Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Чита |
|
22 июня 2016 г. |
Дело N А58-5428/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А58-5428/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ИНН 6608003052, ОГРН 1026600000460, место нахождения: 620026, г.Екатеринбург, ул.Куйбышева,75) от 23.09.2015 N 7731 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) ( ОГРН 1051402036146, ИНН 1435029737, место нахождения: 677000, г.Якутск, мкр 202, кор 23), с привлечением третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Федоровой Екатериной Борисовной (место нахождения; с.Пригородный) о признании решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "АНЮР" (ОГРН 1111435008520, ИНН 1435244149, место нахождения: 677000, г.Якутск, пр.Ленина,50-2) в связи с его ликвидацией и записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "АНЮР" по решению учредителей от 10.07.2015 за государственным номером N 2151447108096 недействительными и обязании устранить допущенные нарушения, аннулировав запись о ликвидации
(суд первой инстанции - В.А. Андреев).
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (далее - Банк, заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "АНЮР" в связи с его ликвидацией и записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "АНЮР" по решению учредителей от 10.07.2015 за государственным номером N 2151447108096.
Определением от 16.10.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Федорова Екатерина Борисовна (далее - Федорова Е.Б., поручитель, учредитель).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что действующим законодательством не установлена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку надлежащего исполнения ликвидационной комиссией (ликвидатором) возложенных на них законом обязанностей по осуществлению ликвидационных мероприятий.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.01.2016 по делу N А58-5428/2015 - отменить; принять по делу новый судебный акт, которым, требования ОАО "СКБ-банк" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Республике Саха (Якутия) удовлетворить в полном объеме, признав незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Республике Саха (Якутия) о государственной регистрации прекращения ООО "АНЮР" (ОГРН 1111435008520 ИНН 1435244149) в связи с его ликвидацией и записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица 000 "АНЮР" (ОГРН 1111435008520 ИНН 1435244149) по решению учредителей или иного органа от 10.07.2015 за государственным регистрационным номером N 2151447108096; возложив на Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Республике Саха (Якутия) обязанность по устранению допущенных нарушений, аннулировав запись о ликвидации и восстановив запись о ООО "АНЮР" (ОГРН 1111435008520 ИНН 1435244149) в Едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации юридического лица; Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Республике Саха (Якутия) расходы по оплату госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000,00 руб.
Полагает, что поскольку при ликвидации общества установленный статьями 61 - 64 ГК порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, решение о ликвидации общества не может быть признано законным, поскольку указанным решением нарушены права третьих лиц как кредиторов.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции и назначил дело на 19 мая 2016 года.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, апелляционный суд привлек ликвидатора Губанову Людмилу Николаевну (место нахождения: г.Якутск), Голоухова Юрия Вячеславовича (место нахождения: г.Якутск).
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Рылова Д.Н.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2016 года рассмотрение дела отложено на 16 июня 2016 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.03.2016, 16.04.2016, 21.05.2016.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 24, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в настоящем деле рассматриваются обстоятельства ликвидации в добровольном порядке ООО "АНЮР". Банком заявлено о нарушении порядка ликвидации данного общества, в том числе о составлении недостоверного ликвидационного баланса, на основании которого налоговым органом внесена запись о ликвидации.
В соответствии с ч.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с частями 1, 2 ст.64.1 ГК РФ (введена в действие с 01.09.2014 г) в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.
Статьей 53.1 ГК РФ установлены основания и порядок ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица
Таким образом, лицом, которое выступает от имени ликвидируемого юридического лица, которое осуществляет процедуру ликвидации, в том числе отыскивает кредиторов, которое может быть привлечено к ответственности в связи с допущенными при ликвидации юридического лица нарушениями, является ликвидатор. Следовательно, могут быть затронуты права данного лица при оспаривании ликвидации юридического лица применительно к возможным последствиям. Кроме того, при оспаривании ликвидации юридического лица затрагиваются непосредственно и права его учредителей (участников).
Апелляционный суд в связи с изложенным полагает, что по рассматриваемой категории дел привлечение в процесс ликвидатора, а также учредителей (участников) ликвидированного юридического лица является необходимым.
Как следует из материалов настоящего дела, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена только Федорова Е.Б., поскольку она является поручителем по кредитному договору, заключенному между Банком и ООО "АНЮР", а из выписки из ЕГРЮЛ следует, что учредителем общества также являлся Голоухов Ю.В., ликвидатором общества являлась Губанова Л.Н.
Таким образом, апелляционный суд усматривает, что решение судом первой инстанции вынесено без привлечения к участию в деле лиц, права и интересы которых затрагиваются принимаемым решением, что применительно к п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене по п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ.
Рассматривая дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.
18 мая 2016 года в суд апелляционный инстанции поступили пояснения Банка к исковому заявлению, аналогичные доводам апелляционной жалобы, а также банком было пояснено, что о ликвидации он мог узнать только из ЕГРЮЛ (10.07.2015 г.) в силу открытости данного реестра, что Федорова Е.Б. действовала недобросовестно, так как ей было известно о наличии задолженности перед банком, что права банка затрагиваются, поскольку он лишен возможности предъявить требования к поручителю в порядке ст.367 ГК РФ.
19 мая 2016 года в суд апелляционной инстанции поступил отзыв ликвидатора Губановой Л.Д., которым она просить отказать в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", полагая, что ею соблюден порядок ликвидации юридического лица, так как у ликвидатора сведений о таком кредиторе как банк не имелось, а после публикации сообщения о предстоящей ликвидации банк к ликвидатору в установленные сроки не обращался.
Апелляционный суд, рассматривая заявленные требования, руководствуется следующим.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с ч.5 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Согласно ч.1 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.2, ч.3, ч.4 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с ч.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно ч.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно ч.6 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно ч.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N 129-ФЗ, закон о государственной регистрации) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно частями 2, 3 ст.20 закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с ч.1 ст.21 закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Апелляционный суд исходит из того, что нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 указанного Федерального закона, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В силу абз. 2 части 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор общества помимо размещения сведений в органах печати должен был письменно уведомить кредитора - истца именно о начале ликвидации юридического лица. Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации.
Апелляционный суд полагает, что его позиция соответствует сложившейся судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2015 по делу N 310-ЭС14-8980, А64-6348/2013, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14449/12 по делу N А60-539/2011, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2014 по делу N А19-10891/2013).
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "АНЮР" было зарегистрировано 07 февраля 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1111435008520.
Учредителями ООО "АНЮР" являлись Голоухов Ю.В., Федорова Е.Б.
02 апреля 2015 года учредителями общества принято решение о ликвидации в добровольном порядке ООО "АНЮР" (т.1 л.д.92) в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности. Данным решением ликвидатором назначена Губанова Л.Н..
03.04.2015 ликвидатор ООО "АНЮР" представил в Инспекцию уведомление (т.1 л.д.85) о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора с приложением такого решения, на основании которого 10.04.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (т.1 л.д.93).
15 апреля 2015 года опубликовано сообщение о ликвидации ООО "АНЮР" в журнале Вестник государственной регистрации" в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации". В сообщении, размещенном в указанном издании, кредиторам предложено предъявить ликвидатору свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения (т.1 л.д.95).
15 апреля 2015 года в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО "АНЮР" в связи с его ликвидацией по форме N Р16001.
29 июня 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о промежуточном ликвидационном балансе (т.1 л.д.101).
03 июля 2015 года в регистрирующий орган представлено заявление о ликвидации юридического лица - ООО "АНЮР". К заявлению был приложен протокол (т.1 л.д.110) и ликвидационный баланс (т.1 л.д.111-112).
10 июля 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2151447108096 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "АНЮР" в связи с его ликвидацией (т.1 л.д.114).
Полагая указанную запись не соответствующей Федеральному закону от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушающей прав и законные интересы Открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Заявитель полагает, что ликвидатором общества, не направлено письменное уведомление кредитору - ОАО "СКБ-банк" - о начале процедуры ликвидации. Указанная обязанность ликвидатора предусмотрена статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса обществу, его учредителю и его ликвидатору было известно о не исполненных перед Банком обязательствах.
Так, ОАО "СКБ-банк" в соответствии с кредитным договором N 180.2.1-1124М10 от 21.12.2012 г. (т.1 л.д.17-19) предоставлен Заемщику ООО "Домовенок" (в настоящее время - ООО "АНЮР") кредит в сумме 2000000.00 руб. на срок по 21/12/2017 г. включительно с условием уплаты процентов за пользование кредитом по ставке 29.90% годовых в порядке и сроки, установленные Кредитным договором.
В обеспечение исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору Фёдорова Екатерина Борисовна заключила с Банком договор поручительства N 180.2.1-1125М10 от 21.12.2012 года (т.1 л.д.22-23).
Общая сумма задолженности ООО "АНЮР" перед Банком по кредитному договору составляет 1 840 422,25 рублей.
Таким образом, Федорова Екатерина Борисовна, являлась одним из участников общества и поручителем по кредитному договору, что подтверждается предоставленным в материалах дела договором поручительства (т.1 л.д. 92, протокол общего собрания участников от 02.04.2015).
Как следует материалов дела, ликвидационный баланс утвержден участниками ООО "АНЮР" без указания на наличие задолженности перед банком. Однако, участник общества Федорова Екатерина Борисовна, являясь также поручителем по кредитному договору, не могла не знать о наличии неисполненных обязательств ООО "АНЮР".
Доказательств направления ликвидатором банку письменного извещения о предстоящей ликвидации в материалы дела не представлено.
Таким образом, представленный в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, то есть он не мог являться основанием для государственной регистрации, а ликвидацию следует признать проведенной с нарушением закона.
Соответственно, не смотря на то, что налоговому органу формально был представлен необходимый пакет документов для регистрации ликвидации ООО "АНЮР", его решение о ликвидации ООО "АНЮР" не соответствует закону N 129-ФЗ.
Доводы налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия по проверке представленных документов, в связи с указанным выше приняты быть не могут, как и доводы ликвидатора о том, что ей было не известно о наличии задолженности ООО "АНЮР" перед банком.
Апелляционный суд полагает, что банком был соблюден трех месячный срок для оспаривания решения налогового органа, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, исчисляемый судом со следующего дня с даты публикации сведений о предстоящей ликвидации в ЕГРЮЛ (т.1 л.д.102), то есть с 30.06.2015 г., поскольку банк обратился с заявлением в суд согласно конверту 23.09.2015 г.
В соответствии с ч.1 ст.367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства. Прекращение обеспеченного обязательства в связи с ликвидацией должника после того, как кредитор предъявил в суд или в ином установленном законом порядке требование к поручителю, не прекращает поручительство.
Поскольку банк не был в письменной форме уведомлен о ликвидации ООО "АНЮР" он не смог своевременно заявить свои требования ни к ООО "АНЮР", ни к Федоровой Е.Б. Таким образом, решением о ликвидации права банка нарушаются.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что в настоящем деле имеются правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд полагает, что, учитывая, что деятельность регистрирующего органа подробно регламентирована (например, Приказ Минфина России от 22.06.2012 N 87н), будет достаточно указания на обязание налоговому органу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов банка.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы в суд была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. платежным поручением N 3 от 17.02.2016, то с учетом положений ст.110 АПК РФ уплаченная обществом государственная пошлина в качестве судебных расходов подлежит взысканию с ответчика в размере 1 500 руб.
Излишне уплаченная за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб. по платежному поручению от 17.02.2016 N 3 подлежит возврату истцу на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 200 - 201, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2016 года по делу N А58-5428/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Республике Саха (Якутия) о государственной регистрации прекращения Общества с ограниченной ответственностью "АНЮР" (ОГРН 1111435008520 ИНН 1435244149) в связи с его ликвидацией и записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "АНЮР" (ОГРН 1111435008520 ИНН 1435244149) по решению учредителей или иного органа от 10.07.2015 за государственным регистрационным номером N 2151447108096, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу".
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) в пользу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17.02.2016 N 3 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.Н.Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5428/2015
Истец: ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Голоухов Юрий Вячеславович, Губанова Людмила Николаевна, Управление Федеральной миграционной службы по Республики Саха (Якутия), Федорова Екатерина Борисовна
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5620/16
19.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5428/15
18.08.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1312/16
22.06.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1312/16
23.01.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5428/15