г. Томск |
|
17 июня 2016 г. |
Дело N А03-24350/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Трифонов Е.Н. по доверенности N 1016 от 10.06.2015 года (сроком на 1 год), паспорт
от заинтересованного лица: Киселев А.В. по доверенности от 10.12.2015 года (сроком по 31.12.2018 года), удостоверение; Колегова Н.С. по доверенности от 10.02.2016 года (сроком по 31.12.2016 года), удостоверение
третье лицо: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алейскзернопродукт" имени С.Н.Старовойтова на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 апреля 2016 г. по делу N А03-24350/2015 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Алейскзернопродукт" имени С.Н.Старовойтова (ИНН 2201000766, ОГРН 1022200507658), г. Алейск Алтайского края
к Алтайской таможне, г. Барнаул
о признании незаконным решения N 10605000/400/301115/Т0017 от 30.11.2015, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 30.11.2015, акта камеральной таможенной проверки N 10605000/400/301115/А0017 от 30.11.2015; признании недействительными требований NN 161, 163, 165 от 07.12.2015,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Региональный таможенный центр",
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, Таможня) о признании незаконными (недействительными):
- решения N 10605000/400/301115/Т0017 от 30.11.2015 г., решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 30.11.2015 г., акта камеральной таможенной проверки N 10605000/400/301115/А0017 от 30.11.2015 г.; требований NN 161, 163, 165 от 07.12.2015 г.
Впоследствии заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконными решение N 10605000/400/301115/Т0017 от 30.11.2015, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 30.11.2015 г. и недействительными требования NN 161, 163, 165 от 07.12.2015 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный центр" (далее - третье лицо, ООО "Региональный таможенный центр").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым признать незаконными: решение Алтайской таможни N 10605000/400/301115/А0017 от 30.11.2015 г., решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 30.11.2015 г., требования Алтайской таможни NN 161,163,165 от 07.12.2015 г.
В обоснование своей позиции заявитель приводит следующие доводы:
- поскольку код классификации спорного товара таможенным органом не оспаривается, товар "кукурузный глютен сухой" подпадает под категорию "зерновые отходы и кормовые смеси" и подлежит обложению НДС по ставке 10 %. Применительно к установленным в рамках дела характеристикам спорного товара, суд первой инстанции необоснованно применил положения ГОСТ 30772-2011 и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- исходя из технологического процесса производства крахмала из зерна кукурузы в качестве основной продукции, кукурузный глютен в качестве неизбежного остатка (побочного продукта) должен рассматриваться в качестве технологического отхода такого производства, независимо от его физического состояния. Следовательно, в таком качестве, как остаток от производства крахмала из кукурузы, глютен должен относиться к категории "зерновые отходы и кормовые смеси". Несмотря на то, что глютен кукурузный является побочным продуктом переработки крахмалсодержащего сырья, полученным концентрированием глютеновой суспензии, ее механическим обезвоживанием и сушкой, это не исключает возможность отнесения глютена кукурузного к зерновым отходам, согласно ГОСТ Р 55489-2013 глютен кукурузный получают при переработке зерна кукурузы. Вне зависимости от того, что сухой кукурузный глютен является побочным продуктом (отходом), образовавшимся при переработке зерна кукурузы, он не может использоваться в дальнейшем, как самостоятельный товар, является лишь компонентом при производстве комбикормов;
- разрешая вопрос о государственной пошлине, суд оставил без внимания уменьшение требований заявителя, в соответствии с уточненным заявлением от 05.02.2016 г., где из числа признания незаконными исключен акт камеральной таможенной проверки N 20605000/400/301115/А0017 от 30.11.2015 г.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем заявителя в судебном заседании.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Третье лицо отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось. В порядке ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Обществом на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни были поданы декларации на товары N N 10605020/240714/0004957, 10605020/010914/0005919, 10605020/181114/0007803 (далее - ДТ).
По ДТ N N 10605020/240714/0004957, 10605020/010914/0005919, 10605020/181114/0007803 Обществом под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления помещен товар "кукурузный глютен (кормовая добавка), используется для приготовления комбикормов для с/х животных, в виде порошка...", классифицированный в товарной позиции 2303 10 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как "остатки от производства крахмала из кукурузы (за исключением концентрированной замочной жидкости) с содержанием белка в пересчете на сухое вещество более 40 мас.%".
