17 июня 2016 г. |
Дело N А83-79/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего В.С. Голика, судей: Р.С. Вахитова, Н.И. Сикорской, при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Слободюком,
при участии:
представитель заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Фонтан") - Миркин Антон Леонидович, доверенность б/н от 28 апреля 2016 года, личность удостоверена паспортом;
представитель заинтересованного лица (Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым) - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-79/2016 (судья А.Г. Колосова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фонтан", Административный орган, принявший оспариваемое постановление - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-79/2016 требования общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" удовлетворены. Отменено постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Ялта Снегирева Петра Валерьевича о назначении административного наказания общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" от 18 августа 2015 года. Принят отказ общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" от требований в части прекращения производства по административному делу. Производство по делу в этой части прекращено.
Не согласившись с указанным решением, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности и надлежащем извещении общества с ограниченной ответственностью "Фонтан", поскольку все документы были составлены и получены представителем данного общества, а именно: Семенюк О.А.
26 апреля 2016 года от общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с отпуском судьи В.И. Гонтаря, определением и.о. председателя суда от 09 июня 2016 года произведена его замена на судью Сикорскую Н.И.
В судебном заседании, которое состоялось 09 июня 2016 года, представитель общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" возражал против доводов апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела общество с ограниченной ответственностью "Фонтан" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц, ОГРН 1149102035807 (л. д. 71-75 том 1).
23 июля 2015 года министром экологии и природных ресурсов Республики Крым - главным государственным инспектором Республики Крым Нараевым Г.П. был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Фонтан" N 662.
Целью указанной проверки: выявление возможных нарушений требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью "Фонтан" в области использования и охраны водных ресурсов, в области обращения с отходами в соответствии с письмом председателя потребительского кооператива рыболовов-любителей "Малый Маяк-2" Яншина В.В.
Задачей настоящей проверки является: установление соответствия осуществляемой юридическим лицом деятельности или действия (бездействия) обязательным требованиям природоохранного законодательства в области использования и охраны водных ресурсов, в области обращения с отходами.
11 августа 2015 года в 15 часов 00 минут на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23 июля 2015 года N 662, письма Министерства экономического развития Российской Федерации о согласовании проведения внеплановой проверки от 23 июля 2015 года N 8752/13.1, с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью "Фонтан" в области использования и охраны водных ресурсов, в области обращения с отходами в соответствии с письмом председателя потребительского кооператива рыболовов-любителей "Малый Маяк-2" Яншина В.В., государственным инспектором Республики Крым - консультантом отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона Фирсенковым Ю.А. и государственным инспектором Республики Крым - главным специалистом отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона Сайдуллаевой А.Б., проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фонтан".
В ходе проведения проверки специалистами управления установлено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: ООО "Фонтан" со своей территории осуществляет сброс сточных вод (дождевых, талых) в водоохранную зону Черного моря, в прибрежную защитную полосу Черного моря и в Черное море. Территория ООО "Фонтан" не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Ливневая канализация, оборудованная на территории набережной (земельного участка ООО "Фонтан" согласно договору аренды земли от 25 июня 2007 года) выполнена с нарушениями требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. Данная ливневая канализация выполнена бетонным ливнестоком, в виде бетонного желоба, накрыта металлическими решетками, системами очистки не оборудована и сточная вода (дождевая, талая) напрямую сбрасывается в прибрежную защитную полосу Черного моря с последующим попаданием в Черное море. Решение о предоставлении водного объекта в использование для сброса сточных вод у ООО "Фонтан" отсутствует.
На основании проведенной проверки 18 августа 2015 года старшим государственным инспектором Республики Крым - заместителем начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона - заведующим отделом экологического надзора г. Ялта Снегиревым Петром Валерьевичем вынесено постановление о назначении административного наказания, которым обществом с ограниченной ответственностью "Фонтан" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14. КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000,00 рублей.
В соответствии со статьей 8.14. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области водопользования. Порядок водопользования устанавливается водным законодательством.
Объективную сторону правонарушения образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории.
Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (статьи 23.23, 23.23.1 КоАП РФ) в пределах своей компетенции. Кроме этого, дела по рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (статья 23.29 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются свободной экономической зоной, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона 29 ноября 2014 года "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внеплановые проверки проводятся по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4.2.16 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам Крыма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 года N 427, а также пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 368 "Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально- экономического развития Республики Крым и г. Севастополя" Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет согласование проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны.
В ходе проведения проверки установлено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: общество с ограниченной ответственностью "Фонтан" со своей территории осуществляет сброс сточных вод (дождевых, талых) в водоохранную зону Черного моря, в прибрежную защитную полосу Черного моря и в акваторию Черного моря. Территория Заявителя не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что может повлечь загрязнение Черного моря и другие вредные явления. Ливневая канализация, оборудованная на территории набережной (земельного участка Заявителя согласно договору аренды земли от 25 июня 2007 года) выполнена с нарушениями требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. Данная ливневая канализация выполнена бетонным ливнестоком, в виде бетонного желоба, накрыта металлическими решетками, системами очистки не оборудована и сточная вода (дождевая, талая) напрямую сбрасывается в прибрежную защитную полосу Черного моря с последующим попаданием в акваторию Черного моря. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод у Заявителя отсутствует. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 11 августа 2015 года, а так же подтверждаются материалами фотофиксации правонарушения.
По факту данного нарушения государственным инспектором Республики Крым Фирсенковым Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении N 000634 от 18 августа 2015 года, на основании части 1 статьи 8.14. КоАП в отношении юридического лица ООО "Фонтан". О месте и времени составления протокола представитель Заявителя (доверенность N 82АА00117261) был ознакомлен под роспись.
Определением от 12 августа 2015 года рассмотрение административного дела было назначено на 18 августа 2015 года, о чем исполнительный директор Семенюк О.А. (доверенность N 82АА00117261) был ознакомлен под роспись.
18 августа 2015 старшим государственным инспектором Республики Крым Снегиревым П.В. было вынесено постановление о назначении административного наказания N 000634-0188/64, согласно которому юридическое лицо ООО "Фонтан" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 руб. Представитель ООО "Фонтан" - исполнительный директор Семенюк О.А. при рассмотрении дела присутствовал, с постановлением ознакомлен, о чем сделана соответствующая запись.
Из материалов дела видно, что ООО "Фонтан" осуществляет пользование земельными участками:
- согласно государственному акту на право собственности на земельный участок Серия ЯЛ N 454328, зарегистрированному в Книге записей государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за N 021000100004, площадью 10,1528 га. Согласно данному государственному акту на право собственности на земельный участок наложены ограничения (отягощения) площадью 10,1528 га на пользование земельным участком или его частью: в водоохранных зонах и прибрежных полосах малых рек и водоёмов; проход или проезд через земельный участок. Часть данного земельного участка расположена в водоохранной зоне Черного моря;
- согласно договору аренды земли с Маломаякским сельским советом от 25 июня 2007 года, площадью 0,9098 га. Договор прошел государственную регистрацию и зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли N 5 Маломаякского сельского совета, о чем сделана запись 26 мая 2008 года. Согласно пункту 22 данного договора на земельный участок наложены ограничения (отягощения); соблюдение режима использования земель для охранных и санитарно-защитных зон; обеспечить право прохода, проезда через земельный участок. Данный земельный участок расположен в водоохранной зоне Черного моря. Также согласно данному договору аренды п. 26 Арендатор - ООО "Фонтан" обязан выполнять установленные по отношению к земельному участку отягощения (ограничения) в объеме, предусмотренном законом и договором аренды земли; соблюдать режим использования земель природозаповедного и иного природоохранного назначения, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно пункту 7 части 15 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод. Согласно части 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса Российской Федерации; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод ООО "Фонтан" отсутствует. Согласно требованиям пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено, частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 8 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны составляет пятьсот метров. Нахождение данных земельных участков в водоохранной зоне Черного моря подтверждается договором аренды, государственным актом на право собственности на земельный участок ООО "Фонтан", а также фотоматериалами к акту проверки N 148 от 11 августа 2015 года.
Согласно части 16 статьи 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод).
Обращаясь с заявлением, общество, в том числе указывает на то, что не имело возможности предпринять меры к соблюдению требований норм и правил Российской Федерации, так как для этого требуется значительное время для проектирования, согласования проекта, согласование строительных работ с собственниками земельного участка и набережной.
Однако, одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (статья 1.6 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является, в том числе существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В статье 28.2 Кодекса содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, одним из которых для административного органа устанавливается обязанность извещать лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени составления данного процессуального документа.
Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Судом первой инстанции правильно установлено нарушение процедуры проведения проверки, и установлен факт отсутствия уведомления законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Фонтан".
В Единый государственный реестр юридических лиц 28 августа 2014 года были внесены сведения о том, что Железняков Вадим Анатольевич является президентом ООО "Фонтан" и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица.
Как видно из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, получены нарочно Семенюк О.А., представителем по доверенности 82 АА 0117261 от 10 сентября 2014 года. Данному лицу разъяснены права, оно предупреждено об ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП.
Доказательств уведомления общества, его законного представителя Железнякова Вадима Анатольевича о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.14 КоАП РФ, в материалы дела не предоставлено.
Не имея данных о надлежащем извещении законного представителя общества, заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении. При составлении протокола присутствовал представитель общества Семенюк Олег Александрович, действовавший на основании доверенности от 10 сентября 2014 года, копия которой предоставлена органом в материалы дела. Данному представителю были разъяснены процессуальные права и вручена копия протокола.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении также получено нарочно Семенюк О.А., который присутствовал при рассмотрении дела и вынесении постановления о назначении административного наказания, ему были разъяснены права и обязанности, он получил копию постановления.
Доказательства извещения юридического лица либо генерального директора В.А. Железнякова в материалы дела органом также не предоставлены.
Однако, в соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. При этом суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
На основании выше указанного, законный представитель общества - генеральный директор Железняков В.А. не извещался о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, на юридический адрес общества такое извещение также не отправлялось.
Таким образом, доверенность от 10 сентября 2014 года N 82 АА 0117261, выданная Семенюк О.А., и подписанная генеральным директором общества В.А. Железняковым, не может считаться доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении. Перечисленные обстоятельства не были приняты во внимание административным органом, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания в отношении общества были составлены в отсутствии законного представителя общества и его защитника, а также в отсутствии доказательств его надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного выше, доводы заявителя апелляционной жалобы о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и надлежащем извещении общества, поскольку все документы были составлены и получены представителем общества Семенюк О.А., не соответствуют обстоятельствам данного дела.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что административный орган нарушил предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, лишив при этом общество возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении в отношении него постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, которые также применяются при возбуждении административного дела прокурором (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ), предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе (постановлении) отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4). Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения. Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола (вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении), является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.
Согласно статьи 29.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении также необходимо установить факт явки законного представителя юридического лица либо его надлежащего извещения.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании выше изложенного, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении в отношении общества постановления о назначении административного наказания допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которое является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Мебельная компания "Компасс-Стиль", а именно: отменил постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Ялта Снегирева Петра Валерьевича о назначении административного наказания ООО "Фонтан" от 18 августа 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменении обжалуемого решения не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-79/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
В. С. Голик |
Судьи |
Р. С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-79/2016
Истец: ООО "ФОНТАН"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым