г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А56-80276/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Хомутинниковой О.А. по доверенности от 09.06.2016;
от заинтересованного лица: Артющенко С.А. по доверенности от 30.12.2015 N 24-12/25205; Стеценко С.В. по доверенности от 28.12.2015 N 19-19/25027;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-981/2016) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2016 по делу N А56-80276/2015 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "Новаг"
к Пулковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новаг" (198035, Санкт-Петербург, межевой канал, д.31, ОГРН 5067847047648, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (Санкт-Петербург, ул.Стартовая, д.7А, далее-таможенный орган) от 13.10.2015 по делу об административном правонарушении N 10221000-952/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пулковская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполно выясненными обстоятельствами дела.
Представители таможенного органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в ходе административного расследования установлен факт представления обществом в таможенный орган недействительного документа-декларации соответствия ТС N RU Д-GB.АJ14.B54775, который мог послужить основанием для несоблюдения установленных решениями Комиссии Таможенного союза ограничений на ввоз товара на территорию Таможенного союза, заявленного в декларации на товары (ДТ) ДТ N 10221010/260615/0024507.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 26.06.2015 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Пулковского таможенного поста Пулковской таможни таможенным представителем ООО "Новаг" (реестр таможенных представителей N 0240/05 от 13.04.2015) подана ДТ N 10221010/260615/0024507 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар "комбинезон мужской производственный (средство индивидуальной защиты), производитель PORTWEST LTD, товарный знак BIZFLAME, модельFR50, артикул W3855, код ТН ВЭД ТС 6211 32 100 0".Товар прибыл по авианакладной 880-31237415 в адрес ООО "Эйргаз Сахалин" в рамках контракта N 130915-AS-PW от 15.09.2013.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанного товара через таможенную границу Таможенного союза (соответствие требованиям TP ТС N 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной зашиты") обществом одновременно была представлена в таможенный орган соответствующая Декларация о соответствии ТС N RU Д-GB.AЛ14.В.54775 от 23.12.2013, согласно которой товар "средство индивидуальной зашиты: комбинезон мужской производственный", код ТН ВЭД ТС 6211321000, поставляемый производителем "Portwest Ltd", соответствует требованиям N TP ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
29.06.2015 таможенным органом в отношении вышеуказанного товара был проведен таможенный досмотр, по результатам проведения которого составлен акт таможенного досмотра N 10221010/290615/000335 и сделан вывод о том, что маркировка на товаре и его упаковке не соответствует маркировке, установленной подп. 4.10 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (далее - ТР ТС 019/2011).
13.03.2015 таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении N10221000-302/2015 по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором отражено, что действие ДС ТС N RU Д-GВ.АЛ14.В.54775, не распространяется на перемещаемый товар, поскольку декларация выдана на товар, который соответствует требованиям TP ТС N 019/2011, а фактически на территорию Таможенного союза ввезен товар, не соответствующий TP ТС N 019/2011, то есть ДС ТС NRU Д-GВ.АЛ14.В.54775 по отношению к ввезенному товару является недействительным документом.
Постановлением от 13.10.2015 N 10111000-952|2015 ООО "Новаг" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Новаг" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод, что таможенным органом не доказан в действиях таможенного представителя состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях образует заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (статья 17 ТК ТС).
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункты 1, 2 статьи 179 ТК ТС). При этом согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС таможенный представитель обладает теми же правами, что и декларант, которые предусмотрены статьей 187 ТК ТС.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. При декларировании товаров представляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
В соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную Территорию таможенного союза продукции (товаров) в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органом подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В рассматриваемом случае таможенным представителем подана ДТ N 10221010/260615/0024507, в графе 31 которой указано следующее описание товара "комбинезон мужской производственный (средство индивидуальной защиты), производитель PORTWEST LTD, товарный знак BIZFLAME, модель FR50, артикул W3855, код ТН ВЭД ЕАЭС 6211 32 100 0".
В Перечень, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 "Об утверждении Перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)" включены - "комбинезоны мужские и женские для защиты от нетоксичной пыли, механических воздействий и общих производственных загрязнений из 62 группы ТН ВЭД ЕАЭС".
В графе 44 ДТ под кодом вида документа 01191 заявлены сведения о декларации о соответствии ТС N RU Д-ОВ.АЛ14.В.54775.