При таможенном декларировании в отношении данного товара применена ставка НДС в размере 10%.
Основанием применения пониженной ставки НДС в графе 44 ДТ указаны подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
В ходе камеральной проверки таможенным органом проведено исследование. Согласно заключению по результатам исследования от 12.10.2015 N 032527 товар, ввезенный Обществом по ДТ по представленным документам, идентифицирован как сухой кукурузный глютен (кукурузный белок) - побочный продукт, получаемый при производстве кукурузного крахмала, с содержанием белка в пересчете на сухое вещество более 40 мас. %. Кукурузный глютен используется в качестве белковой добавки при производстве комбикормов, кормовых добавок, наполнителей премиксов для сельскохозяйственных животных и птиц; кукурузный глютен не является кормовой смесью, зерном, зерновым отходом, комбикормом, сухим кукурузным кормом, премиксом, не относится к продуктам детского и диетического питания.
По результатам камеральной таможенной проверки (акт от 30.11.2015 г. N 10605000/400/301115/А0017) принято Решение N 1060500/400/301115/Т0017 о налогообложении товара "сухой кукурузный глютен", продекларированного в ДТ NN10605020/240714/0004957,10605020/010914/0005919,10605020/181114/0007803 по ставке 18%.
В связи с применением ставки НДС в размере 18% Алтайской таможней произведено доначисление таможенных платежей.
В соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Обществу направлены требования об уплате таможенных платежей от 07.12.2015 NN 161, 163, 165 (далее - Требования) на общую сумму 620 290,8 рублей.
Считая, указанные ненормативные акты незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на их необоснованность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апеллянта, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), статьям 181, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу таможенного союза. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в декларации на товары сведений о товарах, о заявляемой таможенной процедуре, помещению под которую подлежат товары и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В пункте 24 статьи 4 ТК ТС определено, что таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Одним из видов таможенной декларации является декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 180 ТК ТС).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
К таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (пункт 3 части 1 статьи 70 ТК ТС)
Часть 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относит к числу операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (часть 1 статьи 166 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2, 3 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен список товаров, при реализации которых обложение НДС производится по налоговой ставке 10 %. В числе иных в этот список включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Виды продукции, перечисленные в данном пункте, определены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также ТН ВЭД ЕАЭС Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, которым утверждены:
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень 1);
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при реализации (далее - Перечень 2).
Для правомерного использования ставки НДС 10 % по продовольственным товарам необходимо, чтобы товар, в отношении которого определяется ставка налога, был поименован в самом подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и одновременно присутствовал в соответствующем Перечне продовольственных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
В соответствии с Примечанием 1 к Перечню 1, при применении указанного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Согласно Перечню 1, обложение НДС по налоговой ставке 10 % производится в отношении ввозимых товаров товарной позиции 2303 ТН ВЭД ЕАЭС "Остатки от производства крахмала и аналогичные остатки, свекловичный жом, багасса, или жом сахарного тростника, и прочие отходы производства сахара, барда и прочие отходы пивоварения или винокурения, негранулированные или гранулированные", если это зерновые отходы или кормовые смеси (из 2303).
Таким образом, с учетом положения Перечня 1 не все ввозимые товары, классифицируемые в товарной позиции 2303 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются НДС в льготном размере 10%, а только те товары из позиции 2303 ТН ВЭД ЕАЭС, которые являются зерновыми отходами и кормовыми смесями.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2303 ТН ВЭД в нее включаются: Остатки от производства крахмала и аналогичные остатки (из кукурузы, риса, картофеля и т.д.), состоящие в основном из волокнистых и белковых веществ и представленные обычно в виде гранул или муки, а иногда в виде жмыха. Они используются в качестве корма для животных или удобрений. Некоторые из этих остатков (например, кукурузная замочная жидкость) используются для выращивания культур микроорганизмов, в производстве антибиотиков.
Классификация сухого кукурузного глютена в товарной подсубпозиции 2303 10 110 0 ТН ВЭД, которая включает в себя остатки от производства крахмала из кукурузы, сама по себе не означает, что указанный товар является зерновым отходом либо кормовой смесью и обложение его НДС происходит по ставке 10 %.
