Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2016 г. N Ф08-6023/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А20-4/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2016 по делу N А20-4/2015 (судья Маирова А.Ю.)
по иску открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
к Кабардино-Балкарской Республике в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики,
Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики,
Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи
о взыскании 27 504 813 руб. убытков,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" Найденовой Т.С. (доверенность N 94 от 03.11.2015), представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Токаренко Ю.А. (доверенность N 20-2/1-3345 от 09.06.2015), представителя Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Лигидова А.К. (доверенность от 01.06.2015), представителей Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам Шогенова А.Х. (доверенность N 07 от 01.03.2016), Конукоева Р.Н. (доверенность N 05 от 25.01.2016), представителя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи Хацуковой Л.Б. (доверенность N 36-07/134 от 21.01.2016),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "СКППК", общество, пассажирская компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - правительство), Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и Государственного комитета по транспорту и связи Кабардино-Балкарской Республики (далее - комитет по транспорту и связи) о взыскании за счет казны Кабардино-Балкарской Республики 21 691 933 рублей 94 копеек убытков (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам.
Решением суда от 13.01.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом не доказано превышение понесенных им расходов по сравнению с бюджетным возмещением на сумму предъявленных убытков (выпадающих доходов). При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, в том числе неправомерного бездействия государственного органа, наличия и размера вреда, а также причинно-следственной связи, и, соответственно, оснований для применения ответственности в виде возмещения убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей и установлении тарифа на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованных затрат, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Заявленные к взысканию убытки образовались в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров и экономически обусловлены общехозяйственными расходами, относящимися к основной деятельности перевозчика.
В судебном заседании представитель ОАО "СКППК" поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители правительства, министерства, комитета по транспорту и связи и комитета по тарифам возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2016 по делу N А20-4/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.06.2007 в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 384 и с целью осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении, создано открытое акционерное общество "Дон-Пригород", которое в январе 2011 года переименовано в ОАО "СКППК".
Приказом ФСТ России от 28.12.2010 N 651-т общество внесено в Реестр субъектов естественных монополий под регистрационным номером 6/1/2, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
31.12.2010 между правительством (заказчик) и ОАО "Дон-Пригород" (правопредшественник ОАО "СКППК", исполнитель) заключен договор N 170 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.2 договора заказчик получает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики по тарифам, установленным заказчиком.
Пунктом 1.3 договора определено, что заказчик обеспечивает предоставление из бюджета Кабардино-Балкарской Республики в 2011 году субсидий на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.
Республиканский заказ на перевозки граждан в пригородном железнодорожном сообщении является основой организации пассажирских пригородных перевозок.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что исполнитель обязуется обеспечить установленный объем вагоно-километровой работы пригородных поездов на определенных в приложении пригородных маршрутах по территории Кабардино-Балкарской Республики в размере 1 503 800 вагоно-километров.
ОАО "СКППК" являлось перевозчиком на территории Кабардино-Балкарской Республики с 01.01.2011 по 31.12.2011 и обеспечивало организацию перевозок граждан своими силами и за свой счет. Оплату за осуществляемые перевозочные услуги перевозчик получал по тарифам, установленным правительством.
Постановлением правительства от 23.03.2006 N 73-ПП "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" установлен тариф в размере 6 рублей за одну тарифную зону (10 км пути).
Дополнительным соглашением N 1 от 07.11.2011 установленный в договоре объем вагоно-километровой работы изменен и составил 694 960 вагоно-километров.
В соответствии с пунктом 2.1 договора заказчик обязуется возместить исполнителю в 2011 году потери в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики, в объеме 10,92 млн. рублей, предусмотренном в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и предоставленных целевых субсидиях за счет средств федерального бюджета.
В силу пунктов 3.1, 3.2 договора заказчик ежемесячно производит перечисление причитающегося исполнителю возмещения на основании отчета о потерях в доходах по согласованной сторонами форме (приложение N 2). Исполнитель ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем транспортного обслуживания населения, представляет заказчику отчет об организации транспортного обслуживания и счет на перечисление субсидий.
В период осуществления ОАО "СКППК" пригородных пассажирских перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики действовали тарифы, установленные правительством.
Во исполнение условий договора в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 общество осуществляло перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с объемами перевозок и маршрутами движения, определенными расписанием движения и договором. Плату за проезд общество взимало в размере тарифа, установленного правительством.
Согласно Порядку определения потерь в доходах при установлении тарифа ниже экономически обоснованного уровня (приложение N 2 к договору) потери в доходах, возникающих в результате регулирования тарифов, определяются как результат умножения пассажирооборота за расчетный период за минусом пассажирооборота работников железнодорожного транспорта и лиц, пользующихся правом льготного проезда в пригородном сообщении, в соответствии с коллективным договором ОАО "РЖД" на разницу между экономически обоснованным тарифом и средним тарифом за 10 км пути с учетом регулируемого тарифа на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Полагая, что получаемая плата не покрывает экономически обоснованных затрат перевозчика на осуществление перевозочного процесса, обществом с целью установления фактического размера убытков, проведена аудиторская проверка по географическому сегменту "Кабардино-Балкарская Республика". По результатам проверки, аудиторской организацией подготовлено заключение о финансовом результате деятельности ОАО "СКППК" на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, в соответствии с которым размер убытков общества составил 32 309 713 рублей.