Согласно ДС ТС N RU Д-ОВ.АЛ14.В.54775 продукция, указанная в ней (средство индивидуальной защиты: комбинезон мужской производственный из текстильной ткани антистатический...) изготовлена и соответствует требованиям ТР ТС 019/2011.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за несоответствие маркировки на товаре и его упаковке маркировке, требования к которой установлены подп. 4.10 ст. 4 ТР ТС 019/2011.
В соответствии с подп. 4.10 ст. 4 ТР ТС 019/2011 маркировка средств индивидуальной защиты (кроме средств индивидуальной защиты дерматологических) должна соответствовать следующим требованиям:
1) Каждая единица средств индивидуальной защиты, включая сменные комплектующие изделия, должна иметь маркировку. Маркировка наносится непосредственно на изделие и на его упаковку.
Если маркировку невозможно нанести непосредственно на изделие, она наносится на трудноудаляемую этикетку, прикрепленную к изделию. При отсутствии возможности нанесения маркировки в полном объеме непосредственно на само изделие допускается не наносить часть информации в маркировке при условии, что соответствующая информация нанесена на индивидуальную упаковку изделия и на прикрепленную к изделию трудноудаляемую этикетку.
Для противошумных вкладышей и СИЗ глаз допускается нанесение маркировки только на индивидуальную упаковку. На СИЗ от падения или спасения с высоты и СИЗОД с изолирующей или фильтрующей лицевой частью допускается наносить маркировку только на индивидуальную упаковку, а при ее отсутствии - на групповую упаковку при условии маркировки всех комплектующих;
2) маркировка, наносимая непосредственно на изделие или на трудноудаляемую этикетку, прикрепленную к изделию, должна содержать:
-наименование изделия (при наличии - наименование модели, кода, артикула); наименование изготовителя и (или) его товарный знак (при наличии); защитные свойства; размер (при наличии);
-обозначение настоящего технического регламента Таможенного союза, требованиям которого должно соответствовать средство индивидуальной защиты;
-единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
-дату (месяц, год) изготовления или дату окончания срока годности, если она установлена;
-сведения о классе защиты и климатическом поясе, определяемом соответствии с таблицей 3 приложения N 3 настоящего технического регламента Таможенного союза и в котором могут применяться средства индивидуальной защиты (при необходимости);
-сведения о способах ухода и требованиях к утилизации средства индивидуальной защиты;
-сведения о документе, в соответствии с которым изготовлено средство индивидуальной защиты; другую информацию в соответствии с документацией изготовителя;
3) информация должна наноситься любым рельефным способом (в том числе тиснение, шелкография, гравировка, литье, штамповка) либо трудноудаляемой краской непосредственно на изделие или на трудноудаляемую этикетку, прикрепленную к изделию. Допускается нанесение информации в виде пиктограмм, которые могут использоваться в качестве указателей опасности или области применения средств индивидуальной защиты. Информация должна быть легкочитаемой, стойкой при хранении, перевозке, реализации и использовании продукции по назначению в течение всего срока годности, срока службы и (или) гарантийного срока хранения;
4) маркировка, наносимая на упаковку изделия, должна содержать:
наименование изделия (при наличии - наименование модели, кода, артикула); наименование страны-изготовителя; наименование, юридический адрес и торговую марку (при наличии) изготовителя; обозначение настоящего технического регламента Таможенного союза, требованиям которого должно соответствовать средство индивидуальной защиты; размер (при наличии); защитные свойства изделия; способы ухода за изделием (при необходимости); дату изготовления и (или) дату окончания срока годности, если установлены; срок хранения для средств индивидуальной защиты, теряющих защитные свойства в процессе хранения; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; величину опасного или вредного фактора, ограничивающего использование средства индивидуальной защиты (при наличии); ограничения по использованию, обусловленные возрастом, состоянием здоровья и другими физиологическими особенностями пользователей; сведения о классе защиты и климатическом поясе, определяемом в соответствии с таблицей 3 приложения N 3 настоящего технического регламента Таможенного союза и в котором могут применяться средства индивидуальной защиты (при необходимости); сведения о документе, в соответствии с которым изготовлено средство индивидуальной защиты; другую информацию в соответствии с документацией изготовителя.
