город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2016 г. |
дело N А32-30446/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Натали"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2015 по делу N А32-30446/2015,
принятое судьей Гонзус И.П.
по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Натали"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - Минздрав, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Натали" (далее - ООО "Натали") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 18.09.2015 суд привлек ООО "Натали" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Натали" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что организация не была извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Определением от 26.05.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела А32-30446/2015 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с рассмотрением дела в отсутствие ООО "Натали", не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в качестве доказательства извещения общества о возбуждении производства по делу А32-30446/2015 к материалам дела приобщен конверт о направлении заказной судебной корреспонденции N 35093184702484 (л.д. 43 том 1).
Корреспонденция была направлена судом по адресу государственной регистрации ООО "Натали" - Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Красная, 25, и возвращена органом почтовой связи с отметкой "истек срок хранения".
В нарушение Правил оказания услуг почтовой связи и Особых условий вручения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", обществу "Натали" не доставлялось вторичное извещение о необходимости получения почтового отправления разряда "Судебное" N 35093184702484.
Почтовое отправление было направлено судом 22.08.2015, первичное извещение по почтовому отправлению 35093184702484 было доставлено 25.08.2015 (согласно отметкам почты на оборотной стороне конверта и информации, размещенной на сайте ФГУП "Почта России") (том 1 л.д. 43).
Представители ООО "Натали" не явились в почтовое отделение для получения почтового отправления, в связи с чем, без доставления вторичного извещения, почтовое отправление N 35093184702484 было возвращено в Арбитражный суд Краснодарского края 01.09.2015.
Таким образом, органом почтовой связи не был соблюден установленный порядок вручения почтовых отправлений разряда "Судебное", в связи с чем ООО "Натали" не может быть признано извещенным надлежащим образом о принятии к производству заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении ООО "Натали" к административной ответственности, о возбуждении производства по делу А32-30446/2015.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 16.06.2016 участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы заявления о привлечении к административной ответственности, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 23.06.15 N 3480 сотрудниками Министерства здравоохранения Краснодарского края 27.03.15 проведена плановая проверка соблюдения обществом "Натали" законодательства при осуществлении фармацевтической деятельности по адресу: 352500 Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Красная, д 25, помещения N 1-4.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- нарушаются условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильных лекарственных средств), требующих условий хранения в холодильнике при температуре +12 - +15 градусов С, препараты хранятся в шкафу в торговом зале (Глицерин раствор для местного и наружного применения 25 г - 2 фл., серия 010115, 01.02.2020) при температуре + 24 градуса С: (в нарушение ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пп. "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, приказа МЗ и социального развития РФ N 706н от 23.08.2010 п. 32 раздел VI).
- нарушение в обеспечении установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно: отсутствует парацетамол суппозитории ректальные и суспензия для приема внутрь, лоратадин сироп для приема внутрь, таблетки, сенозиды Аи В таблетки, панкреатин таблетки, аскорбиновая кислота таблетки или драже, нитроглицерин спрей, клотримазол гель, таблетки суппозитории, гидрокортизон крем или мазь, кагоцел таблетки, умифеновир капсулы или таблетки, диклофенак капли, суппозитории.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.07.2015 N 189/15.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Министерства здравоохранения Краснодарского края в отношении ООО "Натали" составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2015 N АД-111 -ф/2015 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием директора общества, указавшей в объяснениях, что нарушения будут устранены.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 6 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 названного Положения.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения N 1081, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
"Правилами хранения лекарственных средств", утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п. 3).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение обществом "Натали" Правил хранения лекарственных средств в части температурного режима.
Хранение лекарственных препаратов с нарушением Правил хранения лекарственных средств - температурного режима хранения лекарственных средств, подтверждено актом проверки и протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченными должностными лицами и с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 5 статьи 205 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения обязательных требований.
Нарушения требований к обязательному минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, не подлежат оценке арбитражным судом, поскольку образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.4.2 КоАП РФ. Вопрос о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ не отнесен к компетенции арбитражных судов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неверной квалификации заявителем и судом допущенного обществом правонарушения в части нарушения правил хранения лекарственных средств.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации, не соответствующих таким требованиям.
Соответственно, нарушения правил хранения лекарственных средств, установленные Правилами N 706н, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, обращаясь в арбитражный суд, Министерство здравоохранения просило привлечь общество к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения заявления привлек ООО "Натали" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно разъяснениям пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ, минимальная санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 100 000 рублей, что соответствует минимальной санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, изменения в ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ были внесены после рассмотрения дела судом первой инстанции и переквалификация допущенного обществом правонарушения судом апелляционной инстанции повлечет ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает минимальный размер штрафа в сумме 100 000 рублей (решением суда общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей).
При таких обстоятельствах, заявление Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении ООО "Натали" к административной ответственности не подлежит удовлетворению.
Решение суда от 18.09.2015 подлежит отмене на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с рассмотрением дела в отсутствие ООО "Натали", не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 сентября 2015 года по делу А32-30446/2015 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30446/2015
Истец: Министерство Здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ООО "Натали"