г. Москва |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А40-40265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25.04.2016 г. по делу N А40-40265/2016,
принятое в порядке упрощенного производства
судьей Иканиным Д.В. (шифр судьи 65-344)
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(ОГРН 1037701021841, 105120, г.Москва, Костомаровский переулок, д.2)
к открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть"
(ОГРН 1027739026270, 125047, г. Москва, 4-й Лесной переулок, д. 4)
о взыскании денежных средств,
при участии представителей:
от истца - Афонин В.И. по доверенности от 19.11.2013 г.
от ответчика - Медведева Н.А. по доверенности от 17.12.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" о взыскании 200 761 руб. 39 коп. задолженности по договору на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N 64537-2013-30/УВО-3363 от 01.04.2013 г. и 12 192 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2016 г. по делу N А40-40265/2016 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить, отказав истцу в удовлетворении исковых требований части, превышающей 103 116, 32 руб.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции применил неверный тариф для расчёта услуг, приведённый истцом. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, прендставил письменный отзыв просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.04.2013 г. между ФГП ВО ЖДТ России (охрана) и ОАО "НТК "Славнефть" (заказчик) заключен договор N 64537-2013- 30УВО-3363 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом.
В соответствии с 2.1. Договора, Охрана обязуется оказывать в соответствии с главой 39 ГК РФ услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования, по территории РФ, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно п. 3.2.6 Договора Заказчик обязан производить оплату услуг по сменному сопровождению и охране грузов и сверхнормативной охране грузов в соответствии с разделом 4 указанного Договора.
В соответствии с п. 4.6.1. дополнительного соглашения N 1 к Договору, за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий Первоначальный нормативный срок доставки грузов, с Заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны в соответствии с условиями настоящего Договора.
Основанием для оплаты и исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение Первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от Заказчика, оформленного актом общей формы и другими документами.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты Охраны.
В соответствии с п. 1.17 указанного Договора документы, подтверждающие оказание услуги по сверхнормативной охране грузов - копии транспортной железнодорожной накладной; акта общей формы ГУ-23; акта приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5; других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
В соответствии с указанным Договором, 17.10.2014 г. Охраной на станции отправления Новоярославская Северной ж.д., были приняты для охраны и сменного сопровождения 10 вагонов - N N 51186997, 51670727, 51337095, 51613222, 51337897, 51614196, 50664218, 51470193, 5149497, 51641421 и 51049526 с грузом - топливо для реактивных двигателей, о чем был составлен акт приема вагонов серия П N 76202/19862.
В соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 770453 грузоотправителем является ОАО "НТК "Славнефть", грузополучателем - ЗАО "Топливозаправочный комплекс Шереметьево", станция назначения Лобня Московской ж.д.
Первоначальный срок доставки, согласно ж.д. накладной истекает 25.10.2014 г.
10.11.2014 г. в 23 час.39 мин. охраняемые вагоны прибыли на ст. Лобня Моск. ж.д., о чем проставлена отметка в графе "Календарные штемпеля" транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 770453.
11.11.2014 г. в 17 час. 36 мин. согласно акту выдачи серии В N 17304/2982 грузополучателю сдан 1 вагон.
12.11.2014 г. в 17 час.19 мин. согласно акту выдачу серии В N 17304/2985 грузополучателю сданы 9 вагонов.
Согласно п. 1.16 указанного Договора, время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов.
Таким образом, согласно документам, в период с 00 час. 00 мин. 26.10.2014 г. по 11.11.2014 г. до 17 час. 36 мин., т.е. в течение 16 суток и 18 часов, ФГП ВО ЖДТ России производило в пути следования сверхнормативную охрану 1 вагона с грузом - топливо для реактивных двигателей.
В период с 00 час. 00 мин. 26.10.2014 г. по 12.11.2014 г. до 17 час. 19 мин., т.е. в течение 17 суток 17 часов, ФГП ВО ЖДТ РФ производило в пути следования сверхнормативную охрану 9 вагонов с грузом - топливо для реактивных двигателей.
В соответствии с п. 1.2. Методических рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558p "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно оперативному приказу N 6343 от 02.11.2014 г. поезд, в составе которого находились указанные вагоны, был задержан на ст. Бекасово МСК ж.д. в связи с неприемом поезда железнодорожной станцией назначения Лобня по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев пути необщего пользования.
Как следует из транспортной железнодорожной накладной (графа "сведения о грузе") - поезд, в составе которого находились указанные 10 вагонов был задержан на ст. Икша в связи с неприемом станцией назначения Лобня по причинам, зависящим от грузополучателей путей необщего пользования, о чем составлены акты общей формы N 858 от 02.11.2014 г. и N 887 от 10.11.2014 г.
Согласно п. 7.1.9. Приказа N К-10/213 от 30.09.2014 г. "О введении в действие Ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом на 2014 год" в случае превышения первоначального установленного нормативного срока доставки груза, указанного в перевозочном документа, структурным подразделением ФГП ВО ЖДТ России с заказчика услуг по сменному сопровождению и охране грузов взимается дополнительная плата за сверхнормативную охрану грузов, указанная в Разделе 5 приложения N 2 к приказу, которая составляет 966 руб. в сутки за 1 вагон.
В соответствии с п. 6.2. Порядка определения и исчисления времени оказания услуг по сверхнормативной охране грузов Приказа N К-10/213 от 30.09.2014 г., время сверхнормативной охраны рассчитывается в сутках, при охране грузов, менее суток, сбор взимается исходя из расчетной почасовой ставки, считая неполный час полным.
В соответствии с п. 7.1. Договора Охрана предъявила претензию к Заказчику N 928 от 27.04.15г., с требованием оплатить сверхнормативную охрану вагонов, следовавших по отправке ЭУ 770453. Однако Заказчик претензию оставил без ответа.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по сверхнормативной охране грузов.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком обстоятельство предоставления услуг не оспорено, доказательств полной оплаты не представлено.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суд первой инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям:
Истец применил неверный тариф для расчета своих услуг.
В соответствии с пунктом 4.6.1 Договора основанием для оплаты и исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от заказчика, оформленного актом общей формы и другими документами.
Таким образом, для применения тарифа за сверхнормативную охрану необходима совокупность двух условий - наличие вины заказчика и истечение первоначального нормативного срока доставки грузов.
Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов установлены разделом 5 приложения N 2 к приказу ФГП ВО ЖДТ России N К-10/324 от 29.11.2011 г. и составляют 800 руб. в сутки за один вагон.
Согласно сведениям, указанным в исковом заявлении, охраняемые вагоны были задержаны и поставлены на простой на пути общего пользования станции Поварово Московской железной дороги в связи с неприемом поезда железнодорожной станцией Лобня по причинам, зависящим от грузополучателей, а именно ЗАО "ТЗК Шереметьево".
В соответствии с п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 27 от 18.06.2003 г., сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
На основании п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе железнодорожной транспортной накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Истцом в материалы дела представлена копия транспортной железнодорожной накладной, в которой имеется отметка перевозчика о том, что груз задержан, и срок доставки увеличен на соответствующее количество суток.
Копии актов общей формы, имеющиеся в материалах дела, также подтверждают, что причиной задержки является неприем поезда ж.д. станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - ЗАО "ТЗК "Шереметьево".
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" арбитражным судам необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 27 от 18.06.2003 г.
Разделом 4 приложения N 2 к приказу ФГП ВО ЖДТ России N К-10/324 от 30.09.2013 г. предусмотрены ставки за услуги по сменному сопровождению и охране грузов при увеличении нормативных сроков доставки грузов. Ставка сбора по этому тарифу составляет 483 руб. за охрану одного вагона в сутки.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.
С учетом отсутствия в Договоре пункта, предусматривающего порядок, размер оплаты услуг в срок, превышающий первоначальный срок доставки вагонов по причинам, не зависящим от заказчика, с учетом положений п. 1.18 Договора, п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, у Охраны есть право на оплату услуг по тарифу, установленному пунктом 1.7 Приказа ФГП ВО ЖДТ России N К-10/324 от 30.09.2013 г. и разделом 4 приложения N 2 к Приказу, где ставка в спорный период составляла 483 рубля за вагон в сутки.
Материалами дела подтверждено отсутствие вины заказчика в увеличении первоначального нормативного срок доставки, что исключает применение тарифа, предусмотренного п. 6.2 и разделом 5 приложения N 2 к приказу ФГП ВО ЖДТ России N К-10/324 от 30.09.2013 г.
В связи с изложенным, сумма подлежащих удовлетворению требований за услуги в период с 24.10.2014 г. по 31.10.2014 г. должна быть рассчитана по ставке 438 руб. за охрану одного вагона в сутки, а за период с 01.11.2014 г. по 12.11.2014 г. по ставке 483 руб. за вагон в сутки.
За период с 00 час. 00 мин. 25.10.2014 г. по 00 час. 00 мин. 31.10.2014 г. (7 суток * 438 руб. * 10 ваг. + 18 % НДС) = 36 178, 80 руб.
За период с 00 час. 00 мин. 01.11.2014 г. по 17. час. 36 мин. 11.11.2014 г. (1 вагон) (10 суток * 483 руб. + (483/24 * 18 часов)) * 1 вагон + 18 % НДС) = 6 126, 86 руб.
За период с 00 час. 00 мин. 01.11.2014 г. по 17. час. 19 мин. 12.11.2014 г. (9 вагонов) (10 суток * 483 руб. + (483/24 * 17 часов)) * 9 вагонов + 18 % НДС) = 54 928, 02 руб.
Итого по 10 вагонам: 97 233,68 руб.
97 233, 68 руб. - стоимость оказанных услуг по охране вагонов с НДС.
Сумма взыскиваемых процентов также подлежит корректировке: 97 233, 68 руб. * 264 дня (период просрочки с 27.05.2015 г. по 15.02.2016 г.) * 8,25 %/360 = 5 882, 64 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2016 г. по делу N А40-40265/16 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" задолженность в размере 97 233 руб. 68 коп., проценты - 5 822 руб. 64 коп., госпошлину по иску 3 512 руб. 94 коп., в остальной части иска отказать.
Взыскать с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в пользу открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе 3 000 руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40265/2016
Истец: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", фгп во железнодорожного транспорта рф
Ответчик: ОАО НГК СЛАВНЕФТЬ