Согласно подп. 4.11 ст. 4 ТР ТС 019/2011 маркировка и эксплуатационные документы выполняются на официальном и государственном(ых) языке(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением наименования изготовителя и наименования изделия, а также другого текста, входящего в зарегистрированный товарный знак. Допускается одновременное использование нескольких языков государств - членов Таможенного союза. Дополнительное использование иностранных языков допускается при условии полной идентичности содержания с текстом.
В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10221010/290615/000335) выявлено, что маркировка на товаре и на его упаковке не соответствует маркировке, установленной ТР ТС 019/2011, а именно:
-на товаре отсутствует выполненная на официальном и государственном(ых) языке(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза маркировка, содержащая информацию в соответствии с подп. 4.10 ст. 4 ТР ТС 019/2011, в том числе обозначение данного ТР ТС союза, сведения о способах ухода и требованиях к утилизации средства индивидуальной защиты, сведения о документе, в соответствии с которым изготовлено средство индивидуальной защиты, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и т.д. Прикрепленная трудноудаляемая этикетка на товарах в ходе таможенного досмотра не обнаружена.
- на товаре отсутствует выполненная на официальном и государственном(ых) языке(ах) государства(в) члена(ов) Таможенного союза маркировка, содержащая информацию в соответствии с подп. 4.10 ст. 4 ТР ТС 019/2011, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым изготовлено средство индивидуальной защиты, ограничения по использованию, обусловленные возрастом, состоянием здоровья и другими физиологическими особенностями пользователей, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и т.д.
Согласно п. 7.1 ст. 7 ТР ТС 019/2011 при обнаружении средств индивидуальной защиты, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза или подлежащих оценке (подтверждению) соответствия и поступающих или находящихся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия данному техническому регламенту Таможенного союза и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, наделенные полномочиями органы государства - члена Таможенного союза обязаны принять меры по недопущению данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также по информированию об этом других государств -членов Таможенного союза.
Согласно примечанию к статье 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях России для целей применения 16 главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Поскольку в рассматриваемом случае, ДС ТС N RU Д-СВ.АЛ14.В.54775 выдана на товар, который соответствует требованиям ТР ТС 019/2011, а фактически на территорию ТС ввезен товар, не соответствующий требованиям ТР ТС 019/2011, то ДС ТС N RU Д-GB.AJI14.B.54775 по отношению к ввезенному товару является недействительным документом.
Собранными в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении материалами доказано, что действия ООО "Новаг", выразившиеся в представлении при декларировании товаров в ДТ N 10221010/260615/0024507 недействительного документа - ДС ТС N RU Д-GB.AJIH.B.54775, который мог послужить основанием для несоблюдения установленных решениями Комиссии Таможенного союза ограничений на ввоз товара на территорию Таможенного союза, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 10221000-952/2015.
Апелляционный суд не принимает доводы общества о вине в совершенном правонарушении получателя товара- ООО "Эйргаз Сахалин".
Согласно представленным документам, ООО "Новаг" является таможенным представителем, включенным в Реестр таможенных представителей N 0240/05 от 13.04.2015).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ТК ТС определено, что при осуществлении своей деятельности таможенный представитель при осуществлении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенным органом и вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 16 ТК ТС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. Пунктами 4 и 5 данной статьи установлено, что обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом и являются едиными для всех таможенных представителей.
Статьей 17 ТК ТС прямо предусмотрена ответственность таможенного представителя, согласно которой за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
Таким образом, довод о том, что общество было введено в заблуждение, является несостоятельным, поскольку в силу своего профессионального статуса таможенный представитель должен обладать информацией о том, что поставляемый товар маркируется в соответствии с требованиями технических регламентов.
Следовательно, вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
ООО "Новаг" в силу своего профессионального статуса должно было обладать информацией о том, что поставляемый товар должен быть маркирован в соответствии с требованиями ТР ТС 019/2011, однако не предприняло каких-либо действий по недопущению ввоза товара и таможенного декларирования товара, не соответствующего требованиям, установленным действующим законодательством в сфере технического регулирования.
Вышеизложенное свидетельствует о непринятии ООО "Новаг" мер по обеспечению соблюдения требований законодательства Таможенного союза, а, следовательно, о пренебрежительном отношении общества к возложенным на него публично-правовым обязанностям.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Назначенное обществу административное наказание, соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности и не может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба таможенного органа удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2016 года по делу N А56-80276/2015 отменить.
ООО "Новаг" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80276/2015
Истец: ООО "Новаг"
Ответчик: Пулковская таможня