Товарная подсубпозиция ТН ВЭД, в которой классифицирован кукурузный глютен сухой, не относит его к категории "зерновые отходы и кормовые смеси", наоборот, в ней классифицированы не отходы, а остатки от производства крахмала из кукурузы с определенным составом (содержанием белка).
Ссылка апеллянта на пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" при обосновании своей позиции о достаточности лишь классификации товара в соответствии с ТН ВЭД не может быть принята судом апелляционной инстанции в виду силу следующего.
Так, в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление Пленума ВАС России), дано разъяснение о невозможности различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от того, будет это реализация товара либо будет его ввоз в Российскую Федерацию.
В пункте 20 Постановления Пленума ВАС России указано, что применение льготной налоговой ставки 10 процентов не должно зависеть от того, реализуется конкретный вид товара, либо этот вид товара ввозится на территорию Российской Федерации. При этом пункт 20 Постановления предусматривает, что при определении ставки НДС для конкретного вида товара может быть использован один из двух источников (Общероссийский классификатор продукции либо Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), сведения из которых приведены в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
Следует также отметить, что пункт 20 Постановления Пленума ВАС России не исключает и не изменяет порядок применения ТН ВЭД для ввозимых товаров.
Согласно Перечню 1, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, при применении указанного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара. Данное правило в полной мере должно быть соблюдено декларантом при заявлении, исчислении и уплате НДС за ввозимый товар.
В этой связи довод заявителя о том, что товар "кукурузный глютен сухой" подпадает под категорию "зерновые отходы и кормовые смеси" и подлежит обложению НДС по ставке 10% только из-за того, что он классифицируется по коду 2303 10 110 0 ТН ВЭД, является необоснованным.
В рассматриваемой ситуации для определения правильной ставки НДС (10% или 18%), подлежащей уплате при ввозе товара - "сухой кукурузный глютен", необходимо выяснить, относится ли указанный товар, классифицируемый в товарной позиции 2303 ТН ВЭД, к зерновым отходам либо кормовым смесям (Перечень 1), либо указан он или нет в Перечне 2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
Как установлено таможенным органом в ходе проверки, а также судом первой инстанции при рассмотрении дела, товар "сухой кукурузный глютен" не является ни зерновым отходом, ни кормовой смесью, не указан ни в одном из Перечней Постановления Правительства от 31.12.2004 N 908.
Такой вывод следует из норм законодательства, положений ГОСТов, а также из характеристик и природы самого товара, его происхождения и предназначения и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных судом первой инстанции.
Так, согласно Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП), который утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 и введен в действие с 01.07.1994 г., в составе продукции крахмалопаточной промышленности (код 91 8900) присутствует глютен кукурузный, которому соответствует код ОКП 91 8941.
С учетом представленных при проведении таможенной проверки деклараций о соответствии от 21.08.2014 N РОСС СN.ПТ42.Д02588, от N РОСС СN.ПТ42.Д02590, от 18.12.2014 N РОСС СN.ПТ42.Д02596, а также ТУ 9189-011-00932382-2011 "Глютен кукурузный сухой", ввезенному кукурузному глютену соответствует код 91 8941 ОКП.
При этом в Перечне 2, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31,12.2004 N 908, в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" продукция с кодом РКП 91 8941 отсутствует.
Как было отмечено выше, применение налоговой ставки НДС в размере 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация конкретного вида товара на территории РФ, либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.
Условием применения ставки 10 % к реализации конкретного вида продукции является включение Правительством Российской Федерации его кода ОКП в соответствующий Перечень.
Таким образом, в случае отнесения кукурузного глютена к зерновым отходам либо кормовым смесям, он был бы поименован в указанном Перечне, однако такой товар в нем не указан.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что технология получения кукурузного крахмала складывается из следующих операций: замачивание кукурузного зерна (вода с содержанием 0,15-0,25% SO2); дробление зерна, выделение и промывание зародыша; отцеживание кашки и выделение первой крахмальной суспензии; тонкое измельчение; выделение второй крахмальной суспензии и отделение мезги; рафинирование крахмальной суспензии; разделение крахмала и глютена; промывание крахмала. В итоге данного процесса получается сырой крахмал.
Согласно ГОСТу Р 51953-2002 "Крахмал и крахмалопродукты. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 24.10.2002 N 392-ст (действовал до 01.06.2015 г.), глютен отнесен к полупродуктам переработки крахмалосодержащего сырья, определен как "белковые вещества крахмалобелковой суспензии, находящиеся во взвешенном состоянии". Образовавшийся в процессе получения сырого крахмала глютен и мезга возможно отнести к остаткам переработки зерна кукурузы в процессе его переработки на крахмал.
Согласно справочнику "Рециклинг отходов в АПК" (ФГБНУ "Росинформагротех" Министерства сельского хозяйства РФ, 2011 год) в результате сельскохозяйственного производства образуются следующие виды продукции и отходов: - основная продукция, побочный продукт, отходы производства (используемые и неиспользуемые).
В крахмалопаточной отрасли в результате физико-химической переработки первичного сырья (кукурузы) получают основную продукцию - крахмал. В кукурузокрахмальном производстве к вторичным сырьевым отходам относятся экстракт, кукурузная мезга, глютен, кукурузный зародыш, кукурузная дробленка. Исходя из указанного справочника, глютен кукурузный является полностью используемым (1 - для производства пищевых продуктов путем промышленной переработки; 2 - в качестве кормов) жидким вторичным сырьевым отходом, получаемым при первичной переработке сырья.
Глютен, как один из побочных продуктов кукурузокрахмального производства, используют в виде суспензии как корм на фермах, расположенных недалеко от предприятия, а также высушивают (концентрируют на центробежных сепараторах до 8- 14% сухих веществ, а затем обезвоживают на вакуум-фильтрах или фильтр-прессах). Сухой глютен является ценным белковым кормом.
ГОСТом Р 51953-2002 "Крахмал и крахмалопродукты. Термины и определения" определено, что сухой глютен является побочным продуктом переработки крахмалосодержащего сырья; сухой глютен: глютен, полученный концентрированием глютеновой суспензии, ее механическим обезвоживанием и сушкой (пункт 156).
Согласно ГОСТ Р 55489-2013 "Глютен кукурузный Технические условия", ГОСТ Р 51953-2002 "Крахмал и крахмалопродукты. Термины и определения" глютен кукурузный определяется как побочный продукт, образующийся при переработке зерна кукурузы.
При этом, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что технические нормы не исключают возможности отнесения глютена кукурузного в качестве остатка (побочного продукта), образующегося при переработке кукурузного зерна с целью получения основного продукта - крахмала, к технологическим отходам.
Согласно справочнику терминов нормативно-технической документации технологические отходы определяются как остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции.
Вывод о том, что сухой кукурузный глютен является побочным продуктом переработки крахмалсодержащего сырья и не является зерновым отходом и кормовой смесью следует из самой технологии получения кукурузного крахмала, положений действующих ГОСТов и справочной информации, применяемой в агропромышленной отрасли хозяйства.
Исходя из технологического цикла производства крахмала из зерна кукурузы в качестве основной продукции, возможно рассматривать в качестве технологического отхода глютен жидкий (находящийся во взвешенном состоянии).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, им ввезен на территорию РФ глютен кукурузный в сухом виде.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 51953-2002 "Крахмал и крахмалопродукты. Термины и определения", сухой кукурузный глютен - это побочный продукт переработки крахмалсодержащего сырья, представляет собой глютен, полученный концентрированием глютеновой суспензии, ее механическим обезвоживанием и сушкой.
Также положения ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" выделяют дополнительный вид продукции, образующийся при производстве основной продукции и не являющийся целью данного производства - побочный продукт.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный товар, глютен кукурузный является побочным продуктом крахмало-паточного производства.
Вопреки доводам жалобы, ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами и носят универсальный характер по отношению к любым видам отходов (отсутствуют какие-либо исключения). Согласно Введению разработка указанного ГОСТа направлена на расширение перечня стандартизованных терминов с учетом всех возможных работ по обращению с отходами; систематизацию всего множества терминов по четырем аспектным группам, включая ресурсные, производственные (технологические), экологические и социальные; гармонизацию терминов с международной, региональной и отечественной правовой и нормативной документацией по профилю.
В пункте 3.25 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" дано определение безопасных отходов - это отходы, существование которых и (или) обращение с которыми в определенных условиях и в определенное время признаны безопасными для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
В этой связи не обоснован довод заявителя о том, что ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" имеет иную специфическую область применения. Термины, определенные указанном ГОСТе, могут быть применены к любой сфере производства, в том числе, и к сфере производства крахмала из кукурузы (переработке зерна).
В силу пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" дополнительная продукция, образующая при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции, образует побочный продукт. Побочный продукт не является отходом.
Таким образом, отнесение ГОСТами сухого кукурузного глютена к побочным продуктам переработки зерна кукурузы исключает возможность отнесения его к отходам.
Данный вывод в полной мере подтверждается информацией, содержащейся в справочнике ФГБНУ "Росинформагротех" Министерства сельского хозяйства РФ, 2011 год, согласно которой побочные продукты производства образуются в результате физико-химической переработки сырья наряду с основной продукцией в едином технологическом цикле и сохраняют максимум полезных веществ в неизменном виде. Побочные продукты, как правило, являются товарными, имеют стандарт или технические условия и установленную цену.
Отходы, в свою очередь, делятся на используемые и неиспользуемые. Используемые отходы производства - те отходы, относительно которых имеется возможность и целесообразность их использования непосредственно или после обработки. Используемые отходы рассматриваются как вторичные сырьевые ресурсы (далее - ВСР).
В разделе "Основные термины и определения" указанного выше Справочника дано определение зерновых отходов, "Зерновые отходы - отходы очистки зерна, крупяные примеси и подсев, содержащие не более 2 % зерна; лузга жесткая (рисовая, гречневая, просяная); соломистые частицы, пыль аспирационная обоечная черная; кукурузные обертки и др.".
В разделе "Отходы зерноперерабатывающей промышленности" указано, что в зерноперерабатывающей промышленности ВСР и отходы образуются в процессе очистки зерна от примесей (кормовой зернопродукт, зерновые отходы, делящиеся на категории в зависимости от содержания в них доброкачественного зерна), переработки его в конечный продукт - муку, крупу (отруби, кормовая дробленка, лузга, мучка, зародыш).
В разделе "Отходы крахмалопаточной промышленности" указано, что в кукурузокрахмальном производстве к ВСР относятся экстракт, кукурузная мезга, глютен, кукурузный зародыш, кукурузная дробленка. Зерновых отходов нет. Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что глютен и в жидком виде (глютеновая суспензия) не отнесен к категории "Зерновые отходы".
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя, в том числе, Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым зерновые отходы представлены как отходы от механической очистки и сортировки зерна (11112000000). Отдельно выделены отходы производства продуктов мукомольной, крупяной промышленности и производства крахмала и крахмалсодержащих продуктов, кукурузный глютен в которых не поименован.
Кроме этого, ГОСТом Р 54096-2010 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального каталога отходов и общероссийского классификатора продукции" определено сопоставление кодов отходов ОКП и ФККО. Продукция с кодом ОКП 91 8941 "глютен кукурузный" в приложениях к указанному стандарту, в частности, в перечне зерновых отходов, отсутствует.
Таким образом, с учетом нормативных документов, действующих в области отходов, зерновые отходы являются самостоятельным видом отходов, при этом "глютен кукурузный" в их числе отсутствует.
В целях установления возможности отнесения остатков, полученных от производства кукурузного крахмала, в частности, глютена кукурузного к зерновым отходам, в ходе камеральной таможенной проверки Алтайской таможней было направлен запрос в ФГБНУ "ВНИИ зерна и продуктов его переработки".
Вопросы об определении понятия "зерновые отходы" и об отнесении продуктов к зерновым отходам носили общий характер и не были поставлены в зависимость от вида производства продукции, предприятия на котором она производится.
Так, согласно полученному ответу из в ФГБНУ "ВНИИ зерна и продуктов его переработки" (л.д. 136 т. 1) зерновые отходы образуются при механическом сепарировании зерновой массы (по размерам, скорости витания). В основном, зерновые отходы - это грубая, крупная, мелкая примесь, пыль, извлекаемые из зерновой массы перед переработкой, о также стержни початков кукурузы, кукурузная пленка, мезга гороховая, лузга мягкая овсяная и ячменная, полова, лузга рисовая, просяная, гречневая, жесткая, пыль аспирационная и обоечная черная, мучные вытряски, мучной смет. На предприятиях крахмало-паточной промышленности зерновые отходы не образуются, остатки, полученные от производства кукурузного крахмала не относятся к зерновым отходам, сухой кукурузный глютен не может быть отнесен к зерновым отходам.
