г. Тула |
|
17 июня 2016 г. |
Дело N А23-7578/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от муниципального унитарного предприятия "Полигон ТБО" города Калуги" (г. Калуга, ОГРН1024001341550, ИНН4026004511) - Трифоновой И.А. (доверенность от 15.03.2016), в отсутствие комитета ветеринарии при правительстве Калужской области (г. Калуга, ОГРН1024001185581, ИНН4027019207) и третьего лица - министерства финансов Калужской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета ветеринарии при правительстве Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.03.2016 по делу N А23-7578/2015 (судья Носова М.А.), установил следующее.
Комитет ветеринарии при правительстве Калужской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Полигон ТБО" города Калуги" (далее - предприятие) о взыскании штрафа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 20.08.2015 N 0137200001215003433-0322607-01, в размере 196 752 рублей 62 копеек (т. 1, л. д. 6).
В свою очередь предприятие, в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к комитету о взыскании задолженности по государственному контракту от 20.08.2015 N 0137200001215003437-0322607-01 в размере 2 975 638 рублей 91 копейка и неустойки (пени) в сумме 26 148 рублей 17 копеек.
Определением первой инстанции от 19.01.2016 встречное исковое заявление принято к производству для его совместного рассмотрения с первоначальными требованиями (т. 2, л. д. 30).
Определением от 18.02.2016 (т. 2, л. д. 55), принятым на основании в статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено министерство финансов Калужской области (далее - министерство).
Решением суда от 31.03.2016 (т. 2, л. д. 99) первоначальные и встречные исковые требования удовлетворены. В результате зачета с комитета в пользу предприятия взыскано 2 805 034 рубля 46 копеек.
В апелляционной жалобе комитет, не оспаривая по существу состоявшийся судебный акт, просит решение изменить в части указания лица, с которого подлежат взысканию денежные средства. Считает, что указанные средства должны быть взысканы с Калужской области в лице комитета за счет казны Калужской области.
В отзыве предприятие просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что министерство является органом исполнительной власти и обладает полномочиями по организации исполнения областного бюджета.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Комитет и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Министерством заявлено письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, которое, с учетом мнения представителя предприятия, удовлетворено на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя предприятия, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, между комитетом (заказчик) и предприятием (исполнитель) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (номер закупки 0137200001215003437, далее - Закон N 44-ФЗ), 20.08.2015 заключен государственный контракт N 0137200001215003437-0322607-01 на оказание услуг по отлову и содержанию безнародных животных по условиям которого, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных (собак и кошек), в соответствии с условиями контракта, спецификацией (приложение N 1 к контракту) и техническим заданием (приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется оплатить указанные услуги в установленном контрактом порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта услуги оказываются исполнителем на территории муниципальных образований Калужской расти, в соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 2.1 контракта исполнитель обязан осуществлять услуги надлежащего качества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также условиями настоящего контракта и технического задания (приложение N 2 к контракту).
В силу пункта 2.1.4 контракта исполнитель обязан так же осуществлять оказание услуг на основании заявок учреждения государственной ветеринарной службы, уполномоченного заказчиком, составленных по форме, установленной приложением N 4 к настоящему контракту, а также в рамках плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории Калужской области.
Пунктом 2.1.12 и 2.1.13 так же предусмотрено, что в обязанности исполнителя входят: размещение в информационно-телекоммуникационной сети сведения об отловленных безнадзорных животных, местах их содержания, порядке возврата безнадзорных животных их владельцам, графику работы исполнителя (пункта временного содержания); не позднее трех дней с момента отлова безнадзорного животного заявить об отловленных животных в полицию или в орган местного самоуправления муниципального образования по месту осуществления отлова.
Пунктом 2.7 контракта предусмотрены обязанности заказчика в сроки и в порядке, предусмотренными настоящим контрактом, принять оказанные услуги, а и обнаружении отступлений от настоящего контракта или иных недостатков в оказанных услугах немедленно заявить об этом исполнителю; оплатить оказанные исполнителем услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
В пункте 3.1 контракта указано, что услуги оказываются исполнителем в период с даты подписания государственного контракта по 31.12.2015. Оказание услуг по отлову безнадзорных животных осуществляются в срок: по заявке с одного адреса - в течение 2 рабочих дней с момента получения заявки; в случае крайней агрессивности безнадзорного животного или наличия подозрений на бешенство надзорного животного - не позднее 1 дня с момента получения заявки (без учета времени, необходимого; прибытия до места выполнения услуги) (пункт 3.2 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта общая сумма по контракту составляет 3 935 052 рубля 40 копеек, в том числе НДС 600 262 рубля 23 копейки. Стоимость отлова и транспортировки одной головы безнадзорного животного до пункта временного содержания составляет 10 727 рублей 29 копеек, в том числе НДС 1 636 лей 37 копеек. Стоимость содержания одной головы безнадзорного животного в сутки составляет 166 рублей 23 копейки, в том числе НДС 25 рублей 36 копеек. Стоимость эвтаназии одной головы безнадзорного животного составляет 228 рублей 31 копейка, в том числе НДС 34 рубля 83 копейки. Стоимость утилизации трупа безнадзорного животного составляет 11 рублей 94 копейки, в том числе НДС 1 рубль 82 копейки.
Цена услуги включает в себя стоимость услуги по отлову с учетом транспортных расходов, услуги по клиническому осмотру животных, услуги по эвтаназии, услуги по содержанию животных в пунктах временного содержания сроком до 180 дней, услуги по утилизации трупа безнадзорного животного, павшего во время его отлова или транспортировки до места содержания, так и во время содержания, все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи и прочие расходы, которые исполнитель контракта оплачивает в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 4.2 источником финансирования является областной бюджет.
Согласно пункту 4.3 контракта заказчик оплачивает услуги исполнителю по цене, указанной в пункте 4.1 настоящего контракта по безналичному расчету за фактически оказанные услуги, в течение 30 банковских дней с момента подписания сторонами акта приема-сдачи оказанных услуг, подписанного представителями обеих сторон. Акты приема-сдачи оказанных услуг подписываются ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 4.4 контракта исполнитель не позднее 10.12.2015 представляет заказчику предварительный счет на оплату услуг исполнителя за декабрь 2015 года и не позднее 22.12.2015 - акт приема-сдачи оказанных в декабре 2015 года услуг.
По окончании отлова безнадзорных животных и передачи их в пункт временного содержания составляется акт отлова согласно приложения N 9 к контракту. Акт отлова подписывается исполнителем и учреждение государственной ветеринарной службы, уполномоченным заказчиком (пункт 5.1 контракта).
Пунктом 5.2 контракта предусмотрено, что исполнителем ежемесячно составляется акт приема-сдачи оказанных услуг, который подписывается исполнителем и заказчиком. Исполнитель представляет заказчику счет и акт приема-сдачи оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2 экземплярах. Акт приема-сдачи оказанных услуг оформляется исполнителем с учетом требований пунктом 4.4 контракта настоящего государственного контракта.
В случае несоответствия объема и (или) качества оказанных услуг, указанного в актах приема-сдачи оказанных услуг, и фактически оказанных услуг исполнителем, составляется акт о недостатках, в котором указываются установленное несоответствие объема и качества оказанных услуг (пункт 5.4). Оформленный акт о недостатках является основанием для предъявления заказчиком претензии исполнителю по объему и качеству услуг (пункт 5.5 контракта). Услуги считаются принятыми с момента подписания уполномоченными представителями сторон акта приема-сдачи оказанных услуг (пункт 5.6 контракта).
В пункте 8.1 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных актом исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Из пункта 8.2 следует, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств исполнитель вправе взыскать с заказчика штраф в размере 2 процента цены контракта.
В соответствии с пунктом 8.5 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а так же в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, усмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель выплачивает заказчику штраф в размере 5 процентов цены контракта.
Исполнитель освобождается от уплаты пени и (или) штрафа, если докажет, что просрочка исполнения (ненадлежащего исполнения) указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (пункт 8.7 контракта).
Согласно пункту 11.1 договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2015.
Как следует из приложения N 2 к контракту, технического задания на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Калужской области, пункта 7.1 приложения, отлов безнадзорных животных должен осуществляться по заявке заказчика, а также в рамках плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных на подведомственной заказчику территории. Оказание услуг по заявке с одного адреса осуществлять срок: по отлову безнадзорных животных - в течение 5 дней; в случаях крайней агрессивности, подозрений на бешенство - незамедлительно.
Ссылаясь на то, что по результатам проведенной комитетом проверки установлены нарушения исполнения обязательств по контракту, что послужило основанием для начисления штрафных санкций на основании пункта 8.7, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь предприятие, ссылаясь на нарушение комитетом обязательств по оплате оказанных услуг, обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением.
Решение суда по существу взысканных сумм заявителем не оспаривается.
Поскольку апелляционная жалоба комитета содержит доводы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств Калужской области в лице комитета и о необходимости проверки законности судебных актов в полном объеме не заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет правильность применения судом норм права лишь в указанной части.
Отклоняя заявленные в апелляционной жалобе доводы, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Таким образом, бюджетные и автономные учреждения, являясь стороной государственного (муниципального) контракта, в случае наделения их государственными органами соответствующими полномочиями государственного (муниципального) заказчика, должны выступать надлежащим ответчиком по делу.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя определенный комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, если заказчиком по контракту является учреждение (к которому в настоящем случае относится комитет), в силу названных правовых норм именно оно, выступая стороной контракта, будет являться надлежащим ответчиком по иску подрядчика.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ссылки на нормы статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимаются судом, поскольку регулируют отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного государственными органами. В настоящем случае отношения сторон основаны на заключенном между ними контрактом.
Процедуры финансирования государственного заказчика в ходе исполнения контракта, на которые ссылается заявитель, не являются основанием для отмены принятого решения. Тем более, что условиями контракта предусмотрено финансирование заказчика для исполнения его обязательств за счет средств областного бюджета (пункт 4.2).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 31.03.2016 по делу N А23-7578/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7578/2015
Истец: Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области
Ответчик: МУП "Полигон ТБО" город Калуги, МУП Полигон ТБО г. Калуги
Третье лицо: Министерство Финансов Калужской области