Аудиторская проверка проведена с целью подтверждения финансового результата деятельности ОАО "СКППК" на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Общая сумма доходов от перевозки пассажиров на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составила 13 728 692 рубля.
При формировании расходов обществом применена Методика, установленная приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации".
Для расчета прямых производственных расходов в виде расходов на оплату услуг ОАО "РЖД" использовался метод прямого счета в соответствии с натуральными измерителями и ставками, установленными ОАО "РЖД", а также показателями формы ЦО-39. Основой определения расходов являются договоры с ОАО "РЖД". Для распределения собственных расходов ОАО "СКППК" использовался показатель доли отправленных пассажиров по всем субъектам Российской Федерации, на территории которых ОАО "СКППК" осуществляет перевозку пассажиров ж/д транспортом в пригородном сообщении.
Общая сумма расходов от перевозки пассажиров на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составила 46 038 405 рублей.
В результате убытки, подлежащие компенсации составляли 32 309 713 рублей.
Согласно расчету истца ответчиком выплачена обществу сумма компенсации на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в размере 4 804 900 рублей. Таким образом, сумма некомпенсированных убытков за 2011 год, подлежащих взысканию с ответчика, по мнению общества, составила 21 691 933 рублей 94 копеек (с учетом уточнения).
В порядке досудебного урегулирования спора, предусмотренного пунктом 6 договора, ОАО "СКППК" направило в адрес правительства претензию от 29.10.2014 N 131СД с требованием о возмещении убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, которая оставлена последним без ответа.
Ссылаясь на то, что плата за проезд пассажиров взималась в размере тарифа, установленного правительством, и не покрыла экономически обоснованных затрат на осуществление перевозочного процесса, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций транспорта. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 этого Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Кроме того, Правительство Российской Федерации постановлением от 05.08.2009 N 643 утвердило Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение N 643), во исполнение которого Федеральной службой по тарифам разработана Методика N 235-т/1.
Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. Вместе с тем органы регулирования могут применять и иные методы ценового регулирования. В частности, в целях обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения при установлении тарифов при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения N 643).
Таким образом, Положение N 643 допускает отступление от метода экономически обоснованных затрат для обеспечения доступности транспортных услуг. Подобное отступление влечет за собой установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного. В таком случае на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению перевозчику соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом. Сходная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П. Поскольку упомянутые убытки возникают вследствие учета платежеспособности населения субъектом Российской Федерации, действующим в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, для взыскания убытков, вызванных тарифным регулированием, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
При утверждении перевозчику тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования (абзац 2 пункта 15 Положения N 643). В этом случае возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные перевозчиком убытки возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Как видно из материалов дела, в тексте постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 73-ПП от 23.03.2006 "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом и пригородном сообщении" не имеется ссылок на то, что этим постановлением перевозчику утвержден экономически обоснованный тариф, при этом тариф утвержден по согласованию с Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД", а не пассажирской компанией (т. 1, л. д. 77).
Одновременно законами о республиканском бюджете предусмотрено выделение субсидий на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Кабардино-Балкарской Республики.
С пассажирской компанией заключен договор от 31.12.2010 N 170 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с пунктом 2.1 которого заказчик обязуется возместить исполнителю в 2011 году потери в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики, в объеме 10,92 млн. рублей, предусмотренном в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и предоставленных целевых субсидиях за счет средств федерального бюджета.
Совокупность перечисленных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что Кабардино-Балкарская Республика исходила из возможности возникновения убытков вследствие несоответствия утвержденного тарифа экономически обоснованному.
С учетом изложенного необходимость оспаривания постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 73-ПП от 23.03.2006 в отдельном процессе отсутствует.
В данном случае, пассажирская компания предъявила к возмещению разницу между ее доходами и расходами от спорных перевозок за вычетом полученных субсидий.
При формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения.
Так, в силу абзаца 1 пункта 15 Положения N 643 и пункта 13 Методики N 235-т/1 подлежат исключению из расчетной базы расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов.
В материалы дела представлены расчеты убытков ОАО "СКППК" от перевозки пассажиров в пригородных поездах по Кабардино-Балкарской Республике за 1-4 кварталы 2011 года, согласованные с Государственным комитетом по тарифам Кабардино-Балкарской Республики и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с которыми сумма убытков от установления тарифа ниже себестоимости (инфраструктура 1%) составляет 2 804 100 рублей - 1 квартал 2011 года, 2 000 800 рублей - 2 квартал 2011 года, 3 018 900 рублей - 3 квартал 2011 года, 3 041 200 рублей - 4 квартал 2011 года (т. 1, л. д. 146, 149, 151, 153).
Согласно данным расчетам ОАО "СКППК" выставлены счета на оплату N 394 от 26.11.2011, N 395 от 26.09.2011, N 648 от 13.12.2011 в возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок пассажиров по регулируемым тарифам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении согласно договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики за 1-4 кварталы 2011 года (т. 1, л. д. 147, 150, 152).
Оплату за осуществляемые перевозочные услуги перевозчик получал по тарифам, установленным правительством.
Определением суда от 05.06.2015 удовлетворено ходатайство истца, по делу назначена судебная финансово-экономическая экспертиза (с учетом дополнений), проведение которой поручено эксперту "Центра судебных экспертиз имени Б.Д. Сперанского" Назарук Ларисе Григорьевне. На разрешение перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) Какова величина доходов, полученных от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 1 января по 31 декабря 2011 года по договору от 31.12.2010 N 170 и дополнительного соглашения от 07.11.2011 N 1, в том числе: от перевозки платных категорий граждан; от перевозки льготных категорий граждан?
2) Какова величина фактических затрат, связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011?
3) Какова величина экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2011 год по маршрутам, определенным Правительством Кабардино-Балкарской Республики и ОАО "СКППК" в договоре на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспорте в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2010 N 170 по маршрутам, определенным дополнительным соглашением от 07.11.2011 N 1 к договору от 31.12.2010 N 170 (Владикавказ - Прохладная, маршрут N 6411; Прохладная - Владикавказ, маршрут N 6412; Прохладная - Нальчик, маршрут N 6306; Нальчик - Прохладная, маршрут N 6305; Прохладная - Нальчик, маршрут N 6406; Нальчик - Прохладная, маршрут N 6405; Минеральные Воды - Нальчик, маршрут N 6304; Нальчик - Минеральные Воды, маршрут N 6301)?
4) Каков размер компенсации, исходя из межтарифной разницы и пассажиропотока по маршрутам, определенным дополнительным соглашением от 07.11.2011 N 1 к договору от 31.12.2010 N 170 (Владикавказ - Прохладная, маршрут N 6411; Прохладная - Владикавказ, маршрут N 6412; Прохладная - Нальчик, маршрут N 6306; Нальчик - Прохладная, маршрут N 6305; Прохладная - Нальчик, маршрут N 6406; Нальчик - Прохладная, маршрут N 6405; Минеральные Воды - Нальчик, маршрут N 6304; Нальчик - Минеральные Воды, маршрут N 6301)?
5) Имеется ли убыток ОАО "СКППК" от перевозочной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011? Если да, то каков размер убытка?
Согласно заключению эксперта от 24.08.2015 N 138/15-Э, по результатам проведенной экспертизы, эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу: доходы, полученные от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино- Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составили 10 438 332 рубля, в том числе: от перевозки платных категорий граждан - 9 260 304 рубля, от перевозки льготных категорий граждан - 1 178 028 рублей;
По второму вопросу: величина фактических затрат, связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составила 42 995 265 рублей 94 копейки, в том числе: 388 936 рублей 98 копеек - расходы по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; 32 616 400 рублей 73 копейки - расходы на аренду подвижного состава, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация; 9 989 928 рублей 23 копейки - общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы, относящиеся к основной деятельности;
По третьему вопросу: величина экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2011 году составила 2,15 рублей за 1 пас-км или 19,33 рублей за 1 тарифную зону;
По четвертому вопросу: размер компенсации, исходя из межтарифной разницы и пассажиропотока составляет 29 933,72 тыс. рублей (1,33 х 2 245,59) или 29 933 714,70 рублей;
По пятому вопросу: убыток ОАО "СКППК" от перевозочной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составил 27 752 033,59 рублей.
Из экспертного заключения усматривается, что в совокупном объеме учтенных пассажирской компанией затрат (42 995 265 рублей 94 копейки) большую часть составили расходы на аренду подвижного состава, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию (32 616 400 рублей).
Расходы по аренде железнодорожного подвижного состава, действительно, включаются в состав затрат перевозчика (пункты 19, 20, 21.2 Методики N 235-т/1).
Однако на данный вид расходов в полной мере распространяются правила абзаца 1 пункта 15 Положения N 643 и пункта 13 Методики N 235-т/1. Эти расходы наряду с другими подлежат проверке на предмет экономической целесообразности.
Между тем, пассажирская компания предъявляя требование о взыскании убытков в виде разницы между ее доходами и расходами от спорных перевозок за вычетом полученных субсидий не представила экономическое обоснование основной части расходов в размере 32 616 400 рублей, составляющих затраты на аренду подвижного состава, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация.
Каких-либо документов, подтверждающих экономическое обоснование затрат на аренду подвижного состава, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела также не представлено.
В тоже время, при формировании экономически обоснованных тарифов затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения с целью исключения из расчетной базы расходов, вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов.
Таким образом, на публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение арендованного имущества и т.п.).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2016 по делу N А20-4/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2016 г. N Ф08-6023/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов КБР, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Правительство КБР
Третье лицо: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи, Государственный комитет КБР по тарифам, Государственный комитет КБР по транспорту и связи, Центр судебных экспертиз имени Б. Д. Сперанского "