Также, согласно письму государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт крахмалопродуктов" от 15.12.2014 г. N 268/10-7, глютен кукурузный сухой, получаемый при переработке зерна кукурузы, предназначается для использования в качестве высокобелковой добавки в составе комбикормов и кормовых рационов для сельскохозяйственных животных и птицы; не является зерновым отходом и кормовой смесью; не является продуктом детского и диабетического питания; код продукции ОК 005-93, том 3-91 8941.
Согласно заключению таможенного эксперта от 12.10.2015 г. N 032527 по результатам исследования, проведенного ЭИО N 2 экспертно-криминальной службы - регионального филиала г. Новосибирск, ввозимый ЗАО "Алейскзернопродукт им. С.Н. Старовойтова" кукурузный глютен не является кормовой смесью, зерном, зерновым отходом, комбикормом, а также не является сухим кукурузным кормом, премиксом.
Ввозимый ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н. Старовойтова кукурузный глютен не относится к продуктам детского и диетического питания, используется в качестве белковой добавки при производстве кормовых добавок, наполнителей премиксов для сельскохозяйственных животных и птиц.
Выводы таможенного эксперта, изложенные в заключении от 12.10.2015 г. N 032527 заявителем не оспорены. Ходатайство о назначении судебной экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, содержание Перечней 1 и 2, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела документов и нормативной технической документации (ГОСТы, Справочник "Рециклинг отходов в АПК", ответы научных специализированных учреждений в области крахмалопродуктов и переработки зерна), а также выводы таможенного эксперта, изложенные в заключении от 12.10.2015 г. N 032527, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при ввозе спорного товара в 2014 году ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н. Старовойтова необоснованно исчислен и уплачен НДС по ставке 10%. В отсутствие доказательств применения льготной ставки НДС, данный налог подлежал уплате Обществом в размере 18%.
При изложенных обстоятельствах не может быть принята в качестве обоснованной ссылка апеллянта на письмо ФГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт крахмалопродуктов" от 26.12.2014 N 268/10-7 (л.д.49 т.1), в котором делается вывод о том, что глютен кукурузный сухой может быть отнесен к категории "зерновые отходы и зерновые смеси", противоречащий как указанным выше нормам законодательства, а равно приведенной совокупности представленных в материалы дела документов и нормативной технической документации, а равно не опровергнутый заявителем выводами таможенного эксперта, изложенными в заключении от 12.10.2015 г. N 032527, более того, указанный вывод в письме от 26.12.2014 года противоречит соответствующим выводам в письмах от 15.12.2014 N268/10-7, а равно более позднему письму указанного научного учреждения от 20.01.2016 года N5/10-7 (л.д.32 т.2), согласно которого глютен кукурузный является побочным продутом производства переработки кукурузного зерна на крахмал (отходом производства не является), применяется в качестве кормовой добавки при производстве комбикормов и в кормовых рационах для животных и птицы, сам глютен кормовой смесью не является.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка подателя жалобы на то, что разрешая вопрос о государственной пошлине, суд оставил без внимания уменьшение требований заявителя и не вернул госпошлину, не может повлиять на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта с учетом следующего.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу (часть 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поэтому заявитель апелляционной жалобы не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции по вопросу о судебных расходах в порядке части 2 статьи 112 АПК РФ, с чем представитель Общества в судебном заседании согласился, указав на отсутствие безусловных оснований для отмены судебного акта в этой части. Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что на момент изготовления постановления в полном объеме заявитель указанным правом воспользовался, государственная пошлина возвращена судом.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н. Старовойтова государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная сумма в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 апреля 2016 года по делу N А03-24350/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению N 004138 от 27.04.2016 г. в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-24350/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2016 г. N Ф04-4276/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Алейскзернопродукт"
Ответчик: Алтайская таможня.
Третье лицо: ООО "Региональный таможенный центр", Федеральная Таможенная Служба РФ Алтайского края