г. Саратов |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А12-54276/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2016 года по делу N А12-54276/2015, (судья Аниськова И.И.),
по иску Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941)
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зубареву Александру Владимировичу (ОГРНИП 312346131200026, ИНН 344707009383)
о взыскании 100 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зубарева Александра Владимировича Поленякин Александр Михайлович по доверенности от 07.12.2015 года N 001/15, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зубареву Александру Владимировичу (далее предприниматель, ответчик) о взыскании суммы единовременной помощи в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 марта 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Комитет, не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что в связи с указанием в представленных предпринимателем счете-фактуре и товарной накладной в качестве основания иного договора имеет место факт нецелевого использования помощи.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою правовую позицию, дал пояснения.
Представители истца в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 22.10.2013 Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (переименовано в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Зубаревым Александром Владимировичем (начинающий фермер) заключено соглашение N 15, по условиям которого Министерство предоставляет начинающему фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 500 000 руб. и (или) денежные средства в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в размере 100 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.
Согласно п. 1.3. соглашения грант и единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и (или) федерального бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.
В пункте 2.3.3 соглашения указано, что грант и единовременная помощь должны быть использованы в течение 12 месяцев со дня поступления средств бюджета на расчетный счет начинающего фермера.
На основании пункта 2.3.11 соглашения начинающий фермер обязался ежеквартально представлять в Министерство отчет о расходовании полученного гранта и единовременной помощи.
Во исполнение условий указанного соглашения истец предоставил ответчику денежные средства в виде гранта в сумме 500 000 руб. и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 100 000 руб.
Основаниям для заключения соглашения N15 послужила государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.
В целях реализации данной государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 утверждены Правила, которыми установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. (далее - Правила N 166).
В свою очередь Правительством Волгоградской области от 09.10.2012 N 415-п утвержден "Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам".
В Порядке N415-п определены условия, критерии и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. В соответствии с пунктами 4.1 - 4.2 Порядка N 415-п единовременная помощь выделяется начинающему фермеру только один раз. Единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру для: - приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения; - приобретения одного грузопассажирского автомобиля; - приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения; - подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Согласно пункту 4.3 Порядка N415-п размер единовременной помощи определяется конкурсной комиссией исходя из потребности начинающего фермера, с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера составляет 100 тыс. рублей.
Как предусмотрено в пунктах 7.2, 7.3 Порядка N 415-п, получатель обязан использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением и планом расходов (пункт 72.); получатель обязан ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство отчет о расходовании полученного гранта и отчет о расходовании единовременной помощи по утвержденным формам, а также документы, подтверждающие произведенные затраты: - копии договоров о приобретении; - копии платежных поручений, подтверждающих произведенные затраты; - копии выписок из расчетного счета, подтверждающих произведенные затраты; - копии товарных накладных и (или) акта приема-передачи приобретения, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи (пункт 7.3).
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.3.11 соглашения N 15 от 22.10.2013 г.
Претензии по отчетности о расходовании гранта у Комитета к предпринимателю отсутствуют.
В подтверждение расходования единовременной помощи ответчик представил в Комитет отчет по установленной форме, договор купли-продажи N 14/10 от 02.10.2014, платежное поручение N 3 от 14.11.2014 на сумму 60 000 руб.; договор купли-продажи N 173 от 11.03.2014, платежное поручение N 5 от 17.11.2014 на сумму 55 000 руб.
Ссылаясь на то, что расходование средств единовременной помощи осуществлено начинающим фермером с нарушением сроков, установленных соглашением, а так же то, что в представленном отчете отсутствуют копии товарных накладных и (или) акта приема-передачи приобретений, Комитет 25.05.2015 года направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления средства единовременной помощи в сумме 100 000 руб., которая оставлена предпринимателем без удовлетворения, что явилось основанием обращения Комитета в арбитражный суд с вышеуказанным исковым требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264- ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона). Единовременная помощь начинающему фермеру подпадает под определение субсидии.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 23.07.2013, действовавшей в период предоставления гранта и единовременной помощи) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающим фермерам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 установлено, что в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий субъект (пункт 4 Правил N 166). По аналогии такие же правила должны действовать и в отношении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.
Таким образом, Правилами N166 установлен возврат бюджетных средств (гранта и единовременной помощи) только в случае их нецелевого использования.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Факт расходования денежных средств (единовременной выплаты) на собственные бытовые нужды подтвержден материалами дела: копиями договоров купли-продажи: N 14/10 от 02.10.2014, N 173 от 11.03.2014, приемо-сдаточным актом от 04.12.2014, товарными накладными: N 90720 от 17.11.2014, N 1075 от 21.11.2014, N 1082 от 27.11.2014, N 1125 от 08.12.2014, платежными поручениями: N 3 от 14.11.2014, N 5 от 17.11.2014.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Условие о предоставлении отчетности не является условием, установленным для предоставления субсидии, это условие непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставления субсидии.
Учитывая, что по материалам дела не нашел подтверждения ни факт получения ответчиком бюджетных средств (единовременной помощи) с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования единовременной помощи, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика суммы единовременной помощи в размере 100 000 руб.
Ссылка заявителя жалобы на неверное указание в счете-фактуре и товарной накладной на договор от 12.01.2015 N 453 в подтверждение оплаты по договору от 11.03.2014 N 173 признается судебной коллегией несостоятельной в связи подтвержденной материалами дела произведенной оплатой по платежным поручениям N 3 от 14.11.2014, N 5 от 17.11.2014 индивидуальном предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Зубаревым Александром Владимировичем именно по договору от 11.03.2014 N 173. Кроме того иной договор от 12.01.2015 N 453 Комитетом в материалы дела не представлен.
Комитет в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств о том, что бюджетные средства израсходованы ответчиком не по целевому назначению.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2016 года по делу N А12-54276/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-54276/2015
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Зубарев Александр Владимирович, ИП Глава КФХ Зубарев А. В.