г. Москва |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А41-7029/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Марченковой Н.В., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мироновой М.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Шел": Юдкин Д.М., по доверенности от 01.03.2016;
от администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Селезнева Т.В. по доверенности от 18.01.2016;
от Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от 3-го лица - Министерство имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 по делу N А41-7029/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ООО "Шел" к администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шел" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Орехово- Зуевского муниципального района Московской области с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Шел" сроком на 10 (десять) лет земельного участка площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0060514:1376, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, деревня Смолево, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение завода металлоконструкций, оформленный письмом от 02 ноября 2015 года N 1916-3/02-21;
- обязать Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Шел" в аренду сроком на 10 (десять) лет земельного участка площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0060514:1376, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, деревня Смолево, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение завода металлоконструкций и в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды и направить его в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Шел" с предложением о его заключении.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 года по делу N А41-7029/16 требования ООО "Шел" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как указывает заявитель, в марте 2014 года ООО "Шел" обратилось в Администрацию Орехово-Зуевского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с.п.Новинское, севернее д.Смолево, под строительство завода металлоконструкций. 09.04.2014 комиссия по земельным вопросам и градостроительному регулированию Орехово-Зуевского района предварительно согласовала заявителю предоставление испрашиваемого земельного участка, при условии информирования населения о его предоставлении.
В Информационном Вестнике Орехово-Зуевского района N 19 (410) от 16 мая 2014 года Администрацией с.п.Новинское Орехово-Зуевского района опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства завода металлоконструкций севернее д.Смолево ориентировочной площадью 1 га.
После опубликования указанной информации состоялся выбор земельного участка, оформленный соответствующим актом.
Главой Орехово-Зуевского района вынесено постановление от 02.10.2014 N 1919 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и предварительном согласовании места размещения завод металлоконструкций на испрашиваемом земельном участке.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему КН 50:24:0060514:1376.
Далее, общество обратилось в администрацию с заявлением от 06 августа 2015 года о предоставлении земельного участка с КН 50:24:0060514:1376 в аренду.
По итогам рассмотрения указанного заявления общества, администрация вынесла решение от 02.11.2015 об отказе в заключении договора аренды без указания причин отказа.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 на момент обращения заявителя в администрацию и формирования земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статьей 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов настоящего дела усматривается, что предусмотренный указанными нормами ранее действовавший порядок предоставления земельных участков под строительство по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов" соблюден.
В частности, заявителем, в подтверждение факта соблюдения такого порядка и последовательности соответствующих действий представлены следующие документы: обращение ООО "Шел" в администрацию, публичное информирование населения о предстоящем представлении земельного участка для строительства, акт о выборе участка, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Таким образом, обоснованных и законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка у Администрации не имелось.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал обжалуемое решение незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с приведенной нормой в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал администрацию принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости согласования решения о месте размещения объекта с Градостроительным советом Московской области подлежат отклонению, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает дополнительных согласований для предоставления земельного участка в аренду, путем осуществления предварительного выбора, и как правильно указал суд первой инстанции с ссылками на Положение о Градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.03.13 N 180/9, решения Градостроительного совета Московской области носят рекомендательный характер.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2014 по делу N А41- 7029/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7029/2016
Истец: ООО "Шел"
Ответчик: Администрация Орехово-Зуевского муниципального района
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района, Минимущество, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области