Комментарий
к Базовому антидемпинговому регламенту ЕС
Комментарий
к.ю.н., доцент Калиниченко П.А.
Важнейшим фактором обеспечения стабильности торговли, развития конкуренции и бизнеса является защита внутреннего рынка от демпинга. Демпинг традиционно определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Антидемпинговые процедуры Сообщества осуществляются в рамках общей торговой политики ЕС (статьи 131-134 Договора о ЕС), т.к. являются важнейшим средством обеспечения соблюдения правил мировой торговли и применяются в отношении импорта на внутренний рынок.
Такие торговые правила, как и средства их обеспечения, сегодня устанавливает Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ). Антидемпинговым процедурам посвящена ст. VI ГАТТ, а также специальное Соглашение о применении ст. VI ГАТТ 1994 г. (т.н. Антидемпинговый кодекс), заключенное в ходе Уругвайского раунда переговоров по ГАТТ*.
Современное антидемпинговое законодательство ЕС имплементирует в правопорядок Сообщества соответствующие положения вышеуказанных международных документов. Основным актом Сообщества в этой сфере является Регламент о защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества (Базовый антидемпинговый регламент).
Базовый антидемпинговый регламент устанавливает порядок определения демпинга, проведения антидемпингового расследования и введения антидемпинговых пошлин.
Особенно важным в практическом плане для России и ее товаропроизводителей является дифференциация Регламентом государств, из которых поставляется импортируемая продукция, на страны с рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообществе во времена "холодной войны" и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты.
К странам с нерыночной экономикой относятся сегодня Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Северная Корея, Киргизия, Молдова, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Вьетнам. До 1-го июля 1998 г. в этом списке находились также Россия, Украина и Китай.
Регламентом 905/98, который внес изменения в Базовый антидемпинговый регламент, Россия и Китай были исключены из списка стран с нерыночной экономикой, однако им не был автоматически предоставлен статус стран с рыночной экономикой. Экспортеры из этих стран оказались, в своего рода, подвешенном состоянии. Вследствие чего, российские экспортеры должны были в каждом случае доказывать свою "рыночность" (что, в общем-то, не легко), чтобы полноценно торговать на внутреннем рынке ЕС.
Подобное положение дел, учитывая объемы внешнеторгового оборота с ЕС, являлось для России и ее товаропроизводителей, более 10 лет работающих в условиях рыночной экономики, несправедливостью и создавало препятствие к вступлению нашей страны в ВТО.
В ходе прошедшего в мае 2002 г. Саммита Россия - Европейский Союз на высшем уровне была достигнута договоренность о предоставлении нашей стране рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур. Летом 2002 г. Комиссией был подготовлен проект изменения Базового антидемпингового регламента, реализующий эту договоренность. Однако, даже после принятия соответствующих изменений в законодательство Сообщества, российские экспортеры смогут полноценно работать на внутреннем рынке ЕС только после вступления России в ВТО.
_____________________________
* В ходе того же раунда было принято решение создать на основе ГАТТ Всемирную торговую организацию (ВТО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.