г. Москва |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А41-60992/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мироновой М.В,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., по доверенности от 22.12.2015 N 27 Дов-389, от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены, от СПК "Чеховское": Полякова Ю.Ю. по доверенности от 09.03.2016;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитет лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 25.03.2016 по делу N А41-60992/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области к СПК "Чеховское" от третьего лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
истребовать из незаконного владения СПК "Чеховское" земельный участок в части наложения на квартал 21 выдел 7 Подольского сельского лесничества по Чеховскому району и квартал 14 выдел 30 и квартал 16 выделы 5,6,30 Пушкинского участкового лесничества Подольского лесничества общей площадью 13317 кв. м, в описанных координатах;
истребовать из незаконного владения СПК "Чеховское" земельный участок в части наложения на квартал 18 выделы 1,6 Пушкинскою участкового лесничества Подольского лесничества площадью 3847 кв.м в указанных координатах;
истребовать из незаконного владения СПК "Чеховское" земельный участок в части наложения на квартал 18 выдел 8 Пушкинского участкового лесничества Подольского лесничества площадью 156 кв.м в указанных координатах;
обязать СПК "Чеховское" своими силами и за свой счет внести изменения в границы и площадь участка с КН 50:31:0060101:113, расположенный по адресу: МО, Чеховский район, СП Баранцевское, в районе деревни Чудиново;
считать решение суда обязательным для исполнения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в части внесения изменения сведений в Государственном кадастре недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060101:113, площадью 37861 кв.м., расположенном по адресу: МО, Чеховский район, СП Баранцевское, в районе д. Чудиново.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, деле участвует ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определением Арбитражного суда Московской области суда от 02.11.2015 суд привлек ТУ Росимущества по МО к участию в деле в качестве соистца с требованиями, аналогичными заявленным Комитетом лесного хозяйства по МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2016 года по делу N А41-60992/15 в удовлетворении исковых требований Комитету лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества по МО отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Апелляционным судом, в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" выясняется наличие у представителя Комитета лесного хозяйства Московской области Теслюка В.М. полномочий на подписание апелляционной жалобы.
В подтверждение факта наличия таких полномочий, Теслюк В.М. представил суду доверенность от 22.12.2015 N 27 Дов-389, апелляционный суд обозревает оригинал указанной доверенности, копия приобщается к материалам дела.
Апелляционный суд по итогам рассмотрения вопроса о наличии у представителя истца полномочий на подписание апелляционной жалобы, приходит к выводу, что такие полномочия у представителя Комитета Теслюка В.М. имеются и имелись на момент подачи апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда указанный представитель Комитета лесного хозяйства подтвердил, что поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поступившей в электронном виде.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который возражал против доводов апелляционной жалобы.
ТУ Росимущества по МО и ФГБУ "ФКП Росреестра" своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с постановлением главы администрации Чеховского района Московской области N 476 от 15.03.1993 "О передаче земель в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу (коллективному предприятию) "Чеховское"" с изменениями, внесенными в него постановлением главы Чеховского муниципального района Московской области от 31.05.2006 N 541/21-1, СПК "Чеховское" в собственность были переданы сельскохозяйственные угодья в размере 2526 га, а также не сельскохозяйственные угодья общей площадью 746 га, из них занятых древесно-кустарниковой растительностью 475 га, под водой 36 га, прочих 235 га.
Сведения о данном земельном участке были внесены в ГКН 15.03.1993, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 30.10.2015 года. Право собственности СПК "Чеховское" на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 23.05.2008 года в ЕГРП внесена регистрационная запись, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от 22.12.2014
Сотрудниками Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" в результате патрулирования земель лесного фонда были составлены Акты от 30.09.2013, из содержания которых следовало, что в квартале 16 выделе 5 Подольского сельского участкового лесничества обнаружен факт проведения геодезических работ на лесном участке.
При сопоставлении визуальных данных, материалов лесоустройства и публичной кадастровой карты Комитетом обнаружено, что указанный земельный участок с КН 50:31:0060101:113 частично накладывается на вышеуказанные земли лесного фонда: квартал 16 выдел 5 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
Выявленное послужило основанием для обращения Комитета в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЛК РФ и лесным законодательством.
В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов. Ими являются, в т.ч., заготовка древесины; осуществление рекреационной деятельности и т.д. На землях лесного фонда также может осуществляться строительство, но строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Таким образом, использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными в ст. 1 ЛК РФ, а именно, с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно п. 36 постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно п. 45 постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В рассматриваемом случае Комитет лесного хозяйства должен доказать факт нахождения земельного участка ответчика на землях лесного фонда.
В качестве такого доказательства истцами представлены: акт осмотра территории лесного участка, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах с картой-схемой Подольского сельского участкового лесничества, план лесных участков Чеховского района, составленный по материалам лесоустройства 2005-2008 годов, проектная документация для регистрации прав собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда по Чеховскому району Московской области.
В своей апелляционной жалобе Комитет указывает, что указанные документы являются достаточными доказательствами, подтверждающими наложение земельных участков ответчика на земли лесного фонда.
Между тем в силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В соответствии со ст. ст. 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 указанной статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 4.4 закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу ст. ст. 4.2 и 4.4 закона о введении в действие Лесного кодекса РФ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В силу ст.ст. 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, находящегося в квартале 28 выделы 13,21, 50 и квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества Чеховского района на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, лесоустроительного планшета и План лесных участков 2005-2008 годов, не являются достаточными документами, подтверждающими в силу действовавшего и действующего лесного законодательства факт действительного расположения участков лесного фонда по отношению к спорному земельному участку.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района не имеется, в ГКН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам.
При этом в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что ходатайствовать о назначении экспертизы не намерен.
Кроме того, силу ч. 1 статьи 6 ДК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Между тем в соответствии с постановлением главы администрации Чеховского района от 15.03.1993 N 476 "О передаче земель в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу (коллективному предприятию) "Чеховское" с изменениями, внесенными в него постановлением главы Чеховского района от 31.05.2006 N 541/12-1, СПК "Чеховское" в собственность были переданы сельскохозяйственные угодья в размере 2526 га, а также сельскохозяйственные угодья общей площадью 746 га, из них занятых древесно-кустарниковой растительностью 475 га, под водой 36 га, прочих 235 га.
Спорный участок был поставлен на кадастровый учет, и при их постановке не было выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в т.ч. участками лесного фонда.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.03.2016 по делу N А41- 60992/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60992/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства МО, Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: СПК "Чеховское"
Третье лицо: Кадастровая палата, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Управление Росимущества по МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области"