Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2016 г. N Ф04-4509/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании затрат, о взыскании убытков
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Томск |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А03-24896/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой,
судей: Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко,
при участии:
от Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике: Камнев А.С., по доверенности N 06-14-05/43Д от 04.08.2015, служебное удостоверение
от других лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ (07АП-4331/2016) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.03.2016 по делу N А03-24896/2015
(судья В.В. Колесников)
по иску акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть", г.Барнаул (ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) и Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, г.Барнаул
о взыскании 284 326 руб. 29 коп. убытков, 8 687 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула; Управление федерального казначейства по Алтайскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Барнаульская горэлектросеть" (далее - АО "Барнаульская горэлектросеть", истец) обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 284 326 руб. 29 коп. убытков за счет казны Российской Федерации, в виде понесенных затрат, связанных с предоставлением льготы в размере 30 процентов многодетным семьям на оплату электроэнергии за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. и 8 687 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 26.02.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет, соответчик).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.03.2016 иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" взыскана сумма в размере 293 013 руб. 29 коп., из них: 284 326 руб. 29 коп. убытков, 8 687 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Минфин России обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что отсутствует противоправность в действиях (бездействии) Министерства финансов Российской Федерации, что в свою очередь исключает распространение на настоящий спор статей 16,1069 ГК РФ, возможность взыскания убытков с РФ; на сегодняшний день отсутствует, какой-либо акт, постановление, в соответствии с которым неразработанный порядок признается противоправным бездействием Министерства финансов Российской Федерации; в настоящее время на территории РФ законодателем изменен способ предоставления гражданам мер социальной поддержки, в связи с чем, принят Закон Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС, который предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 % и последующее получение денежной компенсации от уполномоченного органа по месту жительства в сфере социальной защиты населения, в силу части 10 статьи 3 данного закона Алтайского края.
От АО "Барнаульская горэлектросеть" в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы Общество не согласилось, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме.
От Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель вышеуказанного Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителя Комитета, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. при отпуске электроэнергии во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431 (далее по тексту - Указ N 431), предоставляло льготы населению Центрального и Железнодорожного районов г. Барнаула по оплате за принятую электрическую энергию.
По расчетам истца, сумма затрат, понесенных им в связи с предоставлением скидки по Указу N 431 за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., составила 284 326 руб. 29 коп.
Ссылаясь на не возмещение ему убытков причиненных вследствие предоставления многодетным семьям льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны, пришел к выводу о том, что льгота по оплате многодетным семьям предоставлена Указом Президента Российской Федерации, в силу чего с учетом положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям, при этом учитывает правовую позицию, изложенную в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам А03-11370/2015, А03-10939/2015 и других.
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В пункте 3 данного Указа министерству совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Федерации, то есть Алтайскому краю.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорные расходы относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обязанность Российской Федерации по их возмещению обусловлена самим фактом предоставления таких льгот на федеральном уровне, сделан без учета норм действующего законодательства.
Отнесение судом этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Толкование положений статьи 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 30.11.2015 и от 11.12.2015, согласно которым в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 84 БК РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае предоставление данной льготы - предоставление скидки на коммунальные услуги, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что требование заявлено о взыскании убытков за счет казны РФ, доказательств обращения истца за возмещением в установленном порядке к субъекту Российской Федерации - Алтайскому краю - не представлено, а представитель Комитета подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции отсутствие такого обращения, апелляционный суд, также принимая во внимание позицию Верховного Суда РФ по делу А34-4474/2015, изложенную в определении N 309-ЭС16-5365 от 29.04.2016, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба является обоснованной, а решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.03.2016 по делу N А03-24896/2015 подлежит отмене.
Руководствуясь п.2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.03.2016 по делу N А03-24896/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" о взыскании убытков в размере 284 326 руб. 29 коп. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-24896/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2016 г. N Ф04-4509/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Барнаульская Горэлектросеть".
Ответчик: .Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ УФК по Алтайскому краю, Казна РФ в лице Министерства Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: .Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, УФК по Алтайскому краю.