Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-4199/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А40-112357/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Московский Союз художников"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2016 по делу N А40-112357/16, принятое судьей Г.Н. Папелишвили (шифр судьи 144-1001)
по заявлению Региональной общественной организации "Московский Союз художников"
к Мосгорнаследию
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Цветков В.А. по доверенности от 09.06.2015; |
от ответчика: |
Морозова А.Ю. по доверенности от 25.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
РОО "МСХ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Мосгорнаследия N В78/2016-77/16П от 06.04.2016.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2016 по делу N А40-112357/16, в удовлетворении заявления РОО "МСХ" о признании незаконным и отмене предписания Мосгорнаследия N В78/2016-77/16П от 06.04.2016 отказано.
С решением не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Ответчик возражал на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2016 по делу N А40-112357/16 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 20 февраля 2016 г. N 77 по адресу: Сретенский бульв., д, 6/1, стр. 1 проведена внеплановая выездная проверка в отношении региональной общественной организации "Московский союз художников", являющейся пользователем части объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 г," по адресу: Сретенский бульв., д, 6/1, стр. 1 (далее - Объект), по результатам которой составлен акт проверки от 06.04.2016 N В78/2016-77/16А.
В результате проверки выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия со стороны со стороны POO "МСХ", а именно: проведение работ по ремонту и перепланировке в помещениях Объекта (демонтаж, а также возведение стен и перегородок, обустройство антресолей) без проектно-разрешительной документации, согласованней в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а также без разрешения на производство Работ является нарушением ст. 45, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории культуры".
В связи с чем РОО "МСХ" было выдано предписание N В78/2016-77/16П от 06.04.2016 согласно которого необходимо:
1. Провести инженерное и технологическое исследование Объекта в срок до 01.09.2016.
2. С учетом инженерного и технологического исследования представить в Мосгорнаследие на согласование проект приспособления занимаемых помещений Объекта для современного использования, включающий в себя планировочные решения, в том числе рассмотрение возможности размещения творческих мастерских в под кровельном пространстве в установленном порядке в срок до 01.04.2017.
4. В установленном порядке провести работы по сохранению и приспособлению Объекта для современного использования на основании согласованной Мосгорнаследием проектной документации в срок до 01.04.2018.
5. Представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в срок до 01.07.2018.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы РОО "МСХ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку не создает ему каких-либо препятствий при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, и не возлагает на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В соответствии со ст.13 ГК РФ и п.6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Существенных нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Ростехнадзором не допущено.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, Сретенский бульв., д.6/1, стр.1 в соответствии с Указом Президента от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного федерального (общероссийского) значения" отнесено к объектам культурного наследия федерального значения "Доходный дом Строгановского училища, 1904 г., арх., Шехтель Ф.О." (далее -Объект).
Проект предмета охраны Объекта рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии и рекомендован к утверждению Министерством культуры Российской Федерации.
В предмет охраны Объекта в том числе входит пространственно-планировочная структура Объекта в пределах капитальных стен, перегородок и перекрытий 1900 г.
Специальным законом, который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В свою очередь, таким уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия является Департамент культурного наследия города Москвы (далее -Департамент, Мосгорнаследие), полномочия которого утверждены постановлением Правительством Москвы. В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Департамент в установленном порядке осуществляет государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и осуществляет контроль за их исполнением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимается деятельность, в том числе и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, посредством организации и проведения, как проверок, так и мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия.
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение в том числе юридическими лицами требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.
В свою очередь, по результатам осуществления проверки в соответствии с пп.3 п.6 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в установленном законодательством Российской Федерации порядке имеют право выдавать предписание, в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Таким образом, результатом осуществления проверки за состоянием объекта культурного наследия, решение о проведении которой согласовано с прокуратурой города Москвы, явилось соответствующее предписание, которое соответствуют законодательству об объектах культурного наследия и выдано в рамках полномочий МосгорнаследияPOO "МСХ" является пользователем части помещений здания по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 на основании договоров на право безвозмездного пользования нежилым фондом, заключенных с Департаментом имущества города Москвы:
от 7 мая 2010 г. N 1-78/05, площадью 65,3 кв. метра (чердак, помещение N Va) (далее -Мастерская 1);
от 27 апреля 2005 г. N 1-93/05, площадью 368,10 кв. метра (мансарда, помещение N XII) (далее - Мастерская 2);
от 19 октября 2005 г. N 1-228/05, площадью 91,20 кв. метра (цокольный этаж, помещение N XIV) (далее - Мастерская 3);
от 1 ноября 2004 г. N 1-269/04, площадью 121,90 кв. метров (чердачное помещение N II) (далее - Мастерская 4);
от 21 марта 2005 г. N 1-67/05, площадью 39,70 кв. метра (чердак, помещение N IX) (далее - Мастерская 5);
от 21 марта 2005 г. N 1-65/05, площадью 83,90 кв. метра (чердак, помещение N V) (далее - Мастерская 6);
от 14 мая 2005 г. N 1-108/05, площадью 116,90 кв. метра (чердак, помещение N XIII) (далее - Мастерская 7);
от 21 марта 2005 г. N 1-66/05, площадью 94,90 кв. метра (цокольный этаж, помещение N 99) (далее - Мастерская 8);
от 14 мая 2005 г. N 1-110/05, площадью 64,30 кв. метра (чердак, помещение N XIV) (далее - Мастерская 9);
от 6 апреля 2005 г. N 1-77/05, площадью 68,50 кв. метра (цокольный этаж, помещение N 89) (далее - Мастерская 10);
от 1 ноября 2004 г. N 1-268/04, площадью 46,70 кв. метра (цокольный этаж, помещение N 90а) (далее - Мастерская 11);
от 14 мая 2005 г. N 1-109/05, площадью 47,20 кв. метра (цокольный этаж, помещение N 91) (далее - Мастерская 12);
от 28 января 2004 г. N 1-24/04, площадью 162,70 кв. метра (цокольный этаж, помещение N XII) (далее - Мастерская 13);
от 22 августа 2005 г. N 1-173/05, площадью 48,20 кв. метра (чердак, помещение N 97) (далее - Мастерская 14);
от 3 июня 2010 г. N 1-55/10, площадью 99,2 кв. метра (далее - Мастерская 15);
от 10 июня 2010 г. N 1-66/10, площадью 41,4 кв. метра (далее - Мастерская 16);
от 4 июня 2010 г. N 1-57/10, площадью 120,5 кв. метра (далее - Мастерская 17);
от 17 мая 2010 г. N 1-37/10, площадью 372,3 кв. метра (далее - Мастерская 18);
от 7 мая 2010 г. N 1-26/10, площадью 318,4 кв. метра (далее - Мастерская 19).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 11 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 указанного Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 указанного Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6.
В соответствии с ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец не освобождается от ответственности за выполнение установленных законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае передачи объекта культурного наследия третьим лицам.
Во взаимосвязи статей 689, 695, 696 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
При этом ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если вещь погибла или была испорчена в связи с тем, что он использовал ее не в соответствии с договором безвозмездного пользования.
В свою очередь, согласно условиям договоров на право безвозмездного пользования нежилым фондом, находящимся в собственности города Москвы, заключенным между POO "МСХ" и Департаментом имущества города Москвы (далее - Департамент), пользователь (РОО "МСХ") обязан не производить никаких капитальных (затрагивающих конструкции) перепланировок и переоборудования помещений без письменного разрешения Департамента (п.4.2.7. договоров), соблюдать все требования законодательства в отношении правового статуса помещения, как исторического памятника (п.4.2.9 договоров).
Соответствующих разрешений на переоборудование помещений пользователь от Департамента не получал.
Согласно п.4.2.12 договоров РОО "МСХ" не вправе производить безвозмездные передачи помещений другому лицу.
Таким образом, РОО "МСХ" в нарушении положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия и в нарушение заключенных договоров, будучи осведомленной о статусе Объекта, как объекта культурного наследия федерального значения, не приняло мер по предотвращению осуществления перепланировок в помещениях Объекта и несоблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия
Доводы РОО "МСХ" о произведенных перепланировках на основании таких документов как решения исполкома Бауманского районного Совета депутатов трудящихся от 26 января 1966 г. N 4/4, от 3 ноября 1965 г. N 46/10, выписки из протоколов межведомственной комиссии при исполкоме Бауманского Райсовета от 6 августа 1964 г. N 16-3 и от 6 октября 1966 г. N 20-1а, паспорт помещения N 71 от 24 февраля 1965 г., приемо-сдаточный акт от 28 мая 1964 г., акт от 23 июля 1968 г. отклоняются как необоснованные.
К указанным договорам аренды приложены экспликации и поэтажные планы помещений Объекта, составленные в период с 1978 г. по 2001 г
Отметки о зафиксированных перепланировках в экспликациях и поэтажных планах на момент их составления отсутствуют.
Согласно экспликации и планам помещений, представленными МосгорБТИ, в помещениях Объекта, принадлежащих POO "МСХ", зафиксировано их переоборудование по состоянию с ноября 2013 г. по ноябрь 2014 г., о чем в планах помещений сделаны соответствующие отметки красными линиями.
Доводы РОО "МСХ" о том, что перепланировки помещений Объекта произведены художниками, в связи с чем организация не является субъектом административного правонарушения рассмотрены и обосновано отклонены судом первой инстанции.
Согласно Положению об индивидуальных творческих студиях (мастерских) художников, архитекторов, дизайнеров, передаваемых в безвозмездное пользование и аренду к постановлению Правительства Москвы от 11 апреля 2000 г. N 262 (далее -Положение) на основании которого творческие мастерские Объекта переданы художникам от РОО "МСХ" художникам не представлено право переоборудовать творческие мастерские.
В соответствии с Положением художники обязаны содержать помещения студии в надлежащем состоянии.
Согласно указанному Положению творческие союзы художников защищают права художников и выступают их гарантами соблюдения ими обязанности, предусмотренных Положением, перед государственными органами, а также осуществляют контроль за соблюдением прав и обязанностей художников.
Учитывая изложенное, именно РОО "МСХ" обязано было осуществлять надлежащий контроль за использованием части помещений Объекта и соблюдением требований в области охраны объектов культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку не создает ему каких-либо препятствий при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, и не возлагает на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности.
Следовательно, в данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя..
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для переоценки оспариваемых выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2016 по делу N А40-112357/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112357/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-4199/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: РОО МСХ
Ответчик: Департамент культурного наследия г. Москвы, Мосгорнаследие
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4199/17
27.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4199/17
12.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53267/16
26.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112357/16