г. Киров |
|
17 июня 2016 г. |
Дело N А29-12449/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптима"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 по делу
N А29-12449/2015, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Оптима"
(ИНН: 1104013937, ОГРН: 1151104000068)
к индивидуальному предпринимателю Перегудову Константину Николаевичу
(ИНН: 110400058780, ОГРНИП: 304110408300076),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Стройком"
(ИНН: 1104013581, ОГРН: 1141104000025),
об обязании заключить договор, взыскании задолженности и неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (далее - Истец, ООО "Оптима", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к индивидуальному предпринимателю Перегудову Константину Николаевичу (далее - Ответчик, ИП Перегудов К.Н., Предприниматель) об обязании заключить договор на предоставление эксплуатационных услуг, о взыскании задолженности по оплате услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома и неустойки.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 в иске отказано.
ООО "Оптима" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец обращает внимание апелляционного суда, что у ИП Перегудова К.Н. имеется задолженность по оплате услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, что не является коммунальными платежами, исполнение которых возложено на ООО "СтройКом". То есть суд первой инстанции учитывал только коммунальные платежи, что не относится к заявленным требованиям. Тогда как, с учетом договора от 01.05.2015 N 3/ТЕХ, именно Истец оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников.
При этом по условиям пункта 2.2.3 названного договора Истец обязан самостоятельно заключить договоры на предоставление эксплуатационных услуг с собственниками помещений в МКД, которые в силу закона и должны нести соответствующие расходы.
Таким образом, ООО "Оптима" считает, что решение от 31.03.2016 подлежит отмене, поскольку оно принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Оптима" в период с июня по сентябрь 2015 оказало в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул.Куратова, д. 2, общей площадью 92,2 кв. м, принадлежащего на праве собственности ИП Перегудову К.Н., эксплуатационные услуги на сумму 7 432,84 руб. Договор на оказание эксплуатационных услуг между сторонами не заключен.
Полагая, что эксплуатационные услуги со стороны Истца фактически были оказаны Ответчику за период с июня по сентябрь 2015, Общество направило в адрес Предпринимателя акты от 30.06.2015 N 48 на сумму 1 858,21 руб., от 31.07.2015 N 87 на сумму 1 858,21 руб., от 31.08.2015 N 133 на сумму 1 858,21 руб., от 30.09.2015 N 154 на сумму 1 858,21 руб., счета-фактуры от 30.06.2015 N48, от 31.07.2015 N 87, от 31.08.2015 N 133, от 30.09.2015 N 154, всего на сумму 7 432,84 руб. Поскольку указанные сумму ИП Перегудов К.Н. не оплатил, ООО "Оптима" обратилось с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 4, 10, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, от 06.05.2011 N 354, от 14.02.2012 N 124 и от 13.08.2006 N 491, требования Общества признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Положениями статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно пунктам 8, 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по управлению многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Согласно частям 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 3 статьи 161 ЖК РФ).
Однако если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации,. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 90, 91 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила N 75) победитель конкурса в течение десяти рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. Победитель конкурса в течение двадцати дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через десять дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Абзацем 7 пункта 2, пунктами 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) предусмотрено, что исполнителей коммунальных услуг, которыми могут быть, в частности, как управляющие организации, так и ресурсоснабжающие организации.
На основании статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 154, части 10 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений многоквартирных домов оплачивают коммунальные услуги именно исполнителям коммунальных услуг согласно условиям соответствующих договоров.
В силу положений части 2 статьи 161 ЖК РФ, пункта 2 Правил N 354, пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), является для последних исполнителем коммунальных услуг, на которого возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества своим потребителям.
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ определено, что управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 10 Правил N 124 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации, владеющей коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. При этом объектом, присоединенным к сетям теплоснабжения, является многоквартирный жилой дом, а не какое-либо отдельное помещение в нем.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме при его управлении управляющей организацией, коммунальные услуги оплачиваются последней, которая затем осуществляет расчеты за ресурсы с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен соответствующий договор ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.05.2015 в муниципальном образовании городском округе "Инта" состоялся конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, победителем которого при отборе управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Куратова, 2, стало ООО "Стройком".
01.05.2015 между ООО "Стройком" (заказчик) и ООО "Оптима" (исполнитель) заключен договор N 3/ТЕХ, по условиям которого (пункт 1.1) заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении заказчика, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Куратова, д. 2 (с учетом дополнительного соглашения от 01.06.2015 N 1).
