Комментарий
к Директиве Европейского парламента и Совета 2002/14/ЕС от 11 марта 2002 г. об установлении общих положений об информировании и консультировании работников в Европейском сообществе
Директиве Совета 94/45/ЕС от 22 сентября 1994 г. об учреждении на предприятиях и группах предприятий, действующих в масштабе Сообщества, европейского комитета предприятия или процедуры в целях информирования работников и проведения с ними консультаций
Директиве Совета 2001/86/ЕС от 8 октября 2001 г. о дополнении статуса европейского акционерного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению
Директиве Совета 2003/72/ЕС от 22 июля 2003 г. о дополнении статуса европейского кооперативного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению
Комментарий
Д.ю.н., профессор Кашкин С.Ю.,
К.ю.н., доцент Калиниченко П.А.
С целью укрепления социальной солидарности, обеспечения более справедливого распределения общественного дохода между разными классами и социальными слоями населения (прежде всего наемными рабочими и собственниками предприятий - "трудом" и "капиталом"), повышения заинтересованности работников в делах предприятия большинство западноевропейских стран в последние десятилетия приняли законодательные акты, предусматривающие создание рабочих советов, иные формы участия трудящихся в управлении предприятием и доходах от его деятельности.
Важнейшей гарантией обеспечения прав трудового коллектива на управления предприятием является реализация права работников на информирование и консультации на предприятии. Такое право закреплено в ст. 27 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.
Указанное право включает право работников и их представителей на соответствующем уровне быть осведомленными о делах предприятия, а также право работников и их представителей на соответствующем уровне быть заслушанными при принятии решений администрацией предприятия в случаях и на условиях, предусмотренных правом Сообщества, национальным законодательством и сложившейся практикой в государстве-члене. Причем такая информация должна быть предоставлена, а соответствующие консультации проведены администрацией своевременно.
Координация усилий и гармонизация законодательства государств-членов Европейского Союза в этой области осуществляется Сообществом, которое в соответствии с пар. 1 ст. 137 учредительного договора обязано "поддерживать и дополнять деятельность" стран ЕС в отношении "информации и консультации работников".
В принятой Советом в 1992 г. рекомендации*(1) государствам-членам предлагается принять дополнительные меры обеспечения прав работников на участие в управлении и прибылях компаний, в частности, разработать и ввести в действие эффективные правовые формы распределения доходов предприятий, предоставлять налоговые и иные льготы для схем "рабочего участия".
Гармонизация порядка проведения информирования и консультаций на предприятиях в государствах-членах посвящена Директива Европейского парламента и Совета 2002/14/ЕС от 11 марта 2002 г. об установлении общих положений об информировании и консультировании работников в Европейском сообществе*(2). Директива 2002/14/ЕС устанавливает минимальные стандарты реализации рассматриваемого права и применяется (по усмотрению государства-члена) в отношении предприятий численностью не менее 50 человек, либо экономической единицы численностью не менее 20 человек.
Директива 2002/14/ЕС дает дефиниции понятиям "информирование" и "консультирование". В соответствии с ней "информированием" является передача работодателем представителям работников данных в целях необходимого для них ознакомления с соответствующей проблемой и ее изучения. Под "консультированием" Директива понимает обмен точками зрения или проведение диалога между работодателем и представителями работников.
Непосредственно правовым регулированием со стороны Сообщества охватывается "информация и консультация работников" в компаниях "европейского масштаба", которой посвящена принятая 22 сентября 1994 г. Советом Директива 94/45/ЕС, учреждающая об учреждении на предприятиях и группах предприятий, действующих в масштабе Сообщества, европейского комитета предприятия или процедуры в целях информирования работников и проведения с ними консультаций*(3).
В соответствии с Директивой 94/45/ЕС с упомянутой выше категории предприятий относятся компании или группы компаний, отвечающие двум критериям:
- совокупная численность работников не менее 1000 человек;
- наличие у компании (группы компаний) подразделений (филиалов и т.п.) на территории двух и более государств-членов, в каждом из которых занято не менее 150 работников.
Директивой также охватываются компании (группы компаний), в которых руководящие органы и принадлежащие им предприятия расположены в различных государствах-членах. В каждой из данных компаний должен быть учрежден "специальный переговорный орган", инициатором создания которого может быть руководство компании или группа работников (не менее 100 человек).
Право Европейского Союза также устанавливает общие правила относительно привлечения работников к управлению в наднациональных юридических лицах, создание которых предусмотрено европейским законодательством. На сегодняшний день такие правила установлены для европейского акционерного общества и для европейского кооперативного общества.
Соответственно этому посвящены Директива Совета 2001/86/ЕС от 8 октября 2001 г. о дополнении статуса европейского акционерного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению*(4) и Директива Совета 2003/72/ЕС от 22 июля 2003 г. о дополнении статуса европейского кооперативного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению*(5).
Обе директивы схожи по содержанию, они закрепляют стандартные положения о привлечении работников к управлению, проведении коллективных переговоров, а также примерные правила относительно информирования и консультаций работников.
Ст. 2 Директивы 2001/86/ЕС и ст. 2 Директивы 2003/72/ЕС определяют понятие "участие в управлении", как влияние, которое орган, представляющий работников, и/или представители работников оказывают на функционирование общества:
- путем реализации права избирать или назначать часть состава наблюдательного или административного органа общества, либо
- путем реализации права рекомендовать к назначению или возражать против назначения части или всего состава членов наблюдательного или административного органа общества.
Для сравнения, нормы относительно участия работников в управлении предприятием содержатся и в российском Трудовом Кодексе. Этому вопросу посвящены ст.ст. 52 и 53. Статья 52 закрепляет право работников на участие в управлении организации непосредственно или через своих представителей.
Ст. 53 ТК определяет основные формы участия работников в управлении организацией. Ими являются:
- учет мнения представительного органа работников;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесении предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Также Трудовой кодекс РФ устанавливает, что в процессе информирования представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Настоящий материал используется в учебных и познавательных целях.
_____________________________
*(1) OJ 1992 L 245.
*(2) OJ 2002 L 080/29.
*(3) OJ 1994 L 254.
*(4) OJ 2001 L 294/22.
*(5) OJ 2003 L 207/25.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.