Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2016 г. N Ф05-13251/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
17 июня 2016 г. |
Дело N А41-4251/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсов А.В., по доверенности от 16 декабря 2015 года N 484-Д,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - Переплетова К.Ю., по доверенности от 02 декабря 2015 года N Д107-622,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" - Юлчебаев А.Ю., по доверенности от 05 декабря 2015 года N 847,
от третьего лица администрации Ленинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 11 апреля 2016 года по делу N А41-4251/16, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права,
третьи лица: администрация Ленинского муниципального района Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва",
УСТАНОВИЛ:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило суд:
- признать незаконным отказ управления от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-9382 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10825 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки, под размещение газораспределительной станции;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10825 кв.м., Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки, под размещение газораспределительной станции.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют - общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром Трансгаз Москва"), администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2016 года по делу N А41-4251/16 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, изложенный в письме от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-9382. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 70-73).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявления, ТУ Росимущества в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Управление Росреестра по МО, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявления также обратились в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по МО, поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в части удовлетворенного требования отменить, в удовлетворении заявления полностью отказать. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в МО.
Представитель ТУ Росимущества в МО поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании Управления Росреестра по МО зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок, полагал, что в остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по МО.
Представитель ООО "Газпром Трансгаз Москва" поддержал позицию ТУ Росимущества в МО, против удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по МО возражал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой ТУ Росимущества в МО части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит контрольно-распределительный пункт-16 (КРП-16) общей площадью 416,6 кв.м., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 50-50-21/024/2008-256 от 06 октября 2008 года.
Согласно кадастровому паспорту, указанное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050404:163. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - под размещение газораспределительной станции.
В соответствующих разделах кадастрового паспорта имеются сведения о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050404:163 объекта недвижимости, входящего в единую систему газоснабжения, принадлежащую ПАО "Газпром" на праве собственности.
ТУ Росимущества в МО обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163 с приложением необходимых документов.
Сообщением от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-9382 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской федерации на указанный выше земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок, а так же документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущество в Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суд первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, изложенный в письме N 50-50/001-50/001/004/2015-9382, однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10825 кв.м., располагается контрольно-распределительный пункт-16 (КРП-16) общей площадью 416,6 кв.м.
Указанный объект принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НВN 925759, и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на этом участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, содержавшие полную и необходимую информацию о данных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд перовой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, изложенный в письме N 50-50/001-50/001/004/2015-9382 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания регистрирующего органа зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, сделанным со ссылкой на то, что площадь вышеназванного земельного участка (10825 кв.м.) существенно превышает площадь расположенного на нем строения (416,6 кв.м.), а обоснования необходимости использования такой площади заявителем не представлено.
Указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции не учел, что Федеральный закон N 122-ФЗ не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, указанное судом первой инстанции основание не было приведено в обжалуемом отказе Управления Росреестра по Московской области.
Данная правовая позиция согласовывается с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2016 года по делу N А41-37227/15.
Учитывая изложенное выше, заявленные ТУ Росимущества в Московской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2016 года по делу N А41-4251/16 отменить в обжалуемой территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области части.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050404:163, площадью 10825 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, с/п Совхоз имени Ленина, вблизи д. Апаринки под размещение газораспределительной станции.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4251/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2016 г. N Ф05-13251/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Ответчик: Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ,
Третье лицо: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области