Пунктом 1.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2015 N 1 установлено, что объектом договора являются многоквартирные дома, указанные в пункте 1.1 договора общей площадью 105 994 кв. м, общей площадью жилых помещений - 98 211,5 кв. м.
Пунктом 1.4. договора установлено, что в состав работ по договору входят:
- проведение профилактических осмотров (обследований) объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий и иного общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, являющихся объектом данного договора (включая электрооборудование);
- наладка инженерного оборудования многоквартирных домов (включая электрооборудование);
- работы аварийного характера (включая электрооборудование);
- подготовка многоквартирных домов к сезонной эксплуатации (включая электрооборудование);
- выполнение планово - предупредительных (текущих) ремонтов (включая электрооборудование);
- работы по санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных домов и иных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе лестничных клеток, чердаков, подвалов, технических помещений и т.д.;
- работы по санитарному содержанию придомовых территорий;
- оказание юридических, кадровых, инженерных услуг, услуг по размещению информации в сети Интернет в соответствии с действующим законодательством.
Перечень работ, услуг и периодичность их выполнения принимаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимом для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", а также согласно действующим правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 2.1.1 договора заказчик обязан осуществлять расчеты с исполнителем в соответствии с фактически выполненным объемом работ (услуг) при надлежащем оформлении актов выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии со сметными расценками на техническое обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт жилищного фонда.
Согласно разделу 5 договора, с учетом дополнительного соглашения от 01.06.2015 N 1, оплата работ и услуг исполнителя по данному договору производится заказчиком на основании выставленных счетов - фактур до 25 числа месяца, следующего за отчетным, с подписанием актов выполненных работ.
По согласованию сторон заказчиком возможна предоплата (аванс) работ (услуг) по договору в размере, необходимом для выполнений работа (услуг) по договору.
Ориентировочный расчет стоимости (цены) договора указан в приложении N 1 к данному договору.
Стоимость работ (услуг) по договору является ориентировочной общей стоимостью всех выполненных работ (оказанных услуг) по многоквартирным домам в рамках договора (включая уборку лестничных клеток и уборку мусоропровода) и составляет 1 740 961 руб. в месяц (в том числе 1 607 726 руб. в месяц (содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за исключением уборки лестничных клеток, вывоза твердых бытовых отходов)), 127 893 руб. в месяц (уборка лестничных клеток), 5342 руб. в месяц (содержание мусоропроводов),
- за период с 01.05.2015 по 31.12.2015 - 12 842 243 руб. (цена договора) и уточняется в течение действия договора с учетом фактически выполненных работ, площади помещений и применяемых тарифов на оказываемые услуги.
Стоимость работ (услуг) по данному договору, их приемка и оплата формируется по фактически выполненным (оказанным) исполнителем работам (услугам) и по соглашению сторон может быть уменьшена либо увеличена в соответствии с выполненными работами.
Таким образом, указанным многоквартирным домом управление осуществляет именно ООО "Стройком", которое для собственников помещений в доме является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества своим потребителям и которое, являясь для собственников помещений в доме исполнителем коммунальных услуг, обязано оплачивать ресурсоснабжающей организации поставляемые в адрес домов, в том числе, на общедомовые нужды, коммунальные ресурсы.
Соответственно, в данном случае судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для взыскания стоимости эксплуатационных услуг с ИП Перегудова К.Н. (собственника нежилого помещения в МКД), в связи с чем отклоняется ссылка Общества на пункт 2.2.3 договора, по условиям которого Истец обязан самостоятельно заключить договоры на предоставление эксплуатационных услуг с собственниками помещений в МКД.
Довод ООО "Оптима" о том, что суд первой инстанции учитывал только коммунальные платежи, которые не относятся к заявленным требованиям, апелляционный суд отклоняет, поскольку Обществом были заявлены требования о взыскании с ИП Перегудова К.Н. задолженности по оплате услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома за период с июня по сентябрь 2015, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, которые и были рассмотрены судом первой инстанции в рамках настоящего дела. При этом в отношении оплаты коммунальных услуг судом первой инстанции было указано, что при управлении домом управляющей организацией ей и оплачиваются коммунальные услуги, за которые управляющая организация осуществляет расчеты с лицами, с которыми у нее заключен соответствующий договор ресурсоснабжения.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Оптима" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 по делу N А29-12449/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптима" (ИНН: 1104013937, ОГРН: 1151104000068) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12449/2015
Истец: ООО Оптима
Ответчик: ИП Перегудов Константин Николаевич
Третье лицо: ООО "СТРОЙКОМ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, УФМС России по РК, УФНС по РК