДИ не возражает против их переноса, при условии дачи письменного согласия на внесение изменений в кадастровые паспорта за счет ИП Исмагиловой О.В.
12.10.2015 года на заседании комиссии по землепользованию и застройке города Ноябрьск было принято единогласное решение: "Рекомендовать Главе Администрации предоставить Исмагиловой Ольге Васильевне разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для увеличения до 40% коэффициента застройки земельного участка с кадастровым номером 89:12:11-04-03:0028, общей площадью 1 365 кв. м, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, д. 45, в целях реконструкции находящегося на нем офисного здания, при условии:
- реконструкции в установленном законом порядке сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в зоне реконструкции офисного здания;
- внесения изменений за счет собственных средств в кадастровые паспорта на производственно-технические комплексы:
- "Сети водоотведения поселков "СМУ-10" и "НГД";
- "Сети холодного водоснабжения поселка "СМУ-10";
- "Сети теплоснабжения поселка "СМУ-10" (т.1 л.д.36-39).
Между тем, постановлением от 25.12.2015 N П-1331 Администрация отказала в выдаче запрашиваемого разрешения по причине того, что после проведения планируемой реконструкции будет произведено увеличение процента застройки, вследствие чего объект будет расположен на сетях водоотведения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, что не соответствует нормам действующего законодательства (т.1 л.д.15-16).
Полагая, что отказ Администрации является незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
27.04.2016 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа области принято решение, которое обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункт 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных в градостроительном регламенте, возможно только при соблюдении технических регламентов.
Согласно пункту 9 статьи 1 градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Процедура получения разрешений на отклонение предусмотрена также статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 3 которой заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пунктов 5-6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как было выше сказано и подтверждается представленным в материалы дела градостроительным планом земельного участка процент разрешенной застройки под объекты капитального строительства ограничен 25%. При этом, для реконструкции объекта, которая заключается, в частности, в увеличении площади застройки с 376, 60 кв.м. до 536,8 кв.м., заявитель просил увеличить до 40% разрешенный процент застройки земельного участка.
На основании данного заявления были проведены публичные слушания, и приняло решение комиссии о рекомендации Администрации утвердить разрешение на отклонение от установленных параметров.
Однако, Администрацией в утверждении разрешения на отклонение от установленных параметров было отказано. Основанием для отказа в выдаче разрешения явилось то, что при проведении реконструкции будет произведено увеличение процента застройки, вследствие чего объект будет расположен на сетях водоотведения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, что не соответствует требованиям пунктов 4, 5, 6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197, пункта 16.43 СП 124.13330.2012 "Тепловые сети", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.06.2012 N 280, пункта 12.35 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
В силу пунктом 4-6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 1974 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.
Пунктом 16.43 СП 124.13330.2012 "Тепловые сети", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.06.2012 N 280 предусмотрено, что при подземной прокладке тепловых сетей параллельно фундаментам зданий и сооружений в засоленных и набухающих грунтах наименьшие расстояния по горизонтали до фундаментов зданий и сооружений должны быть не менее 5 м.
В силу пункта 12.35 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, и реконструируемое здание, и земельный участок находятся в собственности у предпринимателя.
К заявлению, поданному в Администрацию были представлены, в том числе, пояснительная записка 44/2013-ПЗ, архитектурно-строительные решения 44/2013-АС, рабочая документация по реконструкции сетей электроснабжения по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов (р-н домов N 45, 47, 49, 51), которыми подтверждалось, что в ходе реконструкции здания планировалось произвести перенос электрических сетей, сетей тепловодоснабжения и канализации.
На перенос сетей у эксплуатирующей организации ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" были получены технические условия, произведено согласование проектной документации, в которой были отображены проектные решения по реконструкции и переносу инженерных сетей.
Согласно письму от 09.10.2015 N 959/138, следует, что собственник сетей в лице НГДИ не возражает против их переноса, при условии дачи письменного согласия на внесение изменений в кадастровые паспорта за счет ИП Исмагиловой О.В.
Таким образом, согласованный и предполагаемый вынос инженерных сетей, делал исполнимым требования технических регламентов и позволял выдать разрешение на отклонение от разрешенных параметров.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что собственником данных сетей с 02.12.2015 является АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", который приобрел данные сети в порядке приватизации, правового значения не имеет, поскольку, во-первых, ИП Исмагиловой О.В. перенос сетей был согласован на момент ее обращения в заявлением не только с лицом, которое на тот момент являлось их собственником, но и с балансодержателем АО "Энерго-Газ-Ноябрьск"; во-вторых, смена собственника сетей, также как и получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения не указывалась.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что удовлетворив заявление ИП Исмагиловой О.В., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распределяются, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Ноябрьска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2016 по делу N А81-1015/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1015/2016
Истец: ИП Исмагилова Ольга Васильевна
Ответчик: Администрация города Ноябрьска
Третье лицо: ООО "Системный инжиниринг", Адвокат Пожидаев Олег Вячеславович, ИП Исмагилова Ольга Васильевна