г. Москва |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А40-153469/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева
судей С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 по делу N А40-153469/15, принятое судьей О.В. Анциферовой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к заинтересованному лицу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве
о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и обязании осуществить государственный кадастровый учет помещений по адресу: г. Москва, Новоясеневский пр-т., д. 30, корп. 3,
при участии:
от истца: |
Чушникова А.В. по дов. от 24.05.2016; |
от заинтересованного лица: |
Утина О.В. по дов. от 21.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве о признании незаконным решений от 27.05.2015 г. N 77/601/15-37599, N 77/601/15-37598 об отказе в государственном кадастровом учете изменений (раздела) объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0009004:1036, на объекты недвижимости площадью 1 279,8 кв.м., и 4 612,3 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, Новоясеневский пр-т, д. 30, корп. 3, обязании произвести государственный кадастровый учет изменений (раздела) объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0009004:1036, на объекты недвижимости площадью 1 279,8 кв.м., и 4 612,3 кв.м.. расположенные по адресу: г. Москва, Новоясеневский пр-т, д. 30, корп. 3 с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции решение заявление удовлетворено в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В порядке ст. 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную не представлен.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением от 17.02.2005 N 35- 1796437, 35-1796438 о государственном кадастровом учете изменений (раздела) объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0009004:1036, площадью 5 947 кв.м на объекты площадью 4612,3 кв.м и 1279,8 кв.м, расположенные по адресу: Москва, Новоясеневский пр-т, д. 30, корп. 3. Объекты недвижимости площадью 12,3 кв. и 42,6 кв.м, расположенные по этому же адресу, учтены в государственном кадастре недвижимости.
Осуществление государственного кадастрового учета изменений (раздела) объектов недвижимости было приостановлено решениями от 27.02.2015 N N 77/601/15- 14199 и 77/601/15-14232. Решения о приостановлении мотивированы тем, что сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания, изготовленного до 2013 года. В данном случае технические планы на помещения площадью 4612,3 кв.м и 1279,8 кв.м подготовлены на основании декларации об объекте недвижимого имущества.
Решениями от 27.05.2015 N 77/601/15-37598, N 77/601/15-37599 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" отказано Департаменту в государственном кадастровом учете изменений (раздела) объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0009004:1036 на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
Удовлетворяя требования Департамента, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Предусмотренные Законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о государственном кадастре недвижимости правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы - государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного Приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности", полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости было приостановлено решением от 27.02.2015 г. N 77/601/15-14232, от 27.02.2015 г. N 77/601/15-14199. Решения о приостановлении мотивировано тем, что представленный на государственный кадастровый учет технический план помещения оформлен в нарушение приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", ч. 8 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство", а также в составе технического плана отсутствуют техническое заключение о состоянии несущих конструкций и проектная документация.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП не распространяют свое действие на выполнение кадастровых работ, в том числе, на подготовку технических планов.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" при необходимости включения в технический план дополнительных документов соответствующие документы включаются в качестве приложений к техническому плану.
Истребование Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве разрешения на ввод объекта в эксплуатацию противоречит Градостроительному кодексу РФ N 190-ФЗ, так как он был принят 29.12.2004, а здание сдано в эксплуатацию в 1978 году, части 7 ст. 47 Закона о кадастре, которая предусматривает представление разрешения на строительство в том случае, если такое разрешение выдано после дня вступления в силу Закона о кадастре.
Неправомерно также требование технического паспорта здания, изготовленного до 2013 года, так как данный документ, выписки из него, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Принимая во внимание, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:06:0009004:1036, общей площадью 5 947,0 кв.м., расположенный по адресу: Новоясеневский пр-т, д. 30, корп. 3, внесен в Единый государственный реестр прав от 20.12.2004 за номером 77-01/06-1122/2004-497, выдача свидетельства на право собственности Управлением Росреестра по Москве датирована 22.12.2014.
Таким образом, все сведения об объекте недвижимости, подлежащему разделу, указаны в Техническом плане, в декларации, свидетельстве на право собственности.
Как верно указал суд первой инстанции, норма ч. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает возможность указания сведений в техническом плане на основании декларации, которая является самостоятельным и достаточным источником сведений, указанных в техническом плане.
В рассматриваемом споре декларация заверена надлежащим лицом в порядке выше названной нормы Закона о государственном кадастре недвижимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" также посчитал нарушением Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" в части отображения параллельных стенам и перегородкам линейных измерений, выделенных красным цветом. В плане этажа эти линии обозначены как "границы вновь образованного помещения". Все данные по объекту даны на 07.08.2012. Никаких изменений на настоящее время в объекте недвижимости не выявлено, доказательств обратного не представлено.
Все эти доводы указаны в Заключении кадастрового инженера на основании Закона о кадастре и Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (Порядок).
Пункт 5 Порядка указывает источники для включения сведений в ГКН о ранее учтенных объектах недвижимости: сведения и содержащие данные сведения документы ЕГРП; технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений. Таким образом, для проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости площадью 1279,8 кв.м и 4 612,3 кв.м, расположенных по адресу: Новоясеневский пр-т, д. 30, корп. 3, созданных в связи с разделом здания площадью 5 947,0 кв.м. представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом о кадастре.
Все сведения об объектах недвижимости были также отражены в Декларации об объекте недвижимости. Был указан кадастровый номер здания 77:06:0009004:1036, и сведения из ЕГРП.
Часть 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о государственном кадастре недвижимости, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 по делу N А40-153469/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